Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

2017-10-08 415
Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лер­монтова; отработать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по ча­стям.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено 7было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лер­монтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» — скорб­ное, гневное и обличительное.

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой...

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушки­на направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как про­кламация. Так началась всенародная слава Лермонтова.

Впервые Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лег. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского обще­ства.

2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.

3. Беседа.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
При ответе воспользуйтесь текстом.

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением «Дары Терека»

1. Вступительная беседа.

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о
чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в
каспийское море.)

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения.

 

—Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

—Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

—Объясните значение выражения «утесистые громады».

—Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».

—Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».

 

4. Самостоятельное чтение стихотворения.

5. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Итог урока

Домашнее задание: найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова

 

 

Уроки 17-18. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

Цели: ознакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; обу­чать правильному выразительному чтению; пополнять словар­ный запас учащихся; развивать память, внимание, мышление; учить анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Выступление учащихся.

— Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.

2. Выразительное чтение стихотворений.

— Сейчас послушаем стихи, которые вы приготовили к уро­ку.

III. Подготовка к чтению сказки. Словарная работа

1. Первичное понимание текста.

—Прочитайте название сказки. Знаете ли вы, что оно озна­чает? (Ашикв переводе означает народный певец, музы­кант. Кериббедный человек, бедняк.)

—Чья это сказка? (Турецкая.)

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млеко­питающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

ЗАРОК — клятвенное обещание не делать что-либо. СААЗ — турецкая балалайка.

ПАША — в старой Турции и некоторых других мусуль­манских странах: титул высших сановников и генера­лов, а также лицо, носящее этот титул. НАМАЗ — (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

—Объясните выражения: «нам вдвоем достанет» (хватит); «высокое сердце».

—Подберите синонимы к словам:

УПРЕКАТЬ — укорять, шпынять, пилить, точить; СТРАНСТВОВАТЬ — скитаться, странничать; ВОСКЛИКНУТЬ — возгласить, вскричать, вскликнуть;

УСПОКОЙСЯ — остынь, утихомириться, угомонись.

— Подберите антонимы к словам:

БЛЕЩУТ - гаснут;

ИСТИНА — ложь, обман, заблуждение; ДРОЖАЩАЯ РУКА - спокойная; ПРОЗРЕТЬ - ослепнуть.

— Прочитайте в тексте выделенные слова и найдите их
объяснение в словаре учебника.

АЯП-АГА — знатный господин. ЧАУШ — сторож, рассыльный. ОГЛАН — мальчик, парень.

IV. Физкультминутка

V. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися

VI. После чтения

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)

VII. Итог урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Если бы не было подзаголовка к сказке, можно ли дога­
даться, что действие в ней происходит в другой стране?

Домашнее задание: перечитать сказку, ответить на вопрос 2 на с. 113 учебника.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Хвостом след устилает, горы и долы Промеж ног пускает.

III. Работа над содержанием сказки

1. Выборочное чтение и ответы на вопросы.

—Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

—Как он познакомился со своей будущей невестой?

—Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение использует автор? (Как зимнее небо.)

—Что предложила девушка молодому человеку?

—Почему же Ашик-Кериб отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

—О каких чертах характера говорит такой поступок?

—Какое решение принял Ашик-Кериб?

—Почему девушка согласилась ждать его семь лет, ведь это так долго?

2. Беседа о поступке Куршуд-бека.

—Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек.

—Почему он так поступил? Можете ли вы объяснить?

—Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршид-беку, а Магуль-Ме-гери сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что девушка слишком хорошо его знала.)

—Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отпра­вился? Докажите.

—Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над содержанием сказки

1. Беседа о характере Магуль-Мегери.

—Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей вы­держать все испытания?

—Какие еще черты характера были у этой девушки?

—Вспомните начало сказки, ведь она обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент. (Дети зачитывают отрывок и объясняют действия девушки)

—С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней под­руга?

—А как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках?

—Прочитайте пословицы на с. 113, объясните их смысл.

Не ищи красоты, а ищи доброты. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее

2. Беседа о финале произведения.

—Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город?

—В чем еще помог ему Хадерилиаз?

—Как заканчивается сказка?

—Какие чудеса происходят в сказке? Какие события могли произойти в реальности?

—Распределите героев по группам: положительные герои; отрицательные герои; нейтральные герои; герои-помощ­ники.

VI. Итог урока

—К какому виду сказок относится эта сказка?

—Зачем Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?

—Чему учит эта сказка?

Домашнее задание: подготовить краткий пересказ сказки.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.