Подходы и методы в консультировании. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Подходы и методы в консультировании.

2017-10-11 524
Подходы и методы в консультировании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В литературе выделено три основных подхода в консультировании, базирующихся на фундаментальных теориях психологических школ:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование, центром внимания которого является анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и их предупреждение в будущем.

3. Консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования:

1. Функциональный: консультирование - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за еѐ решение, но помогает тем, кто несѐт такую ответственность. Например, направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья можно рассматривать как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

2. Профессиональный: консультирование - особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Для осуществления целей и задач консультирования специалисты пользуются определенными методами. Метод (путь исследования или познания, теория, учение) определяется в науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) деятельности.

Единой классификации методов консультирования не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:

1) исследование проблем (сбор информации, диагностика);

2) снятие эмоционального напряжения;

3) определение приоритетов проблем и работа над ее решением;

4) психопрофилактика.

К первой группе методов относятся: беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.

Основным методом консультирования является определенным образом организованная беседа как системная ситуация общения (условие взаимодействия) клиента и консультанта, в процессе которого имеет место принятие последним профессиональных решений в отношении проблем клиента.

Метод наблюдения - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственной регистрации фактов (событий и условий), значимых в ситуации консультирования. Данный метод используется в процессе консультирования на всех этапах, в результате чего появляется возможность уточнения запроса клиента, формулирования, проверки и корректировки консультантом возникающих у него гипотез относительно проблем клиента.

Тестирование может проводиться консультантом в форме опроса, эксперимента, краткосрочного задания. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью (существование задания, четкой инструкции, прописанной процедуры тестирования, стандартными являются и способы обработки и интерпретации тестовых заданий).

Анкетирование позволяет собрать материал об интересах, особенностях личности, психологических проблемах и поступках клиента. Прежде чем начать анкетирование, для достоверности результатов необходимо наладить рабочий контакт с клиентом, включающий доверительные отношения, искренность и открытость. Содержание вопросов анкеты может быть направлено на изучение планов на будущее; особенностей поведения; социального положения; уровня знаний и т.д.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Источником данного метода служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.).

Вторая группа методов направлена на снятие эмоционального напряжения клиента. Они могут использоваться в любом направлении консультативной работы. Такие методы называют катарсическими. Эмоциональное состояние клиента, безусловно, оказывает влияние на процесс консультирования, в этой связи снятие напряжения, создание безопасной и благоприятной атмосферы - одна из задач консультанта. Создание такой обстановки возможно с помощью применения следующих методов: вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.

Третья группа методов: определение приоритетов проблем и работа над ее решением. Используются для анализа проблем, анализа факторов, вызывающих проблему, анализа взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др., что позволяет определить степень важности проблем и срочность их решения. К таким методам относят, например, метод ранжирования альтернатив, с помощью которого возможно упорядочить все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные.

Четвертая группа методов направлена на психопрофилактику. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи: библиотерапия (использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения), тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многие другие важные для клиентов социальной сферы темы.

Личность консультанта.

Оптимальный набор личностных качеств, необходимых консультанту: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Исследования ученых позволили выделить несколько групп умений консультанта:

1) Когнитивные умения: анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; применять на практике свои знания и понимание проблем; применять на практике исследовательские находки и др. 2) Коммуникативные умения: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми и др.

3) Конструктивные умения: вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки решения; вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

4) Организаторские умения: проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу; организовывать, планировать и контролировать работу; добывать информацию с помощью доступной технологии; оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Консультанту необходимо владеть коммуникативной техникой: - знать речевой этикет и уметь его использовать; - уметь формировать цели и задачи делового общения; - организовать общение и управлять им; - анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу, заявление и конкретно ответить; - владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; - уметь вести беседу, деловой разговор, дискуссию, диалог, деловые переговоры; - уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать оценки и предложения; - владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно строить речь; - с помощью слова корректировать поведение клиента. Личностные качества консультанта подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Кроме профессионально важных качеств рассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Это профессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство, безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, использование должностного положения в личных целях, эгоизм, аморальность, грубость, авторитарность, болтливость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения и т.д. Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость, вспыльчивость – тоже являются недопустимыми качествами для социального работника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическому напряжению.

Требования к личности консультанта.

1.Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.