Рекомендуемые формы некоторых глаголов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рекомендуемые формы некоторых глаголов

2017-10-09 274
Рекомендуемые формы некоторых глаголов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

З лицо Махать => машет, колыхать…

Плакать => машет, клокотать – клокочет, ткать – ткёт

Плескать => плещет, полоскать.., хлестать.., глодать - гложет

Щипать =>

1 лицо наст. времени выздоровею, опостылею, опротивею

Прошедшее время иссякнуть- иссяк, утихнуть- утих, достигнуть.., настигнуть, потухнуть.., охрипнуть.., замёрзнуть.., выдохнуться…, озябнуть…, отвергнуть…, продрогнуть

Несовершенный вид А в корне => затрагивать, оспаривать, удостаивать, усваивать

О в корне => озабочивать, обусловливать, подытоживать, узаконивать

Повелительное наклонение выложи! вытри! взгляни! выйди! положи! поезжай! померь! не порть! уведомь!

запомни! спряжение некоторых глаголов

Хотеть – хочу, хочешь, хотим, хотите, хотят

Бежать – бегу, бежишь, бежим, бежит, бежите, бегут

Ехать – Не имеет формы повелительного наклонения. Рекомендуется: поезжай, поезжайте!

Жечь - жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут, (зажечь…, выжечь..)

Чтить (проявлять уважение) – чту память, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (вариант: чтут)

ПРИЧАСТИЕ

1. При образовании причастий от возвратных глаголов – СЯ – сохраняется

* трудиться => трудящийся ( ошибочно: трудящий)

2. НЕ образуются причастия

  • от глаголов совершенного вида с –УЩ- (ошибочно: Мы рады гостям, приехающим к нам).
  • от глаголов в сослагательном наклонении. (ошибочно: Доклад, вызвавший бы споры)

3. При образовании причастного оборота

  • сохранять соотношение форм вида и времени глагола и причастия. * Ученые, приехавшие на конференцию, были размещены в гостинице при университете. ( ошибочно: Ученые, приезжающие на конференцию, были размещены в гостинице при университете.)
  • согласовывать причастие с определяемым словом. * В офисе, принадлежащем фирме, недавно сделан ремонт. ( ошибочно: ….принадлежащим фирме)

не объединять в качестве однородных членов причастный оборот и придаточное определительное. * Ученики, написавшие диктант и выполнившие задание, сдали тетради. ( ошибочно: Ученики, написавшие диктант и которые выполнили задание, сдали тетради).

  • не разрывать причастный оборот определяемым словом. * Яхта, плывущая вдоль берега, освещена огнями. Плывущая вдоль берега яхта освещена огнями. ( ошибочно: Плывущая яхта вдоль берега освещена огнями).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

1. Рекомендуемые формы: положить => положив, скрепить =>скрепив, сломить => сломив, решить => решив, сделать => сделав. (ошибочно: положа, скрепя, решивши, сделавши т.п.)

2. При построении предложений с деепричастными оборотами сохранять соотношение форм вида и времени глагола и деепричастия.(ошибочно: Читая статью и отметив нужное, я делаю выписки).

3. Деепричастный оборот не употребляется

  • если действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам. (ошибочно: Проезжая через мост, у меня закружилась голова.)
  • в страдательной конструкции (ошибочно: Достигнув порта, баржа будет выгружена)
  • в безличном предложении (ошибочно: Прочитав сочинение, мне кажется, что оно нуждается в доработке).

НО! В инфинитивных предложениях деепричастный оборот допустим:

* Закончив работу, следует ее тщательно проверить.

