Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю

2017-10-08 278
Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю

Итак, модуль нейропсихологических занятий на неделю составляется из трех разделов: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Познава­тельные компетентности». Приведем для примера конспекты двух первых недель занятий. Надеемся, что вас не смутят некоторые прямые повторы, поскольку данные примеры — «калька» из соответствующих разделов книги. В скобках везде указаны разделы, где описаны соответствующие блоки упражнений.

Неделя занятий

1. Ритуал приветствия и знакомство. Мы пришли в Волшебную страну

В первую неделю мы занимаемся в свободном режиме, давая ребенку воз­можность привыкнуть к упражнениям. Он все делает, «как может». Но общий план занятий уже жестко зафиксирован. Итак, вы освежили в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 2, §1). Они долж­ны стать фоном нейропсихологических занятий и повседневной жизни в ДОУ и дома. Теперь приступаем к нейропсихологическим упражнениям.

• «Сказка про левую руку». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т. п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжки и рассматривать картинки слева направо (показываем) и т. д.

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено- солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т. п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете пре­красную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, — ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нем постоянно.

Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т. п.

2. Разминка (глава 4, этап I)

Растяжки

• «Вверх».

• «Раскрылись».

• Перекаты.

• «Нога-рука».

• Разминка и расслабление рук.

• Разминка и расслабление плеч.

• Разминка и расслабление шеи.

Пальчиковая гимнастика

• «Пальчиковые ладушки и ходилки».

• «Ножницы».

• «Вертушки».

Артикуляторная гимнастика

• «Трусливый птенчик».

• «Акула».

• Покусывание и почесывание губ зубами.

• Одновременное и попеременное надувание щек.

• «Улыбка — хоботок».

• «Заборчик — трубочка».

3. Психомоторные координации (глава 5, 1 неделя)

Дыхание

• «Воздушный шарик».

• Дыхание с хлопками.

Растяжки

• Пассивные растяжки.

• «Ходьба» на руках.

Общий двигательный репертуар

• «Зоопарк».

• «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня».

• «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство живот­ных».

• «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство птиц».

Глазодвигательный репертуар

• «Догонялки руками».

• «Крестики».

• Конвергенция.

 

Игры с мячом

 

4. Познавательные компетентности ( глава 6, этап I)

Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела.

• «Угадай часть тела и запомни ее название».

• «Угадай часть тела и назови-2».

• «Скульптор».

• «Повтори позу».

• «Обезьянки».

• «Восприятие температуры».

• Игры на восприятие вкуса.

Кинетические процессы

• Нанизывание бус.

• Взрослый учит ребенка смешивать краски, получая новые цвета и оттенки.

• «Разноцветные бусы».

• Рисование на вертикальной поверхности.

Зрительное восприятие и пространственные представления

• Рассматривание и чтение книг серий «Расскажи сказку».

• «Разрезные картинки».

• «Чего не хватает».

• «Выбор недостающего фрагмента изображения».

• «Цветовое лото».

• Узнавание контуров реальных предметов и животных.

• «Слева-справа».

• «Выше-ниже», «Спереди-сзади».

• «Что находится слева?»

• «Диспетчер и самолет».

Слуховое восприятие

• «Большие уши».

• «Что за шум?».

• «Шумящие коробочки».

• «Постучалки».

• «Послушай, что за звук».

• «Угадай, что за звук».

Речевые процессы

• «Катание мяча с называнием».

• «Что делает?».

• «Кто что делает?».

• «Это что? Это какое?».

Интеллектуальные процессы

• «Что вижу — о том пою».

• «Прослушай и перескажи».

• «Составление рассказа по картинке или серии картинок».

• Завершающая игра (глава 4, этап I)

• «Стоп-упражнение».

• «Условный сигнал».

5. Обсуждение занятий и рисунок на память

Лучше всего с самого первого занятия ввести традицию «рисунок на память». Это можно делать в процессе обсуждения занятий. Но лучше снача­ла попросить ребенка дома (или на других занятиях в ДОУ) нарисовать что-нибудь по поводу его пребывания в Волшебной стране.

