Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию

2017-10-09 233
Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая психология в системе наук

Педа­гогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвисти­ка, социология и др.

Педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социаль­ной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно свя­заны между собой общим объектом, которым явля­ется развивающийся человек.

По мнению Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область зна­ния, которая «... заняла определенное место между психологи­ей и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимо­связей между воспитанием, обучением и развитием подраста­ющих поколений.

Профессия педагога, вероятно, наи­более чувствительна к психологии, поскольку деятельность пе­дагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей ра­боты педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей дея­тельности получает психологический опыт! Важно то, что пси­хологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педаго­гические принципы и способы педагогической деятельности.

 

Педагогическая психология Возрастная психология
· изучает механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образова-тельном процессе. · изучает процесс учения, его структуру, харак­теристики, закономерности протекания, возрастные и индиви­дуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. · все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особен-ностей человека, находящегося в образовательном процессе · изу­чает возрастную динамику психики человека, онтогенез пси­хических процессов и психологических качеств развивающего­ся человека

 

 

Педагогическая психология Педагогика
-факты и механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностно­го развития ребенка как субъекта учебной деятельности, орга­низуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса     -исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. -исследует сущность воспитания, его закономер­ности, тенденции и перспективы развития; разраба-тывает тео­рии и технологии воспитания, определяет его принципы, содер­жание, формы и методы Педагогика исследует следующие проблемы: · изучение сущности и закономерностей развития и формиро­вания личности и их влияние на воспитание; · определение целей воспитания; · разработка содержания воспитания; · исследование и разработка методов воспитания.  

Материалы к теме 2.

Психология учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента)

I. Психология учебной деятельности

 

Учебная Д.- деятельность по:

усвоению знаний,

Овладению способами учебных действий

саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных педагогом, на основе его контроля и оценки,

переходящим в самооценку.

 

Главное в учебной деятельности—оценка собственных изменений

 

Зачем нужно учиться? На что направлена учебная деятельность?

 

Уч. Д. направлена на:

· овладение учебным материалом и решение учебных задач

· освоение научных понятий

· подготовку к решению более сложных задач—от общего к частному

· личностные изменения

· изменения психических свойств

 

Структура учебной Д.

 

 


II. Психология обучающегося

Человек, получающий знания в любой образовательной системе является обучающимся. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными особенностями. Каждый обладает своим стилем учебной деятельности., отношением к ней и обучаемостью.

Обучаемость является одним из показателей готовности к учению, к усвоению знаний. Обучаемость психофизиологически соотносится со свойством ЦНС-динамичностью (скоростью образования временной связи).

Этот глобальный, общечеловеческий кризис как раз и является отражением и следствием неосознанного еще в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации - эры технократической в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.

К тридцатым годам прошлого столетия в связи с реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла образования ставится обучение как процесс усвоения совокупности знаний, отождествляемый с профессиональным освоением основ наук. Главным образом это относится к высшему профессиональному образованию, задача которого - подготовить для общества необходимых ему специалистов.

В соответствии с этой тенденцией к середине шестидесятых годов отечественной педагогической наукой уже официально было дано свое понятие образования. Теперь оно понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков,... обучение в системе различных учебных заведений,... самообразование».

Высшее образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки и культуры в высших школах различного типа, куда принимаются лица, успешно окончившие средние учебные заведения.

Ставшие зримыми в начале семидесятых годов кризисные явления в природе потребовали следующего уточнения понятия образованности, т.к. традиционного представления, сложившегося к концу XIX века и «испорченного» впоследствии технократизмом, стало уже недостаточно. Поэтому утвержденным 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г. определением под о бразованием уже понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. То есть в современных условиях нужно вести речь о новых уровнях образованности, в соответствии с теми реалиями, в рамках которых разворачивается деятельность специалиста. Кратко говоря, это образованность по отношению к техносфере и ноосфере.

Кроме того, образованность обеспечивае т целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живёт и осуществляет свою Деятельность;

Обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. «Отставание образованности от обученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека. Из-за разрыва между способностью к действиям и невозможностью предсказать их последствия утрачивается соразмерность человека и его бытия. И сегодня этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности».

Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или умений. Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную, или, как сейчас говорят, интегративную, картину мира. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис системы образования.

Другими словами, понятию «образование» противостоит не естественнонаучное и техническое образование, которое может быть высокогуманным, а натаскивание, профессионально-функционерская подготовка.

Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию

Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая пси­хология» (1876 г.). П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга разработки психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания.

Предмет П.п. –механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и

вызываемые им изменения в уровне интеллектуальногои личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,

организуемой и управляемой педагогом

 

П.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психических процессах под влиянием обучения.

 

Объект П.п. – развивающийся человек

 

Важной задачей П.П. является выявление, изучение и описание психологических особенностей, закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

 

Хорошо известны основные заповеди медиков, которые выражены в клятве Гип­пократа.

Как вы думаете существуют ли в педагогике професси­ональные заповеди, которые определяют характер и эффектив­ность педагогического воздействия?

В качестве таковых можно назвать два совета начинаю­щим педагогам: «Пойми ученика» и «Помоги ему научиться». Сле­дование им с учетом знания механизмов и закономерностей педагогического воздей­ствия способствует развитию и становлению личности ученика. Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: толь­ко личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональ­ная характеристика.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и дру­гих факторов, в частности наследственности, семейного воспи­тания, самовоспитания и др.) является последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние пе­дагогического воздействия любого образовательного учрежде­ния не может контролироваться непосредственно.

Ключевыми аспектами, составляющими фундамент педагоги­ческой психологии являются:

· взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество рав­ных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач;

· психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения;

· психологические особенности самой учебной деятельности; пси­хологические механизмы и закономерности усвоения и др.

· зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах,

· за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспи­тания, психологии учителя.

Структура педагогической психологии включает:

1) психологию учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента);

2) психологию педагогической деятельности;

3) психологию воспитания

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

 

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется на:

· психологию высшей школы,

· педагогическую психологию школьного обучения,

· психологию профессионального образования.(выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования.

 

Основные проблемы исследования педагогической психологии

 

1. Нахождение и максимальное использование сензитивного периода в жизни ребенка

2. Связь между сознательно организуемым воздействием и психологическим развитием

3. Общее и возрастное сочетание обучения и развития (т.е. как оптимальным образом использовать возможности ребенка в данном возрасте)

4. Системный характер развития ребенка и комплексность педагогических воздействий

5. Психологическая готовность к воспитанию и обучению

6. Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка (т.е. способно ли обучение влиять на развитие и до каких пределов, воздействует ли развитие на приобретение задатков, превращаются ли задатки в способности при стихийном воздействии

7. Индивидуализация обучения (разделение по группам, задаткам, способностям, применение программ, оптимально подходящих к индивидуальным особенностям.

8. Педагогическая запущенность ребенка (как неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию)

9. Социальная адаптация (приспособление детей, изолированных от общества обычных людей)

.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.