Школа гуманитарных наук ДВФУ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Школа гуманитарных наук ДВФУ

2017-10-10 285
Школа гуманитарных наук ДВФУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

Одобрено решением «УТВЕРЖДАЮ»
Ученого совета ШГН ДВФУ Директор ШГН ДВФУ
Протокол № Ажимов Ф.Е. (подпись) (Ф.И.О.)
от «_____»_20___г. № «______»_________________20____г.    

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)

по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Профиль «Культура Православия»

 

 

 

Владивосток

 

I. Требования к процедуре проведения государственного экзамена

Государственный экзамен представляет собой профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен по направлению 48.03.01 «Теология», который устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВО.

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению 48.03.01 «Теология» (конфессионально-образовательный профиль – «Христианская (православная) теология»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2014 № 124.

Экзамен проводится в устной форме.

В процессе изучения накопленных в течение длительного исторического срока религиозного опыта, памятников христианской культуры, интеллектуального и духовного богатства христианской традиции у студентов развивается способность к самостоятельному мышлению, владение современными методами анализа различных явлений религиозной жизни, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации. Выпускники должны владеть знаниями проблематики христианской теологии, умением ориентироваться в истории вероучения и институциональных форм религиозной жизни, памятниках христианской письменности, истории и современном состоянии взаимоотношений между христианскими конфессиями, современных религиозных и нерелигиозных интерпретациях данных науки, а также навыков текстологического и экзегетического анализа Библии как важнейшего вероучительного источника христианской теологии.

Целью государственного экзамена является проверка полученных студентом общенаучных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций, знания базовых разделов теологии, понимания научных задач и проблем в области профессиональной деятельности. Программа государственного экзамена построена по комплексному принципу, то есть предполагает рассмотрение конкретных вопросов и проблем в контексте всей системы теологического знания. На государственном экзамене студент должен:

· показать место конкретного вопроса в системе теологического знания;

· уметь выделить структуру вопроса;

· показать понимание теологической проблематики вопроса;

· уметь обосновать заявляемые тезисы, то есть подтвердить их ссылками на базовые тексты и необходимыми фактами; при необходимости построить логические обоснования;

· знать ключевые события и имена, связанные с темой вопроса, а также уметь объяснить важнейшие термины, используемые в ответе;

· иметь представление о современном состоянии научной разработки вопроса;

· иметь представление об актуализации проблемы в современной жизни Православной Церкви.

По общей фундаментальной подготовленности бакалавр в области теологии отвечает следующим требованиям:

· имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в духовной жизни;

· способен к самообучению по завершении учебной программы, способен приобретать новые знания;

· владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов в сфере духовной культуры.

 

Вопросы, выносимые на государственный экзамен, составляются по содержанию следующих дисциплин базовой и вариативной части:

Б1.Б.26.История древней христианской Церкви

Б1.Б.19.История христианской письменности и патристика

Б1.Б.27. История Русской Православной Церкви

Б1.Б.22.Догматическое богословие

Б1.В.ОД.5. Сравнительное богословие

Б1.В.ОД.2.Введение в экзегезу Ветхого Завета

Б1.В.ОД.3.Введение в экзегезу Нового Завета

Б1.В.ОД.10. История западного христианства

 

Предлагается следующий вариант компоновки вопросов в экзаменационных билетах:

Первый вопрос по дисциплине «Догматическое богословие».

Второй вопрос по одной из дисциплин: «История древней христианской Церкви», «История христианской письменности и патристика»; «Сравнительное богословие»; «История западного христианства».

Третий вопрос – по дисциплинам «Введение в экзегезу Ветхого Завета» или «Введение в экзегезу Нового Завета», поскольку Библия является важнейшим источником христианской теологии.

Содержание установочных лекций, призванных оказать помощь выпускникам в подготовке к государственному экзамену, отражает основные узловые моменты и обобщение изученного материала вышеназванных дисциплин.

Процедура сдачи экзамена включает подготовка по вопросам билета (до 60 минут) и ответ выпускника на вопросы билета и на вопросы, заданные членами ГЭК (до 30 минут).