6. Домашнее задание (глава 5)

С первой недели и в течение месяца необходимо обязательно выполнять несколько упражнений дома. Они подготовят ребенка к дальнейшей группо­вой работе. Особенно важно это в ситуации, когда занятия проводятся в ДОУ с большими (больше 8 человек) группами детей. В этом случае ведущие не имеют возможности подойти к каждому ребенку, показать и рассказать ему, что надо делать. Потому ряд упражнений окажется просто недоступным ребенку.

В начале цикла важно поддержать контакта ребенка и взрослых, прежде всего — матери. Для этого предназначены известные психотехники, которые многое вам расскажут о ваших взаимоотношениях и обладает мощным тера­певтическим эффектом.

• «Мама».

• «Бабочка из кокона».

• «Вернемся к моменту рождения».

• Дыхательные упражнения.

• «Догонялки руками».

• «Крестики».

• Конвергенция.

• Массаж, самомассаж. «Здоровые глаза».

• Игры с мячом.

• «На руках».

Неделя занятий

Со второй недели и до окончания цикла мы начинаем направленное, рег­ламентированное нейропсихологическое воздействие, состоящее из трех больших частей. Это: 1) разминка; 2) блок упражнений, ориентированных на психомоторные координации и 3) блок упражнений, ориентированных на познавательное развитие ребенка. Такая рубрикация ваших занятий — не прихоть, а необходимое условие их эффективности.

В общей сложности разминка, психомоторная профилактика и коррек­ция должна занимать от 40 минут до 1,5 часа в день. Чем более выражены проблемы, тем больше времени надо уделять этим упражнениям. Их лучше делать в определенное время и в том порядке, в каком они изложены. Каждое упражнение выполняется 5 раз. Если вам придется делать эти упражнения в несколько приемов в течение дня, — ничего страшного. Но постарайтесь придерживаться определенного режима, чтобы ребенок при­выкал к упорядоченности своей жизни. В его картине мира и так довольно хаоса... Структура занятий второй недели остается неизменной до конца всего курса.

Профилактика и коррекция познавательной сферы (восприятия, памяти, речи и т. д.), как уже многократно говорилось, может быть распределена во времени. Что-то вы делаете в определенное время, сидя за столом, а что-то во время прогулки, в магазине, просматривая книжки и т. п. Главное, чтобы ребенок был постоянно включен в диалог с вами: с этого дня ваша основная профессия — «птица-говорун». Ваш ребенок научится правильно разговари­вать, размышлять и ясно излагать свои мысли, нормально общаться с други­ми только в том случае, если вы его этому научите.

1. Ритуал приветствия. Знакомство с Волшебной страной

2. Разминка (глава 3, § 1, неизменно в 1—4 неделю)

3. Психомоторные координации ( глава 5, §1,2 неделя занятий)

Дыхание

• «Воздушный шарик».

Растяжки

• «Полетели-1».

• «Бревнышко».

• «Дотянись».

Общий двигательный репертуар

• Ползание по-пластунски.

• Ползание на спине.

Гпазодвигательный репертуар

• «Крестики».

• Конвергенция.

 

Игры с мячом

4. Познавательные компетентности (глава 5, § 1, неизменно в 1—4 неделю)

* Подвижная игра на внимание (глава 4, § 1, неизменно в 1—4 неделю)

5. Ритуал завершения занятий, рисунок.

6. Домашнее задание

• см. 1 неделю, повторение домашнего задания.

• Глазодвигательные упражнения и растяжки (см. 2 неделю).

После этих общих замечаний переходим к описанию подпрограмм понедель­ных нейропсихологических занятий. Из приведенных примеров понятно, как они формируются в единый модуль нейропсихологических занятий на неделю. Если сначала у вас будут проблемы с «расписанием занятий», мы рекомендуем еще раз вернуться к началу данного раздела и просто пошагово (с опорой на таблицу и приведенные примеры) повторить тот раппорт, который задан.

И еще раз убедительно просим не забывать о тех универсальных «фоно­вых» упражнениях, которые рассмотрены в главе 2. В ДОУ их список обяза­тельно надо вывесить на стенд и настойчиво убеждать родителей применять их постоянно в повседневной жизни.

