Психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста

2017-10-10 429
Психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.

В последние годы в России начали работать психолого-медикопедагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК.

Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психологопедагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.

развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в обла- 4 5

Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического сти психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социальнопсихологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности.

Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом — в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозговые дисфункции проявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер.

В случаях неготовности ребенка к школе психолого-медикопедагогическая консультация составляет индивидуальную коррекционную программу его развития с учетом выявленных особенностей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПК должна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку.

Необходимо отметить важный аспект диагностической дея-

тельности — это консультирование.

На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики отклонений в развитии.

В настоящее время важнейшей задачей данной службы

является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.

Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохарактерологическими проявлениями в поведении — повышенной конфликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях \ это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей я потребностей.

Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.

Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции. Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка. Особую направленность в работе специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

Работа с родителями осуществляется в двух формах — индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

С этой целью выделяются конкретные задачи психологопедагогического обследования детей:

• раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и

интеллектуальных);

• определение условий воспитания ребенка;

• обоснование педагогического прогноза;

• разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

• организация коррекционной работы с родителями и детьми.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.