Исцеление бесноватого слепого и немого. Иисус или Веельзевул? Хула на Духа Святого (12:22-32). Продолжение. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Исцеление бесноватого слепого и немого. Иисус или Веельзевул? Хула на Духа Святого (12:22-32). Продолжение.

2017-09-30 202
Исцеление бесноватого слепого и немого. Иисус или Веельзевул? Хула на Духа Святого (12:22-32). Продолжение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В прошлой беседе мы разбирали отрывок Евангелия от Матфея (12:22-32), в котором вслед за чудесным исцелением бесноватого слепого и немого, которое совершил Иисус, окружавший его народ начал уже предполагать, не явился ли в Иисусе обещанный народу Божию Спаситель, царственный Сын Давидов. Но фарисеи, которые давно с большой неприязнью наблюдали за Христом, решили иначе, высказав между собою предположение, что Иисус «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:24). Иисус легко опровергает их злое мнение о Нем, произнеся притчу о царстве, городе или доме, которые не устоят, если в них произойдет раскол: «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12:26). Вторая притча Иисуса говорила о том, что никто не может победить сатану, прежде чем не свяжет его. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», – такое радикальное высказывание добавил Иисус к произнесенным притчам (Мф 12:30). Он собирает жатву для Царствия Божия, а те, кто противятся ему рассеивают, разбрасывают, расточают зерно.

Нам осталось рассмотреть еще одно важное высказывание, завершающее тему – многократно обсуждаемые слова Иисуса Христа, утешающие и предостерегающие:

 

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

 

Похожие, почти тождественные изречения мы находим и в двух других Синоптических Евангелиях: от Марка (3:28-30) и от Луки (12:9-10). Во всех трех Синоптических Евангелиях эти слова Христа хотя и похожи, но стоят в разных контекстах и поэтому несколько различаются по своему смыслу. Что же мы имеем в нашем Евангелии от Матфея? Пожалуй, основное, что мы должны услышать в словах Иисуса Христа – Его благая весть о Боге, Который готов простить все грехи. Именно универсальное прощение от имени Бога и возвещает Иисус: «всякий грех и хула простятся человекам». Более того, человеку простится даже «слово на Сына Человеческого». Но… это всеобъемлющее прощение имеет одно единственное исключение – грех, который не будет прощен «ни в сем веке, ни в будущем». Это хула на Духа Святого.

Остановимся сначала на прощении всякого греха и хулы, то есть клеветы и кощунства. То, что Иисус Христос Своей крестной смертью объективно искупил всех людей от всех их грехов и кощунств, – это центральное положение христианского богословия. Разумеется, при этом мы не должны забывать о том, что субъективное принятие своего спасения каждым конкретным человеком зависит уже не от Бога, не от Иисуса Христа, а от самого искупленного грешника. Раскаяние и вера – вот что принесет ему плоды его спасения во Христе. Но в нашем тексте о таких богословских тонкостях пока речь не идет. Иисус просто благовествует о Божией любви к людям. Бог простит даже «слово» против Сына Человеческого. Ведь далеко не все люди во время земного пути Иисуса Христа, да и много позже, могли уразуметь Его как Божественного Посланца – Сына Человеческого из пророчества Даниила. Большинство людей видело в Нем, конечно, очень необыкновенного, но все-таки просто «сына человеческого», то есть просто «человека» с обычными человеческими немощами. Вот о таких простых, искренне заблуждающихся или обманутых людях сказано слово прощения: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему».

Но при этом Иисус дважды повторяет, что Бог не просит человеку хулу на Духа Святого «ни в сем веке, ни в будущем», то есть никогда. И это очень сильное утверждение! Многих богословов смущала определенность этого высказывания Иисуса. Чтобы как-то смягчить его резкость, некоторые утверждали, что это, мол, следует понимать не буквально, а в духе колоритной восточной манеры выражаться. В качестве аналогии этому приводился такой пример. Когда читаем слова Иисуса: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, … тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:27), – люди знающие особенности библейского языка, понимают, что речь здесь идет не об эмоции ненависти, и что чрезмерная суровость звучит только в буквальных переводах.

Тем не менее, нас не может не встревожить определенность слов о хуле на Святого Духа, и мы должны попытаться как-то объяснить их буквальный смысл, хотя бы как о прегрешении более серьезном, нежели все прочие грехи и преступления.

