Апробирование системы внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала во внеурочной деятельности в начальной школе — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Апробирование системы внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала во внеурочной деятельности в начальной школе

2017-10-11 931
Апробирование системы внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала во внеурочной деятельности в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы составили план из 9 внеурочных занятий, посвященных изучению исторического материала касающегося истории России. Данные занятия содержали информацию о наиболее важных исторических событиях прошлого нашей страны, на них использовались разнообразные приемы изучения исторического событийного материала. Каждая тема была тщательно проработана перед апробированием на практике. Как результат, учащиеся должны были овладеть материалом этих 9 знаний и подготовить небольшую энциклопедию, относящуюся к истории России.

· «Лента времени.» (1 занятие)

· «Петр 1. Реформы.» (1 занятие)

· «Основание Санкт-Петербурга» (1 занятие)

· «Власть и народ Российской Империи. Екатерина II.» (1 занятие)

· «Отечественная война 1812» (1 занятие)

· «Александр II. Отмена крепостного права.» (1 занятие)

· «Первая мировая война. (1 занятие)

· «Революция 1917 года. Николай II.» (1 занятие)

· «Презентация энциклопедии» (1 занятие)

Одним из самых важных результатов нашей работы является энциклопедия. Цель данного продукта - обобщить исторические знания, полученные на занятиях, сформировать образы исторических событий путем самостоятельной работы по созданию страницы энциклопедии. Таким образом, энциклопедия служит одним из методов закрепления пройденного исторического событийного материала и наглядным пособием для повторного изучения.

Процесс создания энциклопедии состоял из нескольких этапов.

Сначала необходимо было провести первичное ознакомление и исторических событийным материалом, анализ и выделение определенных исторических фактов. Затем проводилась работа по первичному закреплению нового материала с помощью учебных заданий. На оставшемся времени занятия обучающиеся приступали к работе над страницами энциклопедии.

Обучающиеся разделялись на несколько групп по 4-5 человек. Каждой группе выдавалось специальное задание на создание определенной страницы по теме занятия. Весь необходимый материал учащиеся должны были найти у соседних групп или же в своем конверте. Чаще всего, обучающиеся обращались к другим группам за необходимым материалом,. Используя карандаши, фломастеры, клей и тд. учащиеся создавали страницы, посвященные теме занятия (каждое из них было посвящено отдельному историческому событию). Всего на работу над созданием страниц энциклопедии определялось 10-15 минут от занятия и эта работа носила обобщающий и закрепляющий характер: обучающиеся повторяли существенные признаки той или иной эпохи или события, определяли его местоположение на Ленте времени, выделяли основной материал, который должен был быть помещен на страницу энкциклопедии т.д.

Завершающий этапом работы над энциклопедией являлась рефлексия. Каждая группа представляла свою страницу энциклопедии перед остальными обучающимися. После обсуждения страница вкладывалась в общую папку энциклопедии.

Теперь охарактеризуем ход констатирующего эксперимента.

Приступая к нашим занятиям мы учитывали, что дети часто путают эпохи и время, к которым относятся какие-либо исторические личности или предметы, обладают ограниченным пространственно-временным воображением, порой не могут соотнести события к определенной эпохи и т.д. Именно поэтому вводным занятием в нашей системе внеурочных занятий являлось занятие по теме «Лента времени». Тема была выбрана не случайно. С помощью ленты времени можно не только знакомиться с историей, но и учить сопоставлять времена и события: что было раньше, что было позже или что было у нас в стране, когда в Европе произошло вот это событие и так далее. С помощью ленты времени проще заучивать даты, проще запоминать последовательность событий. Словом, такая форма работы очень интересна и полезна.

Необходимо сказать о том, что работе по ленте времени было уделено время на каждом нашем занятии, также мы использовали комбинированные методы обучения (на занятиях использовались различные приемы изучения исторического материала (работа с картой, лентой времени, видеоматериалами, фрагментами исторических текстов и т.д.)).

Раскроем содержание первого занятия по теме «Лента времени».

Его целью было: создание условий для развития пространственно-временных представлений младших школьников, их умения соотносить историческое событие с эпохой и сегодняшним днем.

Занятие начиналось с загадок например, "Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит….". Учащиеся догадываются, что это время. По ходу открытия нового материала учащиеся осознали, как идет время и что время можно измерять. Одной из самой главных частей занятия - было изучение понятия времени. Обучающимся задавались такие вопросы как "На что похожа река времени?, Какими свойствами обладает? Значит у времени нет начала и конца?" помогали сформулировать тему занятия.

