Словарь литературоведческих терминов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Словарь литературоведческих терминов

2017-10-10 768
Словарь литературоведческих терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор — создатель литературного произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.

Антитеза — стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: «Великий человек на малые дела» (Даль); антитеза характерна для поэтической речи.

Внутренний монолог — развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе и отражающее переживание, движение мысли, динамику внутренней жизни.

Герой литературный — действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Литературный герой наделен биографией (более или менее подробной), определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом.

Гипербола — стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр., «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).

Гротеск (фр. причудливый, затейливый) — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

Драма — 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене, а также отдельное произведение, относящееся к этому роду литературы; 2) в XVII— XX вв. — социально-бытовая пьеса, отличающаяся от комедии психологической глубиной конфликтов.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи — портрет, пейзаж и др.; в музыке — симфония, кантата, песня и др.; в литературе — роман, поэма и др.

Завязка — элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта (см.) и отправной точкой в развитии действия.

Ирония — вид комического, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.

Комедия — драматическое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.

Композиция — в литературе и искусстве — конкретное построение, внутренняя структура произведения. Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между действующими лицами литературного произведения. Кульминация (лат. вершина) — в литературе и искусстве — ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-л.

Лейтмотив — руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Лирика — 1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний; 2) совокупность произведений этого рода.

Лирические отступления — фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования.

Метафора — оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, напр.: «На нити праздного веселья Низал он хитрою рукой Прозрачной лести ожерелья И четки мудрости златой» (Пушкин).

Монолог — 1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; 2) речь наедине с самим собою.

Направление — совокупность духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества писателей определенной эпохи.

Нигилизм — 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX в., отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, к крепостничеству.

Олицетворение — воплощение каких-нибудь черт, свойств (о живом существе), напр.: Плюшкин — олицетворение скупости; уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления, напр.: «Сырое утро ежилось и дрыхло» (Б. Пастернак); «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков).

Пародия — шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-либо.

Пафос — страстное воодушевление, подъем.

Пейзаж — 1) реальный вид какой-либо местности; 2) в искусстве — изображение природы, напр. картина, рисунок в живописи.

Персонаж — действующее лицо в художественном произведении. Термин синонимичен понятию герой литературный. На практике понятие «персонаж» чаще всего используют по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта.

Повесть — эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя.

Портрет — описание внешности персонажа в литературе (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться). Развернутый, психологически достоверный портрет персонажа — достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики героя, портрет вместе с тем проявляет особенности индивидуального стиля писателя.

Поэма — большая (как правило, многочастная) стихотворная форма, лиро-эпический жанр.

Прототип — 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-либо, являющееся предшественником и образцом последующего.

Рассказчик — персонаж в литературном произведении, которому «доверяется» повествование о других персонажах и событиях; ведет повествование от первого лица и представляет читателю свою (часто отличную от авторской), субъективную версию изображаемых событий.

Риторический вопрос — поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.

Рифма — созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога.

Роман — 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило, прозаического), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Романтизм — 1) направление в европейском искусстве первой половины XIX в., романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; 2) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

Роман-эпопея — масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека.

Сарказм — язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.

Сатира — 1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2) в литературе и искусстве — жестокое, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.

Сравнение — сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).

Строфа — 1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие).

Сюжет — 1) последовательность, связь описания событий в произведении литературы; 2) в изобразительном искусстве — предмет изображения.

Трагедия — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.

Элегия — 1) жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения.

Эпиграф — фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.

Эпилог — заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные разъяснения замысла автора.

Эпитет — разновидность тропа, образное определение, напр.: слепая любовь, туманная луна.

Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой, основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ (см.).

Юмор —изображение чего-л. в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.


 

Список литературы

1. А.П.Чехов. Вишнёвый сад: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. [Текст] – М.: Дрофа, 2001.

2. Бочаров С. "Война и мир" Л.И. Толстого. Три шедевра русской классики. [Текст] - М., 1971.

3. Долинина, Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого

"Война и мир". [Текст] / Н.Г.Долинина. - СПб.: Лицей, 1999.

4. Золотарёва, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс [Текст]

/ И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. - 3-е изд.,исправ. и доп. – М.: ВАКО, 2003.

5. Лебедев,Ю.В.Русская литература XIX века.10 кл.[Текст]: Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2ч. / Ю.В.Лебедев - М: Просвещение, 2010

6. Литература в таблицах и схемах. [Текст]/ Ю.С. Миронова.- СПб.: Тригон, 2009.

7. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах [Текст]/М.И. Мещерякова. - 2-е изд. перераб. и испр. - М.: Рольф, 2001

8. Обернихина,Г.А..Литература[Текст ]: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.; под. ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр"Академия", 2011. - 686 с.

9. Обернихина,Г.А..Литература [Текст ]: практикум: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.; под. ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Академия, 2006.

10. Русская литература. ХХ век [Текст]: Энциклопедия для детей / Главный ред. М.Аксенова.- М.: Аванта-плюс,2004

11. Литература [Текст]: научно-методическая газета для учителей словесности/Учредитель ООО "Чистые пруды".

 

Ресурсы Интернет

1. Белокурова, С.П. И.А.Гончаров.Обломов [Электронный ресурс] / С.П.Белокурова, С.В. Друговейко. - http://www.gramma.ru

2. Бычков, М. Н. Комментарии к поэме "Кому на Руси жить хорошо" [Электронный ресурс] - http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0300.shtml

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] - http://nizrp.ru/index.htm

4. Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс] - www.a4format.ru

5. «Собрание классики» Библиотеки Мошкова [Электронный ресурс] - http://az.lib.ru

6. Соколова, М.В. XIX век в русской литературе. [Электронный ресурс] - http://gallerix.ru/lib/xix-vek-v-russkoy-literature

7. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению [Электронный ресурс] - http://literaturologiya.academic.ru

8. Электронная библиотека по русской литературе XIX века [Электронный ресурс] - http://www.ruslibrary.ru


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.