 

 

Морфологические нормы

(практическая работа)

Чтобы избежать ошибок в использовании разных частей речи, необходимо учитывать некоторые особенности.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

теория практика
1. РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО   а). СКЛОНЯЕМЫЕ: - мужской род лица мужского пола, живые существа, неживые предметы     - женский род лица женского пола, живые существа, неживые предметы     - средний род предметы, явления   б).НЕСКЛОНЯЕМЫЕ род определяется по синониму, указыва-ющему на родо­вую принадлежность - мужской род (!! животные)     -женский род     -средний род   в).СЛОЖНОСОКРА-ЩЕННЫЕ род определяется по ключевому слову   г).ОБЩЕГО РОДА род определяется по контексту   ГКЧ N 150   2.ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО большинство отвлеченных и вещественных сущ.-х не имеют множественного числа (ГЧК N 151,152,153)     банкнот, ботинок, выху­холь, довесок, зал, за­навес, карто-фель, кор­ректив, са-наторий, погон, эпо-лет, рельс, рояль, та­бель, черед, тюль, толь, георгин, шам-пунь.......   бакенбарда, банде-роль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, кроссовка, просека, туфля, тапка...   повидло, шупальце, моча­ло, перило ……     какаду (попугай – м.р.) пони (конь – м.р.) боа (удав – м.р.) шимпанзе (- м.р.) хинди (язык – м.р.) сити (город –м.р.) рантье(арендодатель – м.р.) пенальти (удар - м.р. и ср.р) маэстро (…………….…..) конферансье(……………) кофе(……………………) Сочи(……………………..) импресарио(……………..) рефери(………………….) денди(…………………..) атташе (………………)   леди (женщина – ж.р.) мисс (девушка – ж.р.) иваси (сельдь – ж.р.) цеце (…………………..) гоби (……………………) Миссисипи (……………) кольраби (…………….) салями (…………………)   депо, такси, бра, какао, кашне, интервью, лото, метро, боржоми, эсперанто, факсимиле, харчо…………… Онтарио (озеро – ср.р.) боа (меховой шарф – ср.р.)   ФСБ (служба –ж.р.) МВД (министерство) РАО ЕЭС (общество) ЦНК (…………………….) РФ (……………………..)     Маша...................... зануда Миша........................ сирота     природная среда, горный хрусталь НО! красоты природы (конкретизация) смазочные масла (сорта)     порванный банкнот, тяжелый рельс, гипюровый тюль, золотой эполет, ……………………….. табель, ………………………… черед, …………………………. зал, …………………… занавес, ……………………. толь, ……………………… тюль, ……………………… шампунь …………………… маэстро легкая вуаль, чужая туфля, новая тапочка, ..................................бандероль …………………………манжета, …………………………...мозоль, ……………………………просека, …………………………кроссовка цыганское монисто, …………………………..мочало, ……………………щупальце, ……………………. повидло, !! пирог с повидл…     африканский какаду, маленький пони, ………………………. Тбилиси, ………………………. портье, ……………………….кенгуру, …………………………. виски, ………………………..бренди, ……………………кабальеро, ………………………..крупье, …………………………..кюре, ………………….... фламинго, ……………………….. буржуа,   ……………………….. цунами, ……………………..…..авеню, ……………………………пани, ………………..……….авеню, …………………….. эмансипе ……………………… колибри,     Позднее рандеву …………………….... жалюзи, …………………..……..купе, ………………………..жюри, …………………..…….алоэ, …………………..……досье, …………………….……какао, …………………………клише, …………………………..рагу, …………………….……ралли, ………………………..резюме, …………………………..табу, ………………………….харчо, ……………………….эмбарго, …………………..……… виски   ………………………..… ЦСКА ……………………………НИИ ……………………..……..ФРГ ……………………….…..ЛЭП ……………………….…..СНГ …………………………...ВТО   Коля……………….. невежда и глупец. Катя ……………… невежа и грубиянка.     тонк(ое,ие) понима­ни(е,я) природы; вызвал наш(е,и) негодовани(е,я); пребывает в сомнени(и,ях); между нами есть некото-р(ое,ые) разли­чи(е,я);  
3.ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО - предложный, ЕД.Ч. (о ком? о чем?) Едополнение, книжный стиль но! У обстоятельство, разговорный стиль     - творительный, ЕД.Ч (кем? чем?) ЫМрусские фамилии на –ИН но! ОМ географ. название, иностранные фамилии -творительный, МН.Ч (кем? чем?)   МИ -родительный, МН.Ч (кого? чего?) …парные муж. рода ОВ существительные без ед. ч. ЕЙсуществительные без ед. ч.   ОВисчисляемые м.р., ж.р.         … исчисляемые сущ. ж.р.     … исчисляемые сущ. ср. р.   … названия национальностей     … названия воинских групп     … единицы измерения   (ГКЧ N 161, 162, 163, 164, 165)   -именительный, МН.