На практике, с помощью наглядного материала, а именно "река времени" ученики устанавливали временные рамки, которые мы собирались изучать. Мы изучали отрезок от конца Московского государства до создания Российской империи. На этом отрезке, Московское государство ударяется об камень, под названием "Преобразования Петр I" и меняет направление пути уже под название Российская империя. На занятии был задан вопрос, почему преобразования так резко изменили направление реки. Дети предположили, что в эту эпоху произошли какие-то важные события. Также на занятии были определены основные понятия время, эра, год, столетия. Закрепляющими упражнениями являлись сопоставления предмета со свойственной ему эпохой или составление хронологии. На слайде выводились картинки (динозавр, пирамиды, рыцарь и космонавт). Учащимся необходимо было правильно составить последовательно картинок на ленте времени.

Завершающим этапом занятия была творческая работа по созданию страницы энциклопедии. Обучающиеся разделились на 3 группы по 4 человека в каждой и работали над созданием первой страницы (на ней должна была быть изображена река времени и несколько исторических событий, о которых ребята знают. На последующих занятиях на реку времени добавлялись исторические события, которые мы изучали.

Таким образом, на вводном занятии были созданы условия для развития следующих познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1. Умения выделять особенности, качества, признаки разных объектов в процессе их рассматривания.

2. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

3. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Стехнологической картой данного внеурочного занятия Вы можете ознакомиться в приложении (см. Приложение № 2).

Одни из самых интересных занятий были посвящены эпохе Петра 1 и основанию Санкт-Петербурга (темы "Петр I. Реформы" и "Основание Санкт-Петербурга").

Целью занятия "Петр I. Реформы" было познакомить учащихся с личностью Петра I и особенностями петровской эпохи, основным историческими событиями этого периода.

Разрабатывая данное занятия мы учитывали, что для того, чтобы создать образ исторического факта, адекватного эпохе информация должна содержать максимальную степень детализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае ученики, чаще всего, осовременивают прошлое.

В начале занятия мы проводили работу по Ленте Времени, которая помогла нам определить тему нового занятия (обучающиеся сформулировали ее сами с помощью ленты времени и наводящих вопросов). Таким образом, учащиеся догадались, что занятие будет посвящено эпохе Петра 1.

Далее актуализировались знания обучающихся о личности самого императора. Выяснилось, что ученики не так много знают о нем. Лишь несколько человек сказало, что он основал наш город и проводил изменения в стране. Но какие изменения, они затруднялись ответить.

На этом занятии нами использовались следующие приемы работы с историческим событийным материалом: работа с видеоматериалом, о ходе которой будет рассказано далее, работа с историческим фрагментом текста и работа с картами, в конце урока мы провели групповую работу для создания страницы энциклопедии, посвященной Петру 1. Перейдем к описанию работы с видеоматериалом.

Для более полного погружения обучающихся в эпоху Петра мы использовали фрагменты фильма 1937 года "Петр 1" (реж. Владимир Петров), который ясно давал представить характер Петра и образ России того периода.

Перед показом фрагментов мы попросили ребят обратить внимание на манеру речи и на слова героев, так как в видеоматериале использовались устаревшие слова и определенные понятия. Были озвучены следующие вопросы:

1. Как данный фрагмент характеризует личность Петра?

2. Как в данном фрагменте отражена эпоха правления императора и его реформы?

3. "Какие неизвестные или устаревшие слова используют герои фильма. Что они означают по вашему мнению?

В фрагменте фильма использовались такие слова как: синод, камзол, ассамблея, рекруты, челобитная, штандарт и другие. Во время занятия мы старались как можно чаще использовать эти слова, соответствующие эпохе и термины. Конечно же, каждое новое понятие было объяснено и раскрыто. Затем, мы использовали задания, которые вынуждали учеников по памяти применять ранее изученные понятия. Задание было довольно простое, но полезное. Необходимо вставлять недостающие слова в текст об основании флота Петром I. Используя это задание и материал урока, ученики анализировали и воспроизводили конкретную историческую информацию.

Также к приемам создания образов исторических фактов относятся описание содержания исторической картины, анализ события или факта, сюжетный рассказ, практические действия учеников. На данном занятии мы постоянно уделяли время изучению исторических фактов и событий петровской эпохи.

Для того, чтобы заинтересовать ученика на занятии мы использовали необычный или вызывающий интерес исторический факт. Например, Петр I сам отрезал бороды боярам и ввел на бороды налог. Во время урока мы показали видеофрагмент из фильма, в котором Петр отрезает бороду боярину. После показа был задан вопрос: -"Для чего это было сделано". Некоторые ученики, внимательно слушавшие фрагмент, сразу же ответили и провели логическую аналогию с устаревшими традициями, которые Петр стремился отрезать для создания нового государства. На наш взгляд такой любопытный факт должен был запомниться и способствовать созданию ассоциаций с петровской эпохой. Обучающиеся сумели установить причинно-следственные связи и положение вещей в прошлом. Таким образом создавались условия для развития умственных операций.

