Сочинение на историко-литературную тему — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сочинение на историко-литературную тему

2017-10-07 457
Сочинение на историко-литературную тему 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель сочинения данного типа: рассмотреть литературное произведение через призму исторических процессов. Литературное произведение в сочинениях данного типа раскрывает авторское видение и понимание важнейших процессов и явлений определённого периода жизни общества.

 

Это наиболее частый тип сочинений в школьной практике. Сложность заключается в том, что сочинение предусматривает анализ литературного произведения в тесной взаимосвязи с историей и на основе исторических событий. Литературное произведение является «иллюстрацией» авторского отношения к тем или иным событиям жизни общества, раскрывает его видение и понимание этих событий. Поэтому в сочинении данного типа нужно знать не только текст и критические отзывы о нём, но и события общественно-политической жизни страны, биографию автора, его мировоззрение.

 

ВАРИАНТЫ ТЕМЫ

 

  1. Освещение исторической темы в свете отдельного произведения («Дубина народной войны поднялась», «Пугачёвский бунт в повети А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
  2. Рассказ о жизни людей на протяжении определённого промежутка времени («Изображение жизни поместного дворянства в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
  3. Ретроспектива темы:

- в творчестве одного писателя («Война глазами Василя Быкова»);

- в творчестве разных писателей (писателей-современников или писателей разных поколений) («Образ кавказского пленника в произведениях писателей русской литературы»).

  1. Анализ проблемы (в одном произведении, в творчестве писателя, в творчестве разных писателей) («Люблю Отчизну я…», «Тема памяти в современной литературе»).
  2. Обзорные темы («Образ провинциального барства в русской литературе», «Дворянство в изображении А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина»).
  3. Анализ роли личности в истории («Наполеон глазами А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого», «Образ Петра 1 в романе А.Н.Толстого «Пётр 1»).

 

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

  1. Анализ исторической обстановки, ситуации, события, о котором рассказывается в произведении («Гражданская война глазами И.Бабеля и М.Шолохова»).
  2. Если произведение поднимает тему, которая уже была разработана в литературе, то во вступлении лучше проговорить о ранее существующих произведениях и объяснить причины, по которым литература вновь обращается к данной теме (попытка решения старых проблем в новых исторических условиях) («Образ русского защитника Отечества»).
  3. Краткий экскурс в историю вопроса, который поднят в произведении («Дуэль в произведениях русской литературы», «Лишние люди в русской литературе 1-ой половины 19 века»).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Основная часть сочинений данного типа представляет собой анализ литературного произведения либо какой-то его части (проблемы, героя) в свете конкретной исторической ситуации (литературное произведение выступает как частный, субъективный взгляд отдельного писателя на существующую проблему или действие, поэтому сочинение представляет собой анализ частного видения (решения) проблемы. Логика сочинения предполагает либо исследование текста как отражения авторской позиции, либо анализ авторской позиции через текст («Роль личности в истории глазами Л.Н.Толстого», «Причины второго обращения А.С.Пушкина к личности Пугачёва»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вывод должен содержать ответ на вопрос, поставленный во вступлении или основной части сочинения, и быть напрямую связан с историей.

 

 

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

 

  1. Историко-литературная тема подменена литературоведческой.
  2. Анализ произведения даётся вне контекста исторических процессов.
  3. Некорректные выводы.
  4. Незнание исторических условий, определивших тему (идею) произведения.
  5. Сочинение подменено рассказом об исторических событиях.
  6. Авторская позиция рассматривается вне исторического контекста.

 

СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

 

Под свободной понимается тема, которая позволяет пишущему самостоятельно отобрать материал для сочинения. В основе сочинения может лежать как литературное произведение, так и жизненные наблюдения и впечатления. Большинство сочинений на свободную тему связано с морально-этической стороной жизни общества или отдельно взятого человека (социальной группы). Так как произведения классической литературы принято считать произведениями с устоявшейся точкой зрения, то для сочинений на свободную тему лучше брать сочинения современной литературы (под современной литературой понимается исторический период времени в 15 лет).

Часто сочинения на свободную тему представляют собой известную цитату, над смыслом которой предлагается поразмышлять. Поэтому данный тип сочинения представляет собой сочинение-рассуждение.

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшихся мнений критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет степень глубины эмоциональной окрашенности текста, способы выражения своей позиции, выбор поднимаемых проблем. Сочинение может быть написано в жёсткой публицистической форме или форме лирического размышления. В качестве фонового материала могут выступать примеры из любой области человеческих знаний. Большую роль в развитии темы играют ассоциации.

 

 

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Постановка проблемы в свободной форме.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Сочинение-рассуждение по свободной схеме. Однако тип сочинения определяет обязательное наличие тезиса и аргументов (литературный материал, жизненные наблюдения, сведения из любых областей жизни человеческого общества).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вывод предполагает краткое изложение своей точки зрения, подводящее итог размышлениям над предложенной темой.

 

ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ

 

1. Отсутствует идея сочинения.

2. Нарушена логика развития темы (идеи).

3. Нет литературной основы произведения.

4. Анализ проблемы подменён пересказом.

5. Узость (или косность) мышления.

6. Низкий общеинтеллектуальный уровень сочинения.

7. Слабая аргументации выдвигаемых аргументов.

8. Стилистический и жанровый разнобой текста сочинения.

9. «Мозаичность» текста.

 

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшегося мнения критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет глубину эмоциональной окраски текста, способы выражения авторской позиции и ракурс освещения проблемы. Сочинение может быть написано в публицистической форме или форме лирического размышления.

 

РЕЦЕНЗИЯ КАК ТИП СОЧИНЕНИЯ

 

Рецензия - официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).

(Современный толковый словарь русского языка)

 

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

 

Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

(Современный словарь иностранных слов)

 

Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.

(БЭС)

 

Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.

 

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

 

ВСТУПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ)

 

  1. Слово о писателе
  2. Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
  3. Слово от лица массового читателя (статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
  2. Восприятие, интерпретация и оценка произведения:

- какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?

- тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;

- насколько жизненны и убедительны герои произведения?

- коллизия произведения;

- как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?

- в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?

- какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
  2. Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).

 

Надо помнить, что:

  1. Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора, обсуждения насущных проблем с современниками.
  2. Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!). Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.
  3. Рецензия НА…, отзыв О…
  4. Рецензия предполагает эмоциональность, так как цель рецензии – возбудить, взбудоражить общественное мнение. Вместе с тем рецензия предполагает логичность, оценочность, призывность
  5. Рецензия обязательно содержит элементы рекламы.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ

- Большим достоинством книги является…

- Автор умело подсказывает…

- Книга подкупает (чем?)…

- Нельзя не одобрить…

- Нельзя не согласиться…

- Хочется отметить…

- Однако вызывает удивление…

- Возникает вопрос…

- Чувствуется влияние…

- Основываясь на традициях…

- Хочется поспорить с автором…

- Хотелось бы задать вопрос…

- В заключение отметим…

- Вызывает недоумение…

- С радостью узнаёшь…

- Правда, это требует серьёзных размышлений (доказательств…)…

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

 

  1. Нарушение трёхчастного построения текста
  2. Нет пересказа, непонятно, о чём идёт речь в рецензии
  3. Вместо анализа – пересказ
  4. Нарушен стиль сочинения
  5. Подменён тип сочинения (вместо рецензии отзыв или анализ литературного произведения)
  6. Нет выхода на общественное мнение, не определена актуальность
  7. «Засушенность» текста (текст выстраивается неэмоционально, есть склонность к официально-деловому стилю)
  8. Отсутствует связь с современностью

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.