 


Глава 4. Разминка и подвижные игры

Разминка предназначена для всех детей. Более сложные упражнения, помеченные *, делаются дополнительно детьми 5—6 лет. Все упражнения выполняются по 5 раз. Подвижные игры проводятся в конце занятия.

 

Таблица 2. Разминка и Подвижные игры (по этапам)

 

Разминка
  Этап 1 Этап II Этап III Этап IV
Растяжки 1. Растяжки для тела 2. Растяжки для ног; перекаты 3. Растяжки и расслабление рук 4. Разминка и расслабление плеч 5. Растяжка и расслабление мышц шеи 1. «Репка» 2. «Дракон» 3. «Разминаем плечи» 4. «Играем в снежки» 5. «Черепаха» 6. «Сова» 1. «Росток» 2. Растяжки для ног 3. «Крылья птицы» 4. «Замочки» 5. «Свободные плечи» 6. Перекаты головы 7. * «Восточные танцы» 1. «Утиный хвостик» 2. «Лягание» ногой 3. Повороты в стороны 4. «Сорока-белобока» 5. «Крючки»
Пальчиковая гимнастика 1. «Пальчиковые ладушки и ходилки» 2. «Ножницы» 3. «Вертушки» 1. «Зайчик», «Коза», «Лиса» 2. «Крестики» 1. «Зайчик», «Коза», «Лиса» 2. «Домик» 3. «Клешни краба» 4. «Змейки» 5. «Окошки» 6. * «Лесенка» 1. Щелканье пальцами 2. «Замочки»
Артикуляторная гимнастика 1. «Трусливый птенчик» 2. «Акула» 3. Покусывание /почесывание губ зубами 4. Одновременное и попеременное надува­ние щек 5. «Улыбка — хоботок» 6. «Заборчик — трубочка» 1. «Футбол» 2. «Непослушный язычок» 3. «Лопаточка» 4. «Иголочка» 5. «Часики» 6. «Качели» 1. «Оближем губки» 2. «Почистим зубки» 3. «Вкусное варенье» 4. «Лошадка» 1. «Индюк» 2. «Яичко»
Подвижные игры    
  1. «Стоп-упражнения» 2. «Условный сигнал» 1. «Хлопки» 2. «Условные сигналы» 1. «Бег по кругу» 2. «Четыре стихии» 3. «Запретное слово» 1. «Два сигнала» 2. «Времена года» 3. * «Рыба, птица, зверь»
           

 

§ 1. Этап 1(1-4 недели занятий)

Разминка

Растяжки

· «Вверх». Встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно (отсчитываем вслух примерно 5 секунд) поднять расслабленные руки вверх. Постепенно растягиваем все тело, не отрывая пятки от пола. Постоять в этом положении, задержав на 3—5 секунд дыхание. На выдохе — постепенно рас­слабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться так же медленно в ИП.

· «Раскрылись». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и медленно прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая

все тело как струнку (представьте, что вы только что проснулись и сладко потяги­ваетесь). Медленно вернуться в ИП, выполняя движения в обратном порядке.

· Перекаты. Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с мысков на пятки, затем — с наружных на внутрен­ние поверхности стоп и обратно.

* Левая нога начинает перекаты с пятки, а правая — с мыска.

· «Нога-рука». Встать, ноги на ширине плеч; прямые руки подняты и раз­ведены в стороны на уровне плеч ладонями вниз.

1) Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 секунд и вернуться в ИП. Стараться не сгибать руки и ноги. То же для правой руки и ноги.

2) Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении на 5 секунд и вернуться в ИП. Не сги­бать ноги и руки. Затем медленно наклониться вправо и коснуться пальцев правой ноги левой рукой, остаться в этом положении на 5 секунд и вер­нуться в ИП.

· Разминка и расслабление рук. Руки встряхнуть, как будто стряхивае­те с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук.

· Разминка и расслабление плеч. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены.

Плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед.

Вращать плечами вперед и назад, не выгибая и не прогибая спину назад и вперед. Движения однонаправленные.

· Растяжка мышц шеи. Встать прямо. В медленном темпе (5 секунд):

1) достать подбородком до груди;

2) достать затылком до спины;

3) дотянуться ухом до правого плеча, затем — до левого.

Важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми.

 

Пальчиковая гимнастика

· «Пальчиковые ладушки и ходилки»:

1) Похлопать в ладоши.

2) Поиграть в «ладушки» только пальцами («хлопают» большой и указа­тельный, затем большой и средний и т. д.).

3) «Походить» пальчиками (указательный и средний, указательный и безы­мянный, указательный и мизинец). Движения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками (движения одноименные).

· «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими (одноименно).

· «Вертушки». Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде взрослого медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном

направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп!» прекратить упражнение.

 

Артикуляторная гимнастика

· «Трусливый птенчик». Встать, руки на поясе. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в «гнез­дышке» и не высовывается.

*Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти — на уровне плеч собраны в кулак и «смотрят» вверх ладонями. Широко открывать и закры­вать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в «гнез­дышке» и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются одно­временно с открытием и закрытием рта.

· «Акула». Рот приоткрыт. Подвигать нижней челюстью вправо-влево, вперед-назад.

· Покусывание и почесывание губ зубами.

· Одновременное и попеременное надувание щек.

· «Улыбка — хоботок». Встать. Руки на поясе. Одновременно вытянуть вперед губы «хоботком» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки развести в стороны. При выполнении упражнения зубы не видны.

*Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одно­временно вытянуть вперед губы «хоботком» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки развести в стороны. При выполнении упражнения зубы не видны.

· «Заборчик — трубочка». Встать, руки на поясе. Одновременно вытя­нуть вперед губы трубочкой и руки. Затем улыбнуться (зубки должны быть видны — «заборчик») и (синхронно) прямые руки развести в стороны.

*Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одно­временно вытянуть вперед губы трубочкой и руки. Затем улыбнуться (зубки должны быть видны — «заборчик») и (синхронно) прямые руки развести в стороны.

Подвижные игры

· «Стоп-упражнения». Ребенку предлагают свободно двигаться, выпол­нять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения и т. д., но по условному сигналу — хлопку — он должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри — отомри» и др.

· «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т. д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной догово­ренности): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате, или встать и пробежать по кругу, назвать 5 красных предметов и т. д.

 

§ 2. Этап II (5-11 недели занятий)

Разминка

Растяжки

· «Репка». Ребенок сидит на корточках, колени — в стороны, сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно «растет» до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводят­ся в стороны — «репка» выросла; ее листья (ладони) ловят солнечные лучи.

· «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Дракон «летит», поворачивая туловище во все стороны. Затем приземляется на остров и начинает «размешивать хвостом» море в одну и другую стороны.

· «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены.

1) Плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед (движения одно- и разнонаправленные).

2) Вращать плечами вперед и назад, не выгибая и не прогибая спину назад и вперед (движения одно- и разнонаправленные).

· «Играем в снежки». Руками «лепим» снежок и «бросаем» его сначала левой, потом правой рукой как можно дальше.

· «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепа­хи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, шея тянется впе­ред и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок прижима­ется к груди), то крутит головой по сторонам.

· «Сова». Поднять вверх левое плечо и повернуть голову влево, одновре­менно сделав глубокий вдох; на выдохе опустить плечо. Правое плечо при этом расслаблено. То же — с правым плечом.

 

Пальчиковая гимнастика

· «Зайчик», «Коза», «Лиса». Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: указательный и средний («заячьи ушки»), указательный и мизинец («козьи рожки»), безымянный и мизинец («лисьи ушки»), большой и мизинец («теле­фон») и т. п. Сначала левой, потом правой рукой, затем обеими руками вме­сте (одновременно).

· Это же упражнение выполняется по очереди: то одной, то другой рукой в быстром темпе. Например, правой — «зайчик», левая в это время свободна; затем левой — «лиса», правая — свободна.

· «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

 

Артикуляторная гимнастика

· «Футбол». Рот закрыт. На счет «один» кончиком языка коснуться внут­ренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3—4 раза без перерыва; при этом необхо­димо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

· «Непослушный язычок». Рот приоткрыт. Расслабленный язык спо­койно лежит на нижней губе.