В разных синоптических Евангелиях это изречение Иисуса Христа, как мы уже упомянули, произносится в разных контекстах и потому имеет несколько разные оттенки в своем смысле. Но объединяет все эти контексты одно: Иисус Христос во всех Евангелиях изображен как носитель Святого Духа. Он от имени Бога возвещает Божественное всепрощение и Божественную волю исцелить всех людей, причем не только от их земных недугов, но и от их греховности, которая является источником человеческих страданий. Иисус не только возвещает это величайшее благо, но и своими поступками (пусть и в ограниченных земных масштабах) являет Божественное добро: Он прощает грехи и исцеляет людей силою Духа Божия в Нем. Книжники и фарисеи смотрели на воплощенную любовь Божию, а видели в ней воплощение дьявольской силы «веельзевула, князя бесовского». Когда человек начинает считать добро злом, а зло – добром, когда он в милости Божией видит сатанинское зло, тогда он совершает непростительный грех. Все другие грехи являются человеческими, этот же – дьявольским. Почему? Во-первых потому, что «хула на Духа Святого» – это, собственно, хула на Бога, Который Духом Своим творит благо через Иисуса. Иначе говоря, в логическом пределе назвать действие Святого Духа силой веельзевула – то же самое, что назвать веельзевулом Самого Бога. Во-вторых, обрести плоды Божественного прощения может лишь тот, кто раскаивается. Даже если он еще не покончил со своею греховностью, если даже он еще весь в грязи и позоре, он все же может получить прощение. Но человек, который в своем духовном ослеплении потерял способность распознать добро и зло, любовь и ненависть, не способен и раскаяться и получить прощение. Вот это и есть грех против Святого Духа. Вот до такого состояния дошли ненавидевшие Иисуса книжники и фарисеи. Они слишком долго оставались слепыми и глухими к тому, что являл и говорил им Святой Дух. Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его агентом сатаны.

Примерно так объясняет святой Иоанн Златоуст прощение хулы на Сына Человеческого и непростительность хулы на Святого Духа. Златоуст как бы домысливает за Иисуса Христа:

«Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет постановлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. … Почему? Потому, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно» [6].

Следует сказать, что изречение Иисуса Христа о «непростительном грехе» укоренено в иудейской традиции. В те времена иудейские богословы много дискутировали о непрощаемых (вечных) грехах. Раввинистическая казуистика объявляла непрощаемыми ряд тяжелейших грехов: убийство, разврат, измену вере, разрушение завета с Авраамом, отрицание воскресения мертвых, сомнение в том, что Тора – от Бога и так далее. Но в Евангелиях «не прощается только неприятие прощения (ср. Мф 11,20-24). Казуистика разбивается о Евангелие» [7].

В ранней христианской Церкви, которой принадлежали евангелисты, тоже возник и обсуждался вопрос о границах Божественного всепрощения. А много позже в Церкви даже утвердилось представление о «смертных грехах», то есть пороках (или проступках), которые влекут за собой вечную муку в загробной жизни. В средневековой схоластике, да и в православной догматике традиционно насчитывалось семь смертных грехов. Замечательный русский философ, историк и богослов Лев Платонович Карсавин, погибший в лагерях Гулага, написал об этих семи смертных грехах маленькую, изысканную книгу «Saligia». Позволю себе процитировать послесловие к этой книге:

«Слово «Saligia» придумано учеными, а мною поставлено во главе нашего рассужденьица затем, чтобы легче и лучше запомнил ты порядок смертных грехов. Порядок же их таков: гордыня, жадность или скупость, распутство или любодеяние, зависть, горлобесие [то есть объедение], гнев и тоска или уныние, а по латыни: superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia. Как ты сам видишь, слово «Saligia» состоит из первых букв латинских имен грехов и удивительно точно передает их порядок, который тебе запомнить весьма полезно» [8].

Но, разумеется, никакого отношения ни к иудейской, ни к христианской схоластической казуистике простые евангельские слова Иисуса Христа не имеют. И я привел это отступление от темы только ради того, чтобы показать, какими удивительными и даже неевангельскими путями временами шла герменевтика, то есть истолкование евангельских текстов.

Итак, нами был прочитан отрывок Евангелия об исцелении бесноватого слепого и немого и о последующих за этим ужасных словах книжников и фарисеев, открыто называвших Сына Божия союзником диавола. Неудивительно, что Иисус после этого произнес небольшую речь о большой ответственности людей за свои слова.

 

Дерево и плоды его (12:33-37).

 

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. 34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. 35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Этот короткий отрывок содержит три смысловые части: притчу о дереве и его плодах; размышление о сердце и словах; предостережение о суде за произнесенные слова.

Первая притча о дереве и плодах: «Дерево познается по плоду». С похожим простым утверждением мы уже встречались в Нагорной проповеди, где Иисус учил отличать пророков истинных от ложных: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Пророки претендовали на знание воли Божией, они были учителями народа, который жаждал блага и спасения. В эпоху Иисуса Христа на такое учительство претендовали книжники и фарисеи, хотя они и не называли себя пророками. Но каковы были плоды их учительства? Что в конечном счете могