Обследование речевого развития детей 6-7 лет — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Обследование речевого развития детей 6-7 лет

2017-10-10 1192
Обследование речевого развития детей 6-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структуры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, состояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

Методики обследования включают 8 серий заданий.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на

выявление умения объяснять значение слов с уменьшительноласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

мама — мамочка — мамуля, брат — братик — братец, зайка — заинька — зайчишка — зайчище, дом — домик — домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-

ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).

2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения: бежать — подбежать — выбежать,

писать — подписать — переписать, играть — выиграть — проиграть, смеяться — засмеяться — высмеять, шел — отошел — вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных. Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например: умный — рассудительный слабый —... робкий —... старый —... Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление пони мания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону

словосочетаний. СЕРИЯ 2

Задания направлены на выявление состояния фонематического

слуха.

1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па; па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка; са-за-са, за-са-за; са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша — крыса дочка — точка — кочка полено — колено бабушка — кадушка — подушка земля — змея мишка — миска — мышка

126 Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.

4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.

СЕРИЯ 3

Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать

загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

Ростом разные подружки и похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.) Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой, А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.

Оборудование: сюжетные картинки. Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368. Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить

на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление

умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и

просит подобрать близкие к нему слова, например:

большой, огромный, громадный, смелый,... (отважный, храбрый), тайна,... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявление

умения образовывать слова-действия с помощью приставок.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит —... (выходит), влетает —... (вылетает), закрывает —... (открывает), приплывает —... (отплывает), собирает —... (разбирает), приклеивает —... (отклеивает). Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия

с противоположным значением.

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и

просит подобрать к нему с лова-действия. Например:

Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет,

готовит. Мальчик... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает,

шалит). Собака... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается,

служит).

Кошка... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, об-

лизывается, умывается).

Курица... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).

Самолет... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает,

шуршит).

Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия. СЕРИЯ 4

Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают — наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры. СЕРИЯ 5

Задания направлены на выявление умения самостоятельно

составлять связные высказывания.

1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку

«Колобок», при затруднении взрослый помогает

 

ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?» Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию,

придерживаясь основного содержания сказки.

2. ПЕРЕСКАЖИ. Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа. Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и за-

помнить сказку, а затем пересказать.

«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».

Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка». Оборудование: две сюжетные картинки (на первой — начало

действия, на второй — завершение). Наглядный материал: набор № 4, рис. 369, 370.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.

СЕРИЯ 6

Задания направлены на определение состояния грамматической

стороны речи.

1. ПРЯТКИ. Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных

предлогов.

2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т. д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласо-

вывать в речи существительное с числительным.

3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаго-

лы в правильной форме с учетом лица местоимения. 4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом,

весной, осенью; зоопарка, цирка.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 371—376.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правиль-

ной грамматической форме. СЕРИЯ 7

Задания направлены на проверку состояния звукопроизношения.

1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

3: замок, Незнайка.

Зъ: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Ръ: река, пряники, фонарь.

Й: л ейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, виноград.

X: хлеб, ткачиха, петух.

2. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Оборудование: сюжетные картинки:

У Зины зонт.

У сома усы.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют. Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.

Методика обследования: ребенку предлагают назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе. СЕРИЯ 8

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации. Методика обследования подробно изложена в разделе «Обследование речевого развития ребенка 3—4 лет».

Результаты обследования подробно фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.5).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 1986.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

Бурменская Г. В., Карбанова О. А., Лидере А. Г. Возрастнопсихологическое консультирование. Проблемы психического здоровья детей. — М.: МГУ, 1990.

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в

специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Л. С. Выготский. Собр. соч. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. Выготский Л. С. Проблема возраста // Л. С. Выготский. Собр. соч. — Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.

Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов/ Е. А. Бу-грименко, А. Л. Венгер, К. Н. Политова, Е. Ю. Сушкова. — М.: МО РФ, 1992. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: РАО, 1997. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М.:

Педагогика. — 1986. — Т. 1.

Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принципы развития психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М.: Просвещение, 1978. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Просвещение, 1988.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано-

мального развития детей. — М.: Педагогика, 1989. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. — Киев, 1985.

Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в пси-

хологической диагностике. — М.: Дидакт. — 1992. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования. — Киев, 1997. Стребелева Е. А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. — 1994. — № 1.

Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-

педагогическому изучению детей (2 —3 лет). — М.: МО РФ, 1994. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.

— М.: Просвещение, 1989.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.