Ч (кто? что?) / неодушевленные А(Я) разговорный стиль   НО! некоторые одушевленные / одушевленные Ы(И) книжный стиль   НО! некоторые неодушевленные     писал в "Вишневом саде", в женском роде был в отпуске, работал в цехе   гулял в саду, в нашем роду был в отпуску, в цеху   поэтом Пушкиным, композитором Бородиным   ученым Дарвином под селом Бородином     дверьми, дочерьми, лошадьми     ботинок, валенок, сапог, чулок, колготок но! НОСКОВ, ОЧКОВ БРОНХОВ, ДЖИНСОВ, ГОЛЬФОВ, КЛИПСОВ     алиментов, консервов, мемуаров но! КАНИКУЛ, МАКАРОН, ХЛОПОТ, ПОТЕМОК, СУМЕРЕК     бредней, будней, граблей но! ОГЛОБЕЛЬ   рельсов, апельсинов, ба­клажанов, гектаров, ман­даринов, комментариев, коррективов.... но! ЯБЛОК ГРУШ СЛИВ   барж, басен, вафель, ту- фель, домен, кочерег, цапель но! ПРОСТЫНЬ (ПРОСТЫНЕЙ)     побережий, снадобий, одеялец, полотенец, зеркалец но! КОЛЕНЕЙ (КОЛЕН), ПЛАТЬЕВ, УСТЬЕВ, ВЕРХОВЬЕВ, НИЗОВЬЕВ, ПОДМАСТЕРЬЕВ     (у)армян, башкир, грузин осетин, цыган но! КАЛМЫКОВ, ЯКУТОВ КИРГИЗОВ, УЗБЕКОВ, ТАДЖИКОВ, АБХАЗОВ     (нет) солдат, драгун, гусар, улан но! МИНЕРОВ, САПЕРОВ     ампер, ватт, вольт но! АКРОВ, ГЕКТАРОВ, ГРАММОВ, КИЛОГРАММОВ, КИЛОМЕТРОВ   адреса, века, желоба, жернова, сорта, округа, острова, отпуска, якоря, штемпеля… директора, доктора, инспектора, повара, профессора, сторожа, фельдшера, тетерева, перепела аптекари, бухгалтеры, инженеры, лекторы, констрикторы, офицеры, шоферы, токари, банты, торты, порты, выборы, договоры, фронты, прожекторы, селекторы     брак в купленном лес (е,у) победа в бег(е,у); выросли в лес(е,у), крикнул на бег(е,у), служить в полк(е,у), сварить на пар(е,у), гулять на луг(е,у), разложить на пол(е,у), разброд в стро(е,ю) грибы на пн(е,ю)     певцом Намин(ом,ым); под Сараев(ом,ым); за селом Горюхин(ом,ым), за ­районом Бутов(ом,ым); создан Гершвин(ом, ым), певцом Пенкин(ом,ым)     наполнен деть(ми,ями), горжусь конь(ми,ями), дан людь(ми, ями), наказан плеть(ми, ями)     без погон(ов), пара сапог(ов), пара перчат(ок,ков) много вален(ок,ков) без бахил(ов), без ботфорт(ов) без бутс(ов), пара сер(ёг, ьгов), шаровар(ов)   нет замороз(ок,ков) без финанс(ов), без напад(ок, ков), пакет макарон(ов) нет носил(ок, ков) не будет наклад(ок, ков), из-за повад(ок,ков) тигра,   из лохмот(ий, ьев), из солен(ий,ьев),   нет фильм(ов), пара километр(ов), сколько грамм(ов), много пуд(ов), пара миллион(ов), купить помидор(ов), надавить томат(ов), пять яблок(ов), нет абрикос(ов), ананас(ов), банан(ов), гранат(ов), мандарин(ов), патиссон(ов).   нет ходу(ль, лей), купить свеч(ей), не стоит свеч(ей) – фразеол. без сабл(ей, ель), около дерев(ней, ень), много соп(ель, лей), несколько дол(ь, ей), пара кегл(ь, ей), места гнездов(ий, ьев), пара блюд(ец, цев), нет подоб(ий, ьев), пара кресл(иц, ев), много плат(ий, ьев), пара пет(ель, лей), не купили гантел(ь,ей), пара кап(ель, лей) тонких щупал(ец,ев) высоких баш(ней, ен)   за свободу болгар(ов), бурят(ов), грузин(ов), абхаз(ов), осетин(ов), румын(ов), татар(ов), тур(ок,ов), туркмен(ов), киргиз (ов), цыган(ов) манеры англичан(ов) традиции крымчан(ов)     команды француз(ов) совет горожан(ов) штаб партизан(ов) курсы мичман(ов) полк гусар(ов)   десять вольт(ов) сто ампер(ов) пара килограмм(ов) десять метр(ов) сто аршин(ов) триста герц(ев) пять гектар(ов)   крутые берег.., большие город.., новые катер.., зимние корм.., журнальные номер.., искусные повар.., церковные купол.., звонкие колокол.., сонные сторож.., квартирные ордер.., алые парус.., глубокие погреб.., плохие тормоз.., голые череп.., интересные автор.., наши агитатор.., партийные лидер.., грамотные редактор.., древние лекар.., широкие лацкан.., золотые прииск.., мои циркул.., темные волос.., летние отпуск.., прошедшие год.., городские сектор.., грозовые фронт..  
4.ОТГЛАГОЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ суффиксами - НИ - - ЕНИ - - ОСТВ - - СТВ - - ОТ- - ИЗН -     вольнодумство загневание бесстрашие усердие приличие свободомыслие трудолюбие хладнокровие по прочтении культура народа необычность обыденность беспечность сердечность неиссякаемость безупречность    
НЕТ ТАКИХ СЛОВ!!! вольнодумие загниение бесстрашность усердность приличность свободомысленность трудолюбивость хладнокровность по прочитании культурность народа необыкновенность   беспечие сердечие неиссякание безупречие

 

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. КРАТКАЯ ФОРМА прилагательного (каков?) - если входит в со-ставное именное сказу-емое, то должно иметь управляемые слова. 2.КРАТКАЯ и ПОЛНАЯ формы прилагатель-ного не сочетаются в качестве однородных. 3.КРАТКАЯ ФОРМА прилагательного (каков?) образуется с помощью суффикса – ЕН - (ЕНЕН) 4.Образование СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ прилагательного: простая форма - Е – (с чередованием) - ЕЕ(ЕЙ) – (без чередования)   составная форма БОЛЕЕ + полная форма (какой?)   ГКЧ N 184 -188 Мой друг болен ангиной. НО! От рождения он здоровый и сильный.     Диван удобен в ис-пользовании и мягок. Осмысленный - осмыслен, Известный – известен   Бойкий – бойче, ловкий- ловче // ловчее, хлёсткий – хлёстче, звонкий – звонче, сладкий – слаще,   длинный – длиннее // длинней, удобный – удобнее // удобней   - более длинный - более удобный Не все способн(ы,ые) к музыке. Я не очень удачли(в,вый) в делах. Саша был весьма вни-мат(елен,льный) к роди-телям. Писатель извест(ен,ный) широкой публике. Повидло приятн(о,ое) на вкус. Его шаги были точн(ы,ые) и осторожн(ы,ые). Князь Игорь краси(в,вый) и сме(л,лый). Мой отец умный и доб-(р,рый), а брат сме(л,лый) и решите(льный, лен).     Бедственный – ………………………………, бессмысленный- ………………………………, действенный- ………………………………. беспочвенный- ………………………………, многочисленный- ………………………………, посредственный- ………………………………. / !!! КРАСИВЕЕ Суш (е,ее,ей), гущ(е,ее,ей), приятн(ее,ей), тверж (е,ее,ей), кру(тее, че), прос(тее,ще), тол(стее,ще), хуж(е,ее,ей), мельч(е,ее,ей), легч(е,ее,ей), мягч(е,ее,ей) глу(хее,ше), тонь(чее,че,ше), звонь(ше,че), груб(же, ее),   более ти(хий,ше), более дол(гий,льше), более чет(че, кий) более (хороший, лучший), более (плохой, худший)  

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1.СОБИРАТЕЛЬНОЕ чи-слительное (двое, трое, четверо…) употребля-ется с - сущ. мужского пола в значении «человек» (дети, ребя­та, люди, ли-ца…) - сущ., имеющим толь­ко множествен-ное число (очки, брюки, ворота…) - с личным место-имением     2. ОБА (м.р.) – ОБОИХ ОБЕ (ж.р.) - ОБЕИХ   !!! НЕ употреблять с сущ., имеющими только мн. ч.     3.ПОЛТОРА (м.) ПОЛТОРЫ(ж.) ─────>И.В. п. ПОЛТОРАСТА НО! ПОЛУТОРА ─────>Р.Д.Т.П. ПОЛУТОРАСТА     4. СОРОК ДЕВЯНОСТО И.В.п. СТО НО! СОРОКА ДЕВЯНОСТА Р.Д.Т.П. СТА …………………………….. от 50 до 80 от 200 до 900 склоняются ОБЕ ЧАСТИ     5. В СОСТАВНЫХ количественных числитель­ных склоня-ются ВСЕ СЛОВА.   НО! В СОСТАВНЫХ поряд-ковых числительных –только ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО.   6. При сочетании СОС-ТАВНО­ГО числитель-ного на 2, 3, 4 с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ только МН. ЧИСЛА нужно менять форму высказывания. НО! с ОДУШЕ­ВЛЕННЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ - в ВИН.п.ЕД. ЧИСЛА   7. ДРОБНОЕ числитель­ное сочетается с СУЩЕ-СТВИТЕЛЬНЫМ в РОД. п. (кого? чего?) ЕДИНСТВЕННОГО числа   8. В СЛОЖНЫХ словах ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ в пер-вой части используется в РОД. п. (кроме СТО ДЕВЯНОСТО) ГЧК N 215     двое друзей, трое прохожих, четверо бойцов   двое саней трое суток     нас двое их трое   НО! три лавочки две бабушки     оба студента, обоих студентов; обоих дней обе студентки, обеих студенток; обеих улиц   у обоих ворот (надо: у тех и др.)   полтора килограмма полторы булки полтораста тетрадей учить полтораста человек нет полутора тонн о полутораста книгах     выбить девяносто очков, не хватает сорока копеек, около пятидесяти лет, более двухсот человек, за девяноста причинами, за девятьюстами килограммами, при восьмидесяти часах, при восьмистах тоннах, нет ста листов, не двухсот книг.   (3 525) с тремя тысячами пятьюстами двад­цатью пятью руб­лями (200 678 954) о двухстах миллионах шестистах семидесяти восьми тысячах девятистах пятидесяти четырёх километрах (936497) нет девятисот тридцати шести тысяч четырёхсот девяноста семи штук   В 1925 году – в тысяча девятьсот двадцать пятом; после 2008 года – две тысячи восьмого НО! в 2000 году – двухтысячном году  
НЕТ ТАКИХ ФОРМ! двадцать двое суток сорок три ножниц

||

двадцать два дня

сорок три штуки ножниц

 

 

принять тридцать три посетителя,

выдвинуть сто че­тыре кандидата

НО!

повесить сорок три шара

 

 

три десятых ПРО­ЦЕНТА

две десятых СТРАНИЦЫ

 

ТРЁХметровый,

ДВУХсотый,

ПЯТИэтажный

НО!

СТОлетие, СТОметровка,

ДЕВЯНОСТОлетний

 

!!! СОРОКОНОЖКА

(Пятеро, пять) приятелей, (двое, две) девуш(ек,ки), (трое, три) брюк, четверо (мужчин, деву-шек), шестеро(братьев, сестер), семеро (белочек, козлят), двое(дачников, мастериц) трое (диванов, учеников), пятеро (суток, дней), вас (трое, три), приехавших (трое, три), четыре (причины, сапог), четверо (причин, сапог), пятеро (вопросов, детей), пять (ответов, ребят), забили(пять, пятеро)шайб семеро по лавкам (фр.) семеро одного не ждут   По (обоим, обеим) сторо-нам, под (обоими, обеими) гру-зовиками, на (обоих, обеих)пальцах, (обе, обои) подружки, (обои, оба) приятеля, у (обоих, каждой пары) очков, на (обеих, обоих) штани-нах, (обои, обе, обеи) студии. Поднять в пол..тора раза, при пол..тораст.. строите-лях, дать около пол..тораста рублей, около пол..тора миллио-нов, в пол..тораст… областях, пол..тор.. ложки каши, подписано пол..тораст.. свидетелями.   Нет сорок(а) рублей, нет девяност(о,а) копеек; у пят..десят(и) домов и пяти(стах,сот) дворов; передать девяност(о,а) наставникам; вернуть шест..десят(и) пассажирам; выдать шести(ста,сот) семьям; гордиться ст(а,ами) учениками и сем…десят(,ью) учителями; управлять сем…ст(а,ами) школами; рассказать о (888)……….. ……………………………… ……………………………… ……………………………… героях из (999) ………….. …………………………….. …………………………….. …………………………….. городов   с 2 648 рублями ……………………………… ……………………………… …………………………….. о 753 499 метрах …………………………….. …………………………….. …………………………….. …………………………….. при 140 267 зрителях …………………………….. …………………………….. …………………………….   Выполнить к 2017 году ……………………………. …………………………… …………………………… Восстановлено после 1969 года………………….. ……………………………… ………………………………   Сшито 24 (брюк) …………………………….. …………………………….. ……………………………. заказали 52 (очков) …………………………….. ……………………………. ……………………………. выслушать 44 ученик… …………………………….. задать 22 вопрос... …………………………….. …………………………….. вылечить123 пациент… …………………………….. …………………………….. Два с половиной грам-м(а,ов), одна целая три деся­тых секун(д, ды), пять целых четыре сотых балл(а, ов)   Тысяч..летие, шест..лапые, пят..летка, тр..угольник, ст..тысячный, сорок..местный, девяност..балльный, дву..ногие.

 

МЕСТОИМЕНИЕ

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИИ: 1. личное   2. возвратное 3.вопросительно-отно- сительное [ ]? Кто вы такие? [ ], (….). Я не знаю, кто вы такие. 4. неопределённое   5.отрицательное   6. притяжательное (чей?) 7.указательное   8.определительное     …………………………….. 1. Чаще МЕСТОИМЕНИЕ заменяет ближайшее к нему СУЩЕСТВИТЕЛЬ-НОЕ, но это зависит от смысла предложения.   2. Местоимение СЕБЯ, СВОЙ относится к ис-полнителю действия.   3. К ЛИЧНЫМ местоиме-ниям 3 лица (он,она,оно, они) добавляется Н: - после простого предлога (БЕЗ, В, ДЛЯ, ОТ, К…), - после ПРО­ИЗВОДНО-ГО ПРЕДЛОГА РОД. п. (кого? чего?) НО! не добав­ляется Н: - после ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ ДАТ. п. (кому? чему?) - после СРАВНИТЕЛЬ-НОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛА-ГАТЕЛЬ­НОГО ГЧК N 221,222,223     я, мы, ты, вы, он (его) она(её), оно, они(их); себя (собой); кто(кого, кому, кем, о ком), что(чего, чему...), какой, чей, который, ка­ков, сколько…;   некто, нечто, не­который, несколь­ко, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое- -какой, какой-то, какой-либо,какой-нибудь, сколь-ко-то, сколько-нибудь..; никто, ничто, ни­какой, ничей, не­кого, нечего..; мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их!!! тот, этот, такой, таков, столько..; весь, всякий, каждый, сам, са­мый, любой, иной, другой;     ………………………………. Мать писала дочери, что той следует приехать. НО! Мать писала дочери, что ей тяжело живется. Писатель обращается к истории, чтобы читатели поняли его замысел. || Чтобы читатели поняли его замысел, писатель обращается к истории.   Жилецсам отнес вещи в свою комнату. Комендант велел, чтобы дворник отнёс вещи гостя к себе на хранение . Жилец попросил дворни-ка отнести его вещи к нему в комнату.     для Него, с Нами, к Ней, при Них, вокруг Неё, впереди Него, около Него, напротив Них НО! вопреки ему, согласно ей, в отношении её (!) наперекор им, благодаря ему по поводу их, старше его, лучше её   Определить разряд и функцию в предложе-нии: Который час? …………………………….. С иными и поговорить не о чем. …………………………….. …………………………….. …………………………….. Кто-нибудь спросит, за что его обидели. ……………………………… ……………………………… ……………………………… Не забывай меня. ……………………………… Ничто не вечно под луной. ……………………………… Мы сами с усами. …………………………….. …………………………….. Все знают, что таковы правила игры. …………………………….. ……………………………. ……………………………. Расспроси у его брата о свойствах каждого прибора. …………………………….. …………………………….. На всякое действие есть своё противодействие. …………………………….. ……………………………. Мы узнали нечто важное. …………………………….. …………………………….. Каждый за себя. …………………………….. …………………………….. ……………………………… Простакова слепо любила сына и баловала (его, того). Мальчик стоял возле сто-ла, (он, который) был заставлен посудой. Ванька слёзно умоляет деда забрать (его, внука) домой. Моя сестра, когда (я, она) вернулась из поездки, выглядела счастливой.     Профессор попросил ассистента прочитать (свой, его) доклад. Друг оставил мою книгу у (себя, него). Я решил проверить работу помощника и не застал его на месте в (своём, его) кабинете.   Вокруг..его много друзей. Прошел мимо..её. Приеду наперекор..ему. Узнать в отношении..их. Сделал больше..его. Идет позади..её. Ответил подобно..ему. Постарался за..его. Познакомился с..ей. Все, помимо..её. Никто, за исключением..их. Привезли для..их. Чуть меньше..её. Прыгает дальше..его. Обратиться к..ему. Решили вопреки..ей.

ГЛАГОЛ

1. НЕДОСТАТОЧНЫЕ глаголы НЕ ОБРАЗУЮТ формы 1 ЛИЦА, ЕД.ч.   2.ИЗБЫТОЧНЫЕ глаго-лы в форме 3 лица имеют ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных в корне.     3. ПРОШЕДШЕЕ время БЕС­ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов образуется с помощью суффикса – НУ -   4.При образовании НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формы глагола НЕСО-ВЕРШЕННОГО вида в корне чередуется ГЛАСНАЯ (О\\А) НО! в некоторых сохраняется - О -   5. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ на-клоне­ние ЕД. числа гла-гола (сделай!) образу-ется БЕЗАФФИКСНЫМ способом.   6.При использовании ВОЗВРАТНЫХ глаголов надо учитывать, что постфикс – СЯ(СЬ) озна- ет «СЕБЯ». победить - я (смогу,хочу, должен) победить   полоскать - полоЩет вязать – вяЖет трепать - трепЛет НО! мяукать – мяукает   сох - сохнул НО! засох     / затронуть - затрАгивать освоить - освАивать НО! обусловить - обуслОвливать
НЕТ ТАКИХ СЛОВ! освОивать, оспОривать, усвОивать, успокОивать, удостОивать   обуслАвливать подытАживать узакАнивать уполномАчивать приурАчивать  

 

 

учить - учи

спрятать – спрячь

бросить - брось

бросать - бросай высунуть – высунь!!!

 

НЕТ ТАКИХ СЛОВ! Высуни, высыпи, лакомись, ложи, положь, положьте, ляжь, ляжьте, едьте, ехай, поехайте, бежи, выдь, выглянь

 

вернуть – вернусь

НЕТ ТАКИХ СЛОВ! Убираюсь(ся), извиняюсь(ся)
Убедить – ………………………………. очутиться - …………………………….. ощутить – ……………………………… чудить - …………………………….. дудеть – …………………………….. пылесосить – …………………………….   Плескать – ……………… махать – ………………….. ехать – ………………….. чихать-…………………… колыхать -……………….. гавкать-………………….. сыпать- ………………….. щипать -………………….. скакать- ………………….. жечь-……………………… киснуть – ………………… прокиснуть-……………… мокнуть – ………………... промокнуть-……………… глохнуть –………………. заглохнуть-…………….. чахнуть -……………….. повиснуть-……………….. иссякнуть-………………..   оспорить – …………………………….. усвоить – …………………………….. успокоить – …………………………….. удвоить – …………………………… затронуть – ……………………………. удостоить - …………………………… уполномочить – ……………………………. обусловить – …………………………….. подытожить – ……………………………. узаконить – …………………………….. приурочить - ……………………………… вставить – высыпать - почистить – не портить – не корчить – не морщить – уведомить – лакомиться – закУпорить – откУпорить – положить – класть – лечь – поехать – подъехать – бежать – выглянуть – смотреть – выйти –   купаться –……………….. посылать – ………………. остаться - ………………… улечься - …………………. клясться- ………………….

 

ПРИЧАСТИЕ

1.При образовании ПРИ-ЧАСТИЙ от ВОЗВРАТ-НЫХ глаголов – СЯ – сохраняется. 2. НЕ образуются ДЕЙ-СТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧА-СТИЯ Н.вр. (-УЩ-), от глаголов совершенного вида.   3.НЕ образуются ПРИ-ЧАСТИЯ от глаголов в сослагательном накло-нении. трудиться - трудящийся    
НЕТ ТАКИХ ФОРМ! Мы рады гостям, приехающим к нам. (от приехать - несов.в.)   Доклад, вызвавший бы споры.

 

Учащи(е,еся) нашей шко-лы – победители олимпи-ад. Дети, купающи(е,еся) в реке, громко кричат.

 

Русский язык.11 класс. ЕГЭ-2015 Морфологическая норма. Образец экзаменационного задания N 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. ПЯТИСТА экземплярами несколько ЯБЛОНЬ наиболее УДАЧНО ПОЕЗЖАЙ быстрее ИХ победа Ответ: ПЯТЬЮСТАМИ   2.ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями ПОПРОБОВАЕМ яблоки эта верёвка ДЛИННЕЕ уважаемые ПРОФЕССОРА ПРОБЕГИ быстрее Ответ:___________________   3. СТРОЖАЙШИЙ режим внимательно ПРОЧИТАЛ опытные ИНСТРУКТОРЫ пачка МАКАРОНОВ ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ участниками Ответ:___________________  

ЛЕКСИКА

Лексика (лексикология) изучает слово как единицу словарного состава языка.

Слово и его значение

Лексическое значение – отражение в слове представления говорящих о предмете, явлении, его признаках, действиях.

Слова бывают однозначные (имеющие одно значение)

* выгода = польза

многозначные (несколько значений: первичное, прямое, и

переносные)

* выговор = качество произношения

= замечание

термин значение примеры
Антонимы слова с противоположным лексическим значением. Контекстные антонимы обладают про-тивоположным значением только в тексте. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень (А.Пушкин)
Омонимы слова, одинаково звучащие, но имеющие разные лексические значения. винт = стержень со спиральной нарезкой; винт = карточная игра
Паронимы однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся другими морфемами (приставками, суффиксами или тем и другим). Паронимы редко заменяют друг друга в одном контексте. Смешение паронимов является нарушением лексической нормы. одеть - надеть; двойной - двойственный
Синонимы слова, обозначающие одно и то же понятие, но отличающиеся или оттенком значения или стилистической окраской. Красный – багряный – пурпур-ный

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.