Одновременно в аудитории может находиться не более 5 обучающихся.

Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Результаты государственных экзаменов, проводимых в устной форме, объявляются в день их проведения, после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку на государственном экзамене, к дальнейшему прохождению итоговых аттестационных испытаний не допускаются, и на сновании протокола государственной экзаменационной комиссии, объяснительной записки такого обучающегося (акта о невозможности получения объяснения от обучающегося) и представления администратора ОП подлежат отчислению из ДВФУ.

Выпускник должен показать:

1. знания в области истории христианства (основные этапы истории христианской Церкви (древней христианской Церкви; РПЦ; западного христианства);

2. знания в области фундаментальных положений христианского вероучения; различия между православным, католическим и протестантским вероучениями и культовой практикой;

3. знания в области библеистики и истории христианской письменности и патристики;

4. умения и навыки применения основ этих знаний при анализе и прогнозе тенденций развития религиозной культуры в современном мире в России и за рубежом;

5. владение методами и техникой конкретных исследований в области религии, в том числе сравнительных и ретроспективных, практическими навыками сбора и анализа информации о религиозной жизни общества.

II. Содержание программы государственного экзамена

Вопросы

Вопросы

Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Содержание учения о существе Божием. Онтологические (апофатические) и катафатические (духовные) свойства существа Божия.

О Боге едином в существе. Понятие о природе (сущности) Бога. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Учение о существе Божием. Онтологические или апофатические свойства существа Божия: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие. Содержание учения о существе Божием. Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение; всемогущество; всеблаженство; благость, любовь, милость; святость и свет: правда.

Учение о Боге как Творце мира. Побуждение, цель и совершенство творения. Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения.

Общее учение о Боге творце мира. Взгляды о происхождении мира в нехристианских концепциях. Сущность христианского учения о происхождении мира. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Побуждение и цель творения. Совершенство творения. Порядок творения мира и главные виды творения. Творение мира невидимого и ангельского.

Происхождение человека. Происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода. Дарвинизм. Преадамизм. Полигенизм. Брак. Богоустановленный способ размножения людей. Мнения о происхождении душ: предсуществование душ, мнение о творении душ, мнение о рождении душ. Значение тела в составе человеческой природы. Существенное отличие души и независимость ее от тела или духовность. Душа и дух. Трихотомия и дихотомия. Свойства души человеческой: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие. Назначение человека. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке. Его действия. Первобытное состояние человека. Блаженство прародителей в раю.

Учение о Спасителе Иисусе Христе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Учение о Лице Спасителя. Господь Иисус Христос как истинный Бог и истинный человек. Безгрешность Иисуса Христа.

Содержание учения о Боге Спасителе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы. (Предвечность этого решения. Участие Лиц Св. Троицы. Значение для нас Предвечного Совета Божия). Свидетельства Священного Писания о Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Безгрешность Господа Иисуса Христа. Отличие Христа от человека. Докетизм: материальный и формальный. Арианство.

Единство Ипостаси Господа Иисуса Христа. Ипостась Господа Иисуса Христа как Ипостась Слова. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Значение терминов «неслитно» и «неизменно или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно».

Значение термина «воипостасность» в учении об Ипостаси в Господе Иисусе Христе. Ипостась Господа Иисуса Христа. Раскрытие ороса IV Вселенского Собора.

Понятие искупления. Юридическая теория искупления. Теории искупления XX века: нравственная и органическая. Первосвященническое служение Иисуса Христа: умилостивительная жертва Богу. Принесение жертвы на Кресте. Восстановление союза между Богом и человеком. Спасительные плоды жертвы Христовой.

Этимология слова «искупление». Искупление в Священном Писании. Православная традиция об искуплении. Юридическая теория искупления. Нравственная теория искупления. «Органическая» теория искупления.

Первосвященническое служение Богочеловека: умилостивительная жертва Богу. Восстановление союза между Богом и человеком, разрушенного грехом. Спасительные плоды Христовой жертвы. Значение ее по отношению к следствиям падения, дарование полноты благ.