Во время занятия мы также активно использовали элементы ИКТ. От презентаций и кинофильмов до современных приложений. Это позволяло заинтересовать учеников и вовлечь их в активную работу. Например, с помощью приложения "Kahoot", о котором более подробно мы расскажем далее, учащиеся закрепляли знания о Петре 1 в интерактивно-игровой форме. Также специально подобранные задания, где необходимо было использовать слова, характерные петровской эпохе помогали закрепить первичные знания по пройденной теме и сформировать образное представление об этом историческим периоде.

Завершающим этапом занятия была творческая работа по созданию страницы энциклопедии. Обучающиеся разделились на 3 группы по 5 человека каждой и работали над созданием страницы энциклопедии, посвященной Петровской эпохе. Каждой группе был дан разный материал, относящийся к личности Петра I и событиям этого периода. Ученики должны были выбрать наиболее важный и, по их мнению, характеризующий данную эпоху материал.

С технологической картой внеурочного занятия Вы можете ознакомиться в Приложении (см. Приложение №1)

Таким образом, на занятии по теме "Петр I. Реформы" были созданы условия для развития следующих познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя различные источники

2. Выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть изучаемых объектах

3. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

4. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному объекту)

5. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Следующим занятием, которому мы хотим уделить внимание (так как по нашему мнению оно было одним из самых удачных) было занятия по теме "Основание Санкт-Петербурга".

Целью данного занятия было - познакомить учащихся с историей основания Санкт-Петербурга и определить роль Петра I в судьбе нашего города.

В начале занятия была проведена работа с картой, на которой было изображена дельта Невы до основания Петербурга. Учащимся предлагалось подумать, что это за местность, почему она связана с темой занятия? Обучающиеся предполагали, что на этой местности был основан наш город. Нами отмечалось, что территория, на которой он был построен была болотистой.

После этого проблемная ситуация для учащихся в виде вопроса "Зачем на болотистой местности основывать город?". С помощью изучения карты границ России до Петра I и определении роли Балтийского моря для страны, учащиеся пришли к логическому ответу, что город был построен для того, что завоевать выход к морю.

Далее вводилась еще одна проблемная ситуация - обучающиеся разделились на две группы: одна должна была найти положительные моменты в основании города, другие отрицательные. В итоге, мы пришли к выводу, что перенос столицы страны и переброс основных сил к Санкт-Петербургу положительно сказалось на жизни страны и положительных факторов основания города и переноса столицы было больше, чем отрицательных.

На следующем этапе занятия проводилась творческая работа по описанию исторической картины. За основу была взята картина В.А.Серова "Петр Первый", на которой изображено основание Санкт-Петербурга. Обучающимся предлагалось глядя на картину написать небольшое сочинение об этом событии от лица Петра. Ученикам понравилось данное задание, и они с радостью его выполнили. Таким образом, при написании данного сочинения, обучающиеся должны были вспомнить особенности описываемой эпохи, которые мы изучали ранее и отразить их в тексте. Тем самым мы создавали условия для формирования у учеников образа конкретной исторической эпохи, развития у них умения классифицировать, анализировать и воспроизводить учебную информацию.

На этапе закрепления нам очень помогло приложение "KAHOOT", о котором уже упоминалось. Расскажем о нем подробнее.

Это приложение является ценным помощником для учителя и обучающегося. На наш взгляд именно за такими средствами обучения будущее современной педагогики. На основе пройденного материала ученики учатся выделять главную информацию, а при прохождении викторины в приложении весь материал повторяется. В добавок ко всему, данное приложение вызывает большой эмоциональный отклик т.к. ученики, набирающие большего всего очков получают положительные оценки. (Занять первое место - является мотивацией для ученика). Данное приложение имеет очень простой интерфейс с ярким дизайном. Также с ним очень удобно работать и в урочное время.

Завершающим этапом занятия была творческая работа по созданию страницы энциклопедии. Обучающиеся разделились на 3 группы по 5 человека каждой и работали над созданием страницы энциклопедии. Каждой группе был выдан материал, относящийся к основанию Санкт-Петербурга и выбрать из него основой для оформления страницы. Обучающимся необходимо было правильно отвечать на вопросы учителя, относящиеся к основанию Санкт-Петербурга, чтобы получить дополнительную информацию для своего проекта и вклеить/вписать в страницу. Вопросы повторялись из закрепляющего этапа (игра "Kahoot").

Таким образом на занятии по теме "Основание Санкт-Петербурга". были созданы условия для развития следующих познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдение, моделирование, вычисление).

2. Анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

3. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

4. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Следующим занятием, которому мы хотим уделить внимание (так как по нашему мнению оно было одним из самых удачных) было занятия по теме "Отечественная война 1812 года".

Целью данного занятия было - познакомить учащихся с Отечественной войной 1812 года, основными ее участниками и судьбе России в этот исторический период времени.

В начале занятия была проведена беседа на тему произведения Л.Н. Толстого "Война и мир". Был задан вопрос, знают ли ребята это произведение. Некоторые ребята уже знали о таком произведении, но, естественно, не знали его содержания.

Далее, с помощью фрагментов из фильма "Война и мир" 1965г. (реж. С.Бондарчук), ребята предполагали о какой именно войне идет речь в произведении. По характерным атрибутам и фигуре Наполеона некоторые учащиеся догадались, что это Отечественная война 1812 года. Затем последовал вопрос, почему она называется Отечественной. Учащиеся предположили, что во время этой войны объединилась вся страна против общего врага.

На следующем этапе учащиеся с помощью исторического фрагмента текста о продвижении армии Наполеона к Москве изучали ход войны. У каждого из учащихся была таблица для заполнения, в которую необходимо было вписывать информацию об Отечественной войне 1812 года.

Информация бралась из исторических текстов, из видеоматериалов (фрагменты фильма "Война и мир" 1965г), из работы с картой, на которой было изображены силы и скорость наступления армии Наполеона и из анализа картины Александра Смирнова «Пожар Москвы».

Во время занятия также активно шла работа над страницей энциклопедии, посвященной войне 1812 года. На доске был прикреплен лист А4 с заголовком "Отечественная война 1812 года". По мере прохождения этапов урока, некоторые пустые места заполнялись информацией учащимися (даты событий, исторические личности, известные сражения). По нашей просьбе по очереди каждый из учеников выходил и заполнял только что полученную информацию.

Таким образом на занятии по теме "Отечественная война 1812 года". были созданы условия для развития следующих познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1.Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдение, моделирование, вычисление).

2. Применять таблицы, схемы, модели для получения информации.

3. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному объекту)

4. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

5. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Итоговое занятие "Презентация энциклопедии" было посвящено обобщению всех тем и официальной презентации энциклопедии.

Целью данного занятия было - обобщить и зафиксировать все пройденные знания в оформленную книгу (энциклопедию).

Учащиеся были разделены на 5 групп по 4 человека. Каждой группе отдавалось несколько страниц из энциклопедии. Задачей каждой группы было вспомнить и рассказать о пройденном материале на странице. На данном занятии учащиеся ориентировались по реке времени, относя то или иное событие к историческому периоду. Учащиеся каждая группа, указывали на реке времени к какому промежутку времени относится их тема, а затем представляли свой доклад. На доске была закреплена каждая страница из энциклопедии в хронологическом порядке.

На занятии также была представлена большая энциклопедия "История России". Учимся задавались вопросы касательно целесообразности создания энциклопедий. "Для чего нужно хранить информацию? Имеет ли это какую-то ценность для людей?" Учащиеся сделали вывод, что энциклопедии служат для хранения и передачи очень важных знаний о прошлом своей страны или мира. С помощью учителя учащиеся сформулировали основные задачи энциклопедий. Также учителем было объяснено, что на протяжении всех занятий мы составляли свою энциклопедию (ранее это не уточнялось, ребятам просто ставились задания по работе с материалом, но они не знали, что работают с общим продуктом). Осознание того, что обучающиеся сами сделали небольшую историческую энциклопедию вызвало их удивление и приятный эмоциональный отклик. По завершении занятия все страницы энциклопедии складывались в одну оформленную папку. Такая книга будет принадлежать классу и показывать результат работы обучающихся.

Таким образом, на итоговом занятии по теме "История страны – наша история" были созданы условия для развития следующих познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1. Анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

2. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному объекту)

3. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи

4. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Сама работа и предъявление ее результатов нашли эмоциональный отклик у учащихся. В конце итогового занятия им было предложено кратко, в произвольной форме, высказать свое мнение о проделанной работе. Приведем, в качестве примера, несколько отзывов учащихся:

Мне было очень интересно делать страницы для нашей книги, чтобы в будущем мы могли посмотреть и оценить наш труд. Я бы хотел еще позаниматься историей России.

Дима 10 лет.

Моё любимое занятие было про Петра Первого. Мне кажется я много запомнила и показала отличный результат в игре "Kahoot". Еще мне понравилось делать оформление к нашей энциклопедии.

Ангелина 9 лет

Мы смотрели много познавательных старых фильмов, которые потом изучали. Я бы хотел еще посмотреть такие фильмы.

Артур 10 лет

Таким образом, нами был проведен формирующий эксперимент и необходимо было провести итоговую диагностику с целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира у младших школьников по итогам экспериментальной работы. Результатам итоговой диагностики будет посвящен следующий параграф нашей дипломной работы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.