1) Покусать язычок зубками.

2) Пошлепать по нему губами, произнося «пя-пя-пя».

· «Лопаточка». Рот открыт. Широкий язычок лежит на нижней губе. Положение удерживать на счет до 5.

· «Иголочка». Рот открыт. Тонкий, как иголочка, язычок высунут изо рта. Положение удерживать на счет до 5.

· «Часики». Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Под счет взрослого (до 5) двигать кончиком узкого языка, попеременно дотрагиваясь до уголков рта. Нижняя челюсть неподвижна.

· «Качели». Рот открыт. Под счет взрослого поднимать/опускать язы­чок вверх-вниз, касаясь верхней и нижней губы. Нижняя челюсть непо­движна.

 

Подвижные игры

· «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. Им предлагается игра: «Ты ходишь (бегаешь) и одновременно внимательно слушаешь меня: если услышишь один хлопок в ладоши, то сразу должен остановиться и сто­ять, пока я не скажу «побежал». Если услышишь два хлопка, должен под­прыгнуть и стоять, пока я не скажу «побежал». Если услышишь тру хлопка, должен сразу остановиться, хлопнуть в ладоши один раз и стоять, пока я не скажу „побежал”».

Сначала инструкцию подробно проговаривает взрослый, затем в краткой форме, с помощью вопросов взрослого, — сам ребенок. Для самых малень­ких, особенно на первых этапах занятий, конечно, достаточно двух простых инструкций.

· «Условные сигналы». Перед занятием ребенку задаются условные сигналы. Один хлопок — посмотреть вверх-вниз (или направо-налево, или поднять руки, или присесть на корточки, или произнести «звезда»). Два хлопка — попрыгать (или сделать «ласточку», или произнести «гвоздь»). Три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель»).

*Для детей 5—6 лет увеличивается объем «условных сигналов». На один и два хлопка они выполняют описанные движения, а на три хлопка — напри­мер, закрывают глаза или произносят скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т. п. Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствую­щее задание около 10 секунд.

*Для детей 5—6 лет задается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или упражнения («кошка» и «кобра»; пение и шипение; назвать растение и животное, красный и желтый объекты и т. п.). Сами задания можно выбрать из приведенных далее в книге, а также из любого пособия по развивающим играм.

Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен как можно быстрее пере­ключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого он сидел; зашипеть, если до этого пел; вспомнить названия различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого перечислял птиц, и т. д.

Повышению сосредоточенности, реактивности и развитию навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два — четыре условных сигнала и соответствующие им реакции, кото­рые ребенок должен запомнить.

 

Растяжки

· «Утиный хвостик». Ребенок стоит, немного наклонившись вперед. Ноги на ширине плеч; колени согнуты примерно наполовину возможного объема сгибания. Ребенок двигает «хвостиком» влево и вправо, не задействуя ноги и не двигая корпусом.

· «Лягание» ногой. Ребенок стоит, вытянув вперед левую ногу и оторвав ее от пола. По команде взрослого он несколько раз осуществляет резкий толчок пяткой вперед. Опорная нога при этом слегка согнута в колене. По команде взрослого ребенок меняет ногу и повторяет упражнение заново,

· Повороты в стороны. Ребенок стоит; спина прямая. По команде взрос­лого поворачивается налево так, чтобы увидеть правую пятку. То же — с по­воротом направо.

· «Сорока-белобока». Встать, спина прямая, руки опущены. По команде ребенок наклоняет голову вперед и вниз и медленно вращает ею по часовой и против часовой стрелки. Затем наклоняет голову поочередно к левому и право­му плечу, разворачивая лицо так, чтобы смотреть соответственно вправо и вверх, затем влево и вверх. Упражнение выполняется 3—5 раз.

· «Крючки». Последовательно сцеплять одноименные пальцы правой и левой руки, согнутые крючочками. Сильно растягивая, стараться удержать «сцепку».

 

Пальчиковая гимнастика

· Научите ребенка щелкать пальцами, сначала одной рукой, потом дру­гой, затем обеими вместе; попеременно то одной, то другой рукой.