Царское служение Иисуса Христа. Проявление царственной власти Иисуса Христа в дни уничижения. Чудеса Спасителя. Пророческое служение Иисуса Христа. Евангельский закон веры. Евангельский закон деятельности.

Царское служение Христа. Проявление царского служения (власти) Иисуса Христа в дни уничижения. Чудеса как пояснение и оправдание его учения, как предзнаменование будущей жизни. Свидетельства о божественном посланничестве и достоинстве Иисуса Христа. Иисус Христос как пророк. Евангельский закон веры. Евангельский закон деятельности. Исполнение Ветхого Завета. Мессианские места Ветхого Завета. Пророчества Иисуса Христа.

Учение о Боге Духе Святом. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Ниспослание Духа Святого и Его действия для нашего спасения. Учение Откровения о благодати. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии спасающей благодати.

Необходимость в благодати для усвоения людьми спасения, даруемого во Христе и Христом. Сошествие Святого Духа и Его значение в деле спасения человека. Учение Священного Писания о благодати. Значение слова «благодать». Благодать как свойство существа Божия. Благодать как сила Божия. Участие Божественный Лиц в раздаянии благодати.

Виды благодати. Особые дарования благодати. Отношение благодати к свободе. Благодать предваряющая. Значение веры и добрых дел в спасении. Благодать сохраняющая и возращающая духовную жизнь. Необходимость Церкви в деле освящения.

Виды благодати. Предваряющая благодать, ее действия. Необходимость спасающей веры для обращения. Значение веры и добрых дел в спасении человека. Благодать возращающая и сохраняющая жизнь духовную. Необходимость в деле освящения и спасения Церкви.

24. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Образы Церкви. Иисус Христос основатель Церкви. Цель Церкви. Существенные свойства истинной Церкви Христовой: Единство, Святость, Соборность, Апостольство.

Понятие о Христовой Церкви. Образы Церкви в Библии и святоотеческих творениях. Основание Церкви Иисусом Христом, ее цель. Христологический и пневматологический аспекты Церкви.

Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Единство Церкви. Святость Церкви. Соборность Церкви. Апостольство Церкви.

Таинство покаяния. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства покаяния. Условие прощения грехов. Таинство Елеосвящения. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства.

Определение таинства Покаяния и его установление. Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства. Форма исповеди и значение. Таинство Елеосвящения. Библейские основания Таинства Елеосвящения. Внешняя сторона Таинства.

Евхаристия. Установление Таинства. Преложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве. Необходимость причащения Святых Таин.

Смысл и значение Таинства Евхаристии. Отличия Православного учения о Таинстве Евхаристии от католического; протестантского. Установление Таинства Евхаристии. Условия совершения Таинства Евхаристии. Условия участия в Таинстве. Евхаристия как Таинство Церкви. Связь Таинства Евхаристии с другими Таинствами. Пресуществление (преложение) хлеба и вина в Таинстве. Отношение Таинства благодарения к Голгофской жертве. Необходимость и спасительность Причащения.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Смерть телесная и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведных и душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за умерших.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Смерть телесная и бессмертие души. Частный суд и мздовоздаяние после него. Состояние душ грешников и праведников после частного суда. Молитвы Церкви о усопших. Критика возражений против. Церковная дисциплина в молитвах за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого. Второе пришествие Христово. Антихрист, время его пришествия, брань его с Царством Христовым и поражение его от Господа. Воскресение мертвых. Изменение живых. Кончина мира. Всеобщий суд. Открытие Царства Славы. Состояние праведников и состояние осужденных.

О Боге как Судии для всего рода человеческого. Учение о втором пришествии Иисуса Христа, неизвестность его времени и признаки Его пришествия. Время пришествия антихриста. Брань антихриста с Царством Христовым. Направление событий в мире для спасения рода человеческого. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых, действительность и всеобщность. Одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Кончина мира. Всеобщий суд. Его действительность и образ совершения. Кончина благодатного Царства Христова и открытие Царства Славы. Ложность хилиазма. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства. Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений.

Вопросы

Вопросы

39. Библия. Понятие о богодухновенности. Структура греческой и (славянской) Библии. Количество книг Библии и их разделение по содержанию. Переводы. Перевод LXX и его значение. Формирование канона Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (с примерами). Основные темы и методы библеистики.

Понятие о Священном Писании. Наименование состава священных книг: Библия, Ветхий и Новый Завет. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Уникальность, попу­лярность, жизнеспособность Библии как книги. Разделение священных книг по времени написания на ветхозаветные и новозаветные. Число книг Ветхого Завета. Расположение их в греческой, славянской и еврейской Библии. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию на законоположительные, исторические, учительные, пророческие. Основные переводы Священного Писания. Перевод LXX и его значение для Церкви. Формирование и утверждениеканона Священного Писания.

Различные виды смысла Священного Писания: смысл буквальный и смысл таинственный (прообразы, притча, аполог, видение, символ). Способы изъяснения Священного Писания, заимствованные из самого Священного Писания и из вспомогательных источников. Контекст, параллельные места, подлинники и переводы. Церковь как основной авторитет в изъяснении Священного Писания. Значение Св. Предания для истолкования текста Св. Писания. Данные различных наук для уяснения смысла Священного Писания. Ветхозаветная экзегетика. Традиционная еврейская экзегетика. Христианская экзегетика. Толковники. Основные типы толкования Священного Писания (букваль­ный, аллегорический, анагогический, тропологический).

40. Книга Бытие. Структура. Краткое содержание и основная идея.

Автор, время, цель написания книги Бытия. Краткое содержание и основная идея. Библейский рассказ о сотворении мира. Сотворение человека. Пребывание людей в раю. Грехопа­дение Адама и Евы и его последствия. Основные этапы духовно-нравственного развития и становления ветхозаветного человечества. История допотопного человечества. Дети Адама. Потоп. Ной и его семья. История Вавилон­ского столпотворения. Патриархальный период истории еврейского народа, от избрания патриарха Авраама до смерти патриарха Иосифа (19-17 вв. до н. э.).

Вопросы

Нагорная проповедь.

Нагорная проповедь у Евангелистов Матфея и Луки. Заповеди блаженства - "златая цепь добродетелей". Иисус Христос и Закон. Закон любви. О милостыне, молитве и посте. Об отношениях с миром. О неосуждении ближнего. Золотое правило. Два пути.

Вопросы

64. Предмет патристики. Понятие «святые отцы Церкви». Ранняя патристика. Мужи апостольские. Свв. Климент Римский, Игнатий Богоносец. Раннехристианские апологеты. Сщмч. Иустин Философ и др.

Предмет и объект патристики. Понятие «святые отцы Церкви». Ранняя патристика. Жизнь и творения мужей апостольские: свт. Климент, еп. Римский; сщмч. Поликарп, еп. Смирнский; свщ. Игнатий, еп. Антиохийский. Раннехристианские апологеты и их творения. свщм. Иустин Философ, Татиан, Афинагор, еп. Антиохийский Феофил, Ермий философ и др.

Вопросы

Вопросы

Журналы

1. Религиоведение. Научно-теоретический журнал

2. Религия и право. Информационно-аналитический журнал.

3. Государство, религия, церковь в России и за рубежом

4. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

5. Вестник Московского университета. Серия 8. История

6. Человек. Научно-популярный иллюстрированный журнал

7. Вестник ПСТГУ. Серия История, история РПЦ

8. Вестник ПСТГУ. Серия Теология, философия

9. Вопросы истории

10. Вопросы философии

11. Отечественная история

12. Труды Отдела древнерусской литературы

 

ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

Одобрено решением «УТВЕРЖДАЮ»
Ученого совета ШГН ДВФУ Директор ШГН ДВФУ
Протокол № Ажимов Ф.Е. (подпись) (Ф.И.О.)
от «_____»_20___г. № «______»_________________20____г.    

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)

по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.