Л.Н.Толстой «Что такое искусство» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Л.Н.Толстой «Что такое искусство»

2017-10-07 338
Л.Н.Толстой «Что такое искусство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того, чтобы точно определить искусство, надо, прежде всего, перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из условий человеческой жизни.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.

Таким образом, мы видим несколько схожих, и все различных определений одного и того же термина, которым все пользуемся в обычной жизни. Вероятнее всего, кратко сформулировать сущность этого явления нельзя, не утратив многие его значения.

Правильнее было бы понять сущность искусства через его функции, как это предлагается в учебнике по эстетике Борева.

Основные функции искусства

1 Преобразующая (искусство воздействует на людей на идейном и на эстетическом уровне, оно формирует мировосприятие человека; формирует его морально-нравственное восприятие действительности; создает иные художественные миры из повседневности; сам художник-творец преобразует материалы в нечто новое - в образы).

2. Утешительная (отвлекает человека от его трудов и забот, развлекая и даря эстетическое удовольствие, позволяет восстанавливать психическое здоровье, гармонию человека с миром).

3. Познавательная (позволяет воспринимать мир во всей его полноте, одновременно получая знания о разных эпохах, народах, системах ценностей, позволяя познать и весь мир и самого себя).

4. Философская (позволяет создавать концепции бытия)

5. Предсказательная (позволяет проследить путь развития человека в будущем)

6. Информационная (позволяет обмениваться опытом как личностным, так и общественным).

7. Коммуникативная (позволяет общаться, обмениваться мыслями и чувствами всем людям, снимая любые барьеры: языковые. Религиозные и т.п.).

8. Воспитательная (позволяет воздействовать как на чувства, так и на ум человека, формирует целостную личность).

9.Эстетическая (позволяет ценностно сориентировать человека в мире, побудить его к творчеству, научить его жить и созидать по законам красоты).

10.Гедонистическая (позволяет человеку научиться испытывать особое, духовное наслаждение, наслаждения от созидания и восприятия красоты).

Искусство всеобъемлюще. Нет такой области человеческой деятельности, которая была бы для него закрыта, нет такого потайного уголка в душе самом человеке, которого бы не затронуло искусство.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Главное из искусств

Литература – главное из искусств. Жизнь челове­ка в народе и жизнь народа в мире, сам человек, его личность, его взаимоотношения с природой, - все это (и не только) является вечной темой и предметом литературы.

Основа литературы – это слово, именно оно несет в себе многовековой культурный опыт каждого отдельного народа на нашей Планете.

Художественная литература (то есть литература как вид искусства) отражает в себе весь мир, не разделяя его на различные области знаний, отражает всю сложность нашего мироздания и человеческой жизни. Здесь малейшие оттенки изложения имеют огромный смысл, отражая многогранность нашего бытия и нашего восприятия окружающего мира.

Чтение - интеллектуальная работа, выполнять которую маленького человека необходимо научить. Однако просто привить этот навык, как прочие, недостаточно, нужно еще заинтересовать ребенка чтением, чтобы он полюбил это занятие искренне.

«Чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатления­ми. Оно основная форма художественной коммуникации, опирающаяся на естественный язык, вобравший в себя опыт поколений; ориентирующаяся на сотворчество при восприятии. Сильные стороны чтения объясняются и особой активностью собственного опыта читателя, и опорой на многовеко­вую традицию, и выразительностью литературных средств, и обращенно­стью литературных образов к фантазии читателя, и прямой связью чтения с национальным характером культуры. Чтение литературного произведения оказывает обратное влияние на наш естественный язык, развивает чувство языка, обогащает его, способствует языкотворчеству. На стороне чтения стоят высшие общемировые ценности, созданные Гомером, Данте, Шекс­пиром, Сервантесом, Гете, Толстым и Достоевским».

Ю.Б. Бореев «Эстетика»

«Масскультура» манипулирует сознанием человека, навязывая ему некие ценности, художественная же литература формирует мировоззрение, учит человека воспринимать мир во всем его многообразии, помогая устанавливать причинно-следственные связи. Чтение – основа всего художественного восприятия человека. Литература – драматургическая основа театра.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле совокупность любых письменных текстов.

Чтение требует больших интеллектуальных усилий и соответственно обладает высоким гедонистическим эффектом, а также способно оказывать не «мозаическое», не манипуляционное, а мировоззренческое воздействие на личность. Лишь при известных обстоятельствах (в массовой культуре) литература становится средством манипуляции сознанием людей. Классическая же литература и добротная литература современности не манипулирует личностью, а формирует ее.

«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры!»

Слово «театр» переводится с греческого как «место зрелищ» и само «зрелище».

Однако театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие. Это особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматур­га, режиссера, художника, композитора, актеров.

Основа театра – актер, живой человек создающий «здесь и сейчас», на глазах у зрителя, художественный образ, персонаж пьесы, оживляющий все, что есть на сцене – декорации, реквизит, превращаю сцену в реальное место действия пьесы. Актер может выразить жизнь только через себя, только через свою пласти­ку и свою интонацию, он присваивает опыт отношений многих людей и передает его, перевоплощаясь в персонажа.

Театраль­ность – это особый способ художественного мышления, именно она придает спектаклю праздничность.

Суть театра - игра. Игра, включающая в себя «перевоплощение» живого человека-актера в вымышленного персонажа, «оживляющая» его, включающая зрителя в мир пьесы с его предлагаемыми обстоятельствами, игра, идущая в пространстве сцены и игра, захватывающая зрительный зал. Игра, несущая в себе сложную систему знаков и символов, основанных на синтезе искусств: музыки, танца, живописи, архитектуры, прикладного искусства (декорации, костюмы), кино.

Зритель в театре всегда находится в процессе «сотворчества», соучастия в игре, воспринимая и смысл спектакля и его зрительно-образное решение.

Но для того, чтобы принимать «активное» участие в этом процессе, зрителю необходимо понимать систему знаков и символов спектакля, он должен воспринимать предложенную «игру», включаться в эмоциональное «сотворчество». А к этому его необходимо заранее подготовить, научив восприятию. Иначе у нас в театре будет не зритель, а «публика», которая жаждет просто эффектного зрелища.

Театр способен пробудить в воспринимающем человеке очень сильные эмоции, через чувство пробудить мысль, другие чувства, помочь человеку, особенно маленькому человеку, по-другому взглянуть на мир.

«Весь мир - театр!» - утверждал великий Шекспир. Действительно, каждый человек в день разыгрывает столько ролей - не сосчитать! А дети? Еще больше, чем взрослые. Кроме ролей, которые их «заставляют» играть взрослые, они также играют самими же придуманные роли, когда играют в придуманные игры. Но зачем? Затем, чтобы лучше подготовиться к жизни, чтобы знать, как вести себя в разных ситуациях.

Так устроен наш мир. Можно понаблюдать за котенком, за щенком. Все их игры – отработка будущих навыков охоты, ухаживания и т.п., всего того, что будет необходимо во «взрослой» жизни, что обеспечит возможность жить. Человеческому детенышу намного труднее. Развитый мозг дает множество задач. Мир человеческих взаимоотношений накладывается на природный мир, заставляя ребенка остро нуждаться в помощи взрослых. Какие игры ему наиболее необходимы, ребенок пока еще не знает, вот и играет во все подряд, копируя поведение родных, сверстников, героев мультфильмов и книжных персонажей. И вот здесь ребенку требуется помощь. А больше всего ему на этом этапе может помочь именно сказка…


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.