· «Замочки». Руки вытянуть перед собой, перекрестить их, сложив пальцы в «замок». «Выворачивать» «замочки», вытягивая руки перед собой и вверх.

 

Артикуляторная гимнастика

· «Индюк». Широкий язычок высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, потом по горизонтали, при этом уздечка языка напряжена. При «включении» голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

· «Яичко». Губы сомкнуты, язык лежит на дне ротовой полости, кончик языка — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, как можно ниже опускать нижнюю челюсть. Должно ощущаться напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задер­живать это положение, затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксиро­вать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркало во время упражнения: маленький язычок и небная занавеска должны быть под­няты вверх, корень языка опущен и хорошо видна глотка.

Подвижные игры

· «Два сигнала»* Эти упражнения аналогичны тем, которые дети делали на первых этапах, но теперь вы задаете 2—3 разных сигнала. Например, хло­пок (несколько хлопков), колокольчик и любое «слово-пароль». Когда зву­чит хлопок — выполняется одно движение, когда звучит колокольчик — надо произнести «ля-ля-ля», а на «слово-пароль» надо ответить подходящим по смыслу словом.

· «Времена года». После того как вы обсудили, что бывает зимой, летом, осенью и весной, сыграйте в игру «Лето—зима». В этой игре уча­ствуют несколько человек. Ведущий (взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Лето, зима, лето, зима...». Игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до пяти) назвать какие-то «зимние» слова. Когда дети усвоят эту игру, можно доба­вить все времена года, а затем и другие, ясные детям понятия (например, «дома — в лесу», «дома — в лесу — на улице», «игра — еда» и т. д.).

· * «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очере­ди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать — в данном случае птицу. Причем названные живот­ные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру; если ответ неверный, ребенок выбывает из игры. Эту игру можно проводить в самых разных вариантах, когда дети называют, напри­мер, цветы, деревья, фрукты, одежду и т. д.

 

Глава 5. Психомоторные координации

Формирование психомоторных координаций — несущая ось МЗО. Каждый из четырех этапов подпрограммы «Психомоторные координации» представлен понедельными упражнениями. Эти этапы согласуются с соот­ветствующими этапами подпрограмм «Разминка» и «Познавательные компе­тентности». Чтобы еще раз увидеть логику проведения нейропсихологического занятия, рекомендуем вернуться к началу данного раздела, где в главе 3 дана сводная таблица всех подпрограмм. Там же представлен (на примере первых двух недель) алгоритм составления единой программы на неделю. Очевидно, что упражнения «психомоторные координации» прово­дятся после ритуала приветствия и разминки. А после «психомоторных коор­динаций» — занятия по формированию познавательных способностей ребенка, подвижная игра и ритуал завершения занятия. Здесь мы даем более конспективную форму изложения, подробно описывая только упраж­нения на формирование психомоторных координаций* Все упражнения выполняются по 5 раз. При выполнении блока «Общий двигательный репер­туар» младшие дети преодолевают 5—7 метров, а старшие — 8—10 метров. Думается, что приведенная выше сводная таблица, наша подробная иллюст­рация и общие рекомендации, данные в предыдущих главах, позволят вам быстро освоиться в этом новом материале.

 

Этап 1(1-4 недели занятий)

 

1 неделя занятий

В первую неделю мы занимаемся в свободном режиме, давая ребенку возможность привыкнуть к упражнениям. Он все делает «как может». Но общий план занятий уже жестко зафиксирован. Итак, вы освежили в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 2, §1). Они должны стать фоном нейропсихологических занятий и повсе­дневной жизни в ДОУ и дома, И теперь приступаете к нейропсихологическим психотехникам «Психомоторные координации».

«Сказка про левую руку». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т. п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжки и рассматривать картинки слева направо (показываем) и т. д.

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено- солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпоч­ки, часов, браслетика, значка у сердца и т. п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете пре­красную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, — ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нем постоянно.

Если вы выполняете базовую программу целиком, то «Сказку про левую руку» надо рассказать на первом же занятии после прихода в Волшебную страну. Маркировка левой руки пригодится вам на «Разминке». Но мы гово­рим об этом здесь, поскольку выполнение подпрограммы «Психомоторные координации» без такой маркировки абсолютно невозможна.

Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том,что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т. п.

 

Таблица 3. Психомоторные координации, этап I

 

  Дыхание Растяжки Общий двигательный репертуар Глазодвигательный репертуар Игры с мячом
1 неделя «Воздушный шарик» Вдох — выдох... (упражнения обязательно выполняются дома) 1. Пассивные растяжки 2. «Ходьба» на руках (упражнения обязательно выполняются дома) «Зоопарк» 1. «Догонялки руками» 2. «Крестики» 3. Конвергенция (упражнения обязатель­но выполняются дома) Любые игры с мячом (упражнения обязательно выполняются дома)
2 неделя Упражнения выполняются лежа «Воздушный шарик» Вдох (два хлопка) — выдох (два хлопка) Упражнения выполняются лежа 1. «Полетели» (одноврем.) 2. «Бревнышко» 3. «Дотянись» (отдельно) Упражнения выполняются лежа 1. Ползание по-пла­стунски (как сможет) 2. Ползание на спине (как сможет) Упражнения выполняются лежа 1. «Крестики» 2. Конвергенция Перекатывание большого, среднего и теннисного мяча друг другу сидя на ковре, * одновременное перекатывание двух мячей
3 неделя Упражнения выполняются лежа «Воздушный шарик» 1. Вдох (три хлопка) — выдох (три хлопка) 2. Вдох (три хлопка) — задержка дыхания (три хлопка) Упражнения выполняются лежа 1. «Полетели» (отдельно) 2. «Бревнышко» 3. «Дотянись» (отдельно) Упражнения выполняются лежа 1. Ползание по-пла- стунски (реципр.) 2. Ползание на спине (попеременно) Упражнения выполняются лежа 1. «Крестики» 2. «Крестики» + (язык ЗА) 3. Конвергенция Подбрасывание и ловля большого и среднего мяча: двумя руками, *подбрасывание — хлопок — ловля двумя руками
4 неделя Упражнения выполняются лежа «Воздушный шарик» 1. Вдох (три хлопка) — выдох (три хлопка) 2. Вдох (три хлопка) — задержка дыхания (три хлопка) 3. * Вдох, ребенок переводит взгляд влево (три хлопка) — задержка дыхания (три хлопка) Упражнения выполняются лежа 1. «Активные растяжки» (одноим.) 2. «Фараон» 3. «Сильные ножки» 4. «Ножки-вертушки» 5. «Бревнышко» 6. «Локотки» Упражнения выпол­няются лежа 1. Ползание по- пластунски (одноим.) 2. Ползание на спине (одновр.) 3. «Капризный малыш» Упражнения выполняются лежа Повторение упражнений 3 недели Подбрасывание и ловля мяча: двумя руками, затем правой рукой, левой рукой на месте * и с продви- жением

Дыхание

Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить на область диафрагмы руку или книжку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оста­ваться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание (удержать животик надутым), затем вделать медленный и плавный выдох через рот.

• «Воздушный шарик». ИП — стоя. Ребенок глубоко вдыхает через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цвет­ной воздушный шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдо­хе. Вначале полезно положить руку на живот ребенку и помочь при обучении правильному дыханию. Упражнение выполняется по команде «вдох — выдох» под хлопки взрослого (количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыком правильного дыхания). Упражнение выполняется 5 раз.

 

Растяжки

• Пассивные растяжки. Ребенок лежит на спине. Потяните слегка каждую руку и ногу ребенка, затем одновременно обе руки и обе ноги. Вместе с кем-то одновременно (по команде), очень медленно и осторожно, без резких рывков растягивайте ребенка в течение нескольких секунд в противоположные сторо­ны. Представьте, что вы растягиваете маленького котенка. Один взрослый при этом берет ребенка за левую руку, другой — за правую; потом один — за руки, другой — за ноги. Заканчиваете растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Дать команду расслабиться. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.

• Предложите ребенку походить на руках вперед и назад (вы при этом, естественно, придерживаете его за ноги). А на улице — пройти по краю тро­туара, бортику песочницы, удерживая равновесие.

 

Общий д


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.