Роль психодиагностики в медицине и судебно-психиатрической практике. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль психодиагностики в медицине и судебно-психиатрической практике.

2017-10-08 536
Роль психодиагностики в медицине и судебно-психиатрической практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Активно используется в медицине, особенно, в психиатрических и неврологических клиниках.

>Диагностические методы - вспомогательные, подчиняются задачам и интересам клиники.

Случаи использования:

1. При затруднении с постановкой диагноза (для уточнения);

2. Оценка эффективности терапии.

>Играют огромную роль малоформализованные методы диагностики - беседа и наблюдение. Так можно через наблюдение за повадками больного или через слежение за манерой речи и т.д. лучше понять пациента.

Пример:

1.эпилептоидная акцентуация - неторопливая речь, большое внимание мелочам. Торопливость и нетерпеливость врача для них - непрофессионализм последнего.

2.Истероидная акцентуация - театральность повествования, желание произвести впечатление. Наблюдение и беседа обязательно должны сопровождаться экспериментальным исследованием для диагностики отдельных психических функций по следующим критериям:

1. активная ориентировка в материале;

2. Целенаправленность;

3. Критичность.

>Оценивается качественный анализ диагностики, поведение испытуемого, типы

совершенных ошибок.

Для наиболее точной постановки диагноза и выявления нарушений используются следующие принципы:

· большая "отработанная" простота инструкции;

· Тщательность протоколирования опыта;

· Видоизменённая мотивировка заданий;

· Направленность на качественный анализ выполнения.

>Обследование должно быть всесторонне.

В судебно-психологической экспертизе:

>В работах Владимировы ещё в 19-им веке описывалась необходимость специалистов-психологов в судебной экспертизе, но практиковаться это началось лишь в первой половине ХХ века.

>Нужна хорошая проработанном т методик и определённая теоретическая основа для их использования и интерпретации.

Польза зависит от разработанности судебной психологии, в частности:

· психологические особенности личности преступника;

· Психологические предпосылки преступления;

· Достоверность свидетельских показаний;

· Психологические условия и факторы действий других участников судебного процесса и пр.

>Объект - подэкспертное лицо (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель) в юридически значимых ситуациях;

>Предмет - закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущее правовые последствия;

>Учитывается адекватность восприятия, сохранение в памяти и умение рассуждать.

>Психолог обязан знать уголовное право, психиатрическую область, специфику судебно-психологической экспертизы, судебной психологии.

>Диагностическое исследование проводится по заранее приготовленном плану, методы и методики подбираются на основе вопросов от суда или следователем, на основе судебного дела.

>Психологический диагноз ставится на основе всей разносторонней информации об испытуемом.

>Заключение пишется ясным и точным языком, без употребления терминов, ясные ответы на все вопросы. При отсутствии уверенности в ответе, все возможные варианты и их вероятность.

36. Роль психодиагностики в профессиональной деятельности.

В трудовой деятельности касается таких аспектов:

· Профессиональный отбор;

· Организация профессионального обучения;

· Профессионального консультирования.

>Необходимо представление о психологической пригодности к профессии.
Психологическая пригодность к профессии - это соответствие психологических способностей работника требованиям профессии, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и определяемся наличием комплекса профессионально важных качеств индивида, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.
Два типа профессий:

· первый тип - абсолютная профессиональная пригодность, необходимость важных индивидуальных качеств, имеющих природное происхождение. Профессии искусства и требующие определённые свойства нервной системы. Направленность психодиагностики - профессиональный отбор;

· второй тип - относительная профессиональная пригодность, может быть сформирована у любого человека на базе разнообразных индивидуальных черт. Проф. отбор тут не нужен, психодиагностика используется для выявления и оценки сформированности профессионально важных качеств для эффективной работе в данной сфере деятельности. (!определение и типы по Гуревич!)

>Важнейшая роль - профессиональная мотивация.

>Диагностическое исследование второго типа необходимо для учёта индивидуальных особенностей при организации обучения.

>Профориентация и профконсультирование - помощь в подборе профессии.

>Диагностика должна быть направлена на оценку выявление склонностей и профессиональную мотивацию;
Предоставляет специалисту следующую возможности:

· Обсуждение с клиентом некоторых параметров его индивидуальности с точки зрения наличия и уровня развитости необходимых качеств для избираемой профессии

· Выяснение уровня и характера осведомленности индивида, особенности его социального окружения, планов родителей относительно профессионального будущего ребёнка и т.д.

>Психодиагностика является обязательном этапом в профессиональной деятельности, так как она может помочь каждому найти своё место в сфере труда и стать в выбранной сфере хорошим специалистом.

37. Роль психодиагностики в образовательном процессе.

>Условно можно разделить роль психодиагностики на два класса функций - функции образования и функции воспитания.

> дошкольные учреждения – в основном воспитание, плюс образование касательно усвоения ребёнком знаний об окружающем мире;

задачи, реализуемые психодиагностикой в дошкольных образовательных учреждениях:

a) Контроль за ходом психического развития детей;

b) Выявление тех, чьё развитие откланяется от нормы, или имеющих определённые психологические проблемы и трудности (повышенная тревожность, нарушение межличностных отношений и т.д.)

c) Оказание психологической, психотерапевтической и коррекционной помощи в социальной адаптации ребёнка.

> средние образовательные учреждения – образование направлено на познавательную сферу, а воспитание на личностную сферу психической жизни ученика.

В связи с этим можно сказать следующее:

· проблемы, которые относятся прежде всего к образовательной функции школы, в большей степени решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, критериально-ориентированные тесты);

· задачи же, относящиеся к воспитательной функции школы, решаются в большей степени с использованием личностной психодиагностики (опросники и проективные методики).

>Такое разделение весьма условно, как условно и выделение в целостной индивидуальности когнитивной и личностной сфер. Поэтому, например, оценка школьной зрелости или выявление причин неуспеваемости требуют использования как личностных, так и когнитивных методик.

Основные практические задачи, с которыми сталкивается школьный психолог и при решении которых требуется использование диагностических методик:

1) диагностика психологической готовности к школе;

2) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

3) выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности;

4) выявление учащихся, с которыми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умственного развития;

5) отбор в специальные классы и школы (с углубленным изучением некоторых предметов);

6) оценка программ и методов обучения, степени и характера их влияния на умственное развитие учащихся;

7) оценка эффективности работы школы, учителей;

8) решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

9) профессиональная ориентация;

10) решение разнообразных проблем межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди школьников и пр.).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.