Б. 31. Основные типы предложения. Реф п 63, зас 95 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Б. 31. Основные типы предложения. Реф п 63, зас 95

2017-09-30 290
Б. 31. Основные типы предложения. Реф п 63, зас 95 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типология с тз лексич. наполнения пр-я (по Арутюновой):(Типы предложений в семантическом синтаксисе):

1. Предложения экзистенции – утвержд-е/отрицание наличия ч-л. (Дюймовочек не существует. Пони сущ-т.)

2. Предложения номинации - утверждение/отрицание наименования предмета мысли. (Его зовут не Антон, а Анатолий. Петров его фамилия.)

3. Предложения тождества (идентификации) - утверждение/отрицание тождества к-л. 2-х мнений, Одинаковость каких-л. 2 понятий, действий, состояний и т.д. Пример: степь - безлесная равнина/безлесная равнина - степь.

4. Предложения характеризации, характеристика чего-л.; предмету мысли что-то приписывается… (Петров – хороший продавец. Этот ч-к мне близок.)

Предложения по цели высказывания:

1. Побудительное

2. Повествовательное

3. Вопросительное

Простые предложения делятся на: (по наличию гл. чл-в):

1. Односоставные (подлежащ/ск)/ двусоставные (подл+ск) + пр-я без гл. чл-в (в уч-х не выдел-ся)(Товарищи.ю вперед заре навстречу. За нашу советскую родину! Ребята, за мной)

По наличию второстепенных членов: Распространенные- когда в его составе есть и другие синтагмы /нераспространенные - когда налицо только одна предикативная синтагма

По цели высказывания: Повествовательное Утвердительное Отрицательное Побудительное Вопросительное

По характеру действующих лиц:

1. о/л (определенно-личные) (Сидишь и ничего не понимаешь?)

2. н/л (неопределенно-личные) (За рекой поют)

3. б/л (безличные) (нет дей.лица)

По наличию/отсутствию осложняющих элементов (с обращением, обособленные/однородные члены, вводные/вставные конструкции (Осложненное С однородными членамиС обособленными членамиОпределение Приложение Обстоятельство Дополнение Со сравнительным оборотомС обращениемС вводными словами и предложениямиС уточняющими словами)

По эмоциональной окраске: Восклицательное Невосклицательное

По полноте смысла Полные Неполные

Типы сложных предложений (СП):

1. БСП (бессоюзное СП) - предикативные звенья связаны интонацией. (В зале погас свет, на сцену вышел конферансье)

2. ССЧ (сложносочиненное СП) - предикативные части связаны сочинительными союзами (и, а, но,...). (В зале п.с. и нас.в.к.)

3. СПП (сложноподчиненное СП) - предикативные части связаны подчинительными союзами (когда, где,...). (Когда в зале п.с., на с.в.к.)

 

Б. 32. Членение предложения. консп

Членение предложения может осуществляться по двум классификациям: формальной (членение на грамматические элементы) и коммуникативной (актуальное членение).

Грамматическое членение, или синтаксическое – членение предложения с точки зрения его структурных компонентов (выделение структурного ядра предложения - подлежащего и сказуемого - и распространяющих его членов).

Подлежащее – главный член предложения, указывающий на «логический объект», к которому относится сказуемое. Может быть выражено любой частью речи. Эта форма чаще всего выставляется в теме…

Сказуемое – главный член предложения, указывающий на действие, состояние, свойство или качество в отношении к субъекту. Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативными отношениями. Ф-ма, характ-я для ремы или поясняемого слова ремы.

Определение – второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество или свойство предмета. Та ф-ма, для кот. типична позиция поясняющ. слова темы.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий объект в его отношении к действию, предмету или признаку. Поясняющее слово в реме

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий где, когда при каких обстоятельствах совершается действие или указывающий на условие, причину, цель его осуществления и тд. Поясняющее слово в реме

актуальное членение предложения, т. е. смысловое членение предложения на исходную часть сообщения — тему

(или данное) и на то, что утверждается о ней —рему (или новое).

Коммуникативное или актуальное членение предложения - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

§ исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

§ новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

§ элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.

Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным.

Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
Предложения, неподдающиеся АЧ, называются нерасчленёнными. Обычно они имеют значение бытности, констатации факта: Идёт снег; Можно начинать.
Начало изучения АЧ обычно связывается с именем В. Матезиуса, хотя о смысловом членении предложения писали многие лингвисты и до него, употребляя, однако, иную терминологию. Наиболее распространено двойное (бинарное) членение - деление предложения на тему и рему, но существуют и другие теории, согласно которым выделяются переходные элементы (в основном служебные слова) и собственно тема и рема.
Рема является главным коммуникативным компонентом предложения, поэтому предложение без ремы невозможно. В то же время тема, по условиям контекста, может быть опущена.

Порядок расположения слов при переходе от темы к реме является прямым, а при переходе от ремы к теме – обратным (инверсия).

Синтаксис АЧ: синтагма – ед-во поясняемого и поясняющего. Книга у товарища. Утоварища (поясняемое) книга (поясняющее)? Если синтагма я-ся темой и ремой одновременно, то это предикативная синтагма (мин. ед-ца стуктурн. схемы П. ПРЕд син-ма состоит из 2-х знаменат. слов. Непредикативн: Где ключ?-На столе преподавателя (поясняем.)Расширенная структурн. схема – схема, в к-й кроме предл-я – др. синтагмы. …

Б. 33. Понятие о словосочетании. Виды связи слов в словосочетании. консп +Ос 251

Словосочетание — грамматически организованное соединение двух или более функционально разнотипных знаменательных слов. (Осипов) В словосоч-ии как мин 2 знаменат-х слова. Нек-е уч-е не счит-т слов-м «подл+сказ-е», якобы «предикативное онош-е», но так. сочетание на сам. деле может и не сод-ть предикативности (категория, к-рая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности).

Словосочетание — синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Главное слово своими внутренними свойствами предопределяет связь и намечает схему построения словосочетания. Зависимое слово реализует эту связь.

(Классификация словосочетаний по главному слову:

· Глагольные

· Именные:

a. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.

b. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

c. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

d. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто—то из учеников, нечто новое.

· Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.)

Словосочетание так же, как и слово, является единицей называющей. Оно обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемые зависимым. Грамматическое значение словосочетания создается отношением, которое возникает между знаменательными словами. Словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функционирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные правила своего употребления.

Главное и зависимое слово в словосочетании связаны между собой подчинительной связью: (Ос. 256)

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа). Согласование широко представлено в языках с развитой системой флексий для выражения атрибутивных отношений.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога. В индоевропейских языках главное слово (чаще всего глагол) управляет предложной или беспредложной словоформой имени (существительного или местоимения) в определенном косвенном падеже.

Примыкание —(зависим. слово я-ся неизменяемым); это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному (зависимость примыкающего слова выражается не изменяемостью его формы, а лишь местоположением и грамматической функцией). Примыкание особенно характерно для языков аналитического типа (в частности, тюркских, английского, вьетнамского и др.).

В некоторых языках существуют и другие виды синтаксической связи слов в рамках словосочетания, например, в иранских и тюркских языках выделяется такой тип атрибутивных конструкций, как изафет (характерн. для тюркск. яз-в): определение здесь находится после определяемого слова и выражается либо энклитикой, присоединяемой к определяемому слову, либо существительным. В таджикском языке китоб 'книга' + показатель связи и + прилагательное хуб 'хорошая' — китоб-и хуб 'хорошая книга'.

В агглютинативных языках существует и такой вид синтаксической связи в рамках словосочетания, как инкорпорирование: компоненты соединяются в единое целое без каких-либо формальных показателей: в чукотском языке атрибутивные отношения в словосочетании «жирный олень» передаются инкорпорацией ата-каа (где каа 'олень', ата 'жирный').

Особым видом синтаксической связи является координация (приспособление форм друг к другу) – согласование главных членов в предложении подлежащего и сказуемого. Это сочетание не является словосочетанием в терминологическом значении слова, предполагающем наличие главного и зависимого компонента. Между этими членами предложения существуют предикативные отношения, возникающие только в предложении.

Не является словосочетанием (в терминологическом значении) и группа однородных членов, связанных между собой сочинительной связью (ручка и тетрадь, синий и зеленый): в этом виде связи нет «грамматического господства» одного слова над другим, оба слова равноправны, что выражается в том, что ни один из членов этого сочетания не может рассматриваться как слово, обозначающее признак другого, в связи с чем оно не допускает грамматического вопроса к другому члену сочетания, т.е. оба члена сочетания сохраняют формальную независимость друг от друга.

Сильн и слаб. связи слов: сильн. и слаб. связи слов возникают не в рамках самого словосоч-я, а в рамках семантич. синтаксиса. Сильн. или слаб. связь зависит от семантики слов. За столом мальчик дочитал книгу. (ЗА СТОЛОМ ДОЧИТАЛ-слаб.управл-е; ДОЧИТАЛ КНИГУ-сильн.упр-е) Деревня РАСПОЛОЖЕНА БЛИЗКО (сильн.) Дер. РАСПОЛ-НА на БЕРЕГУ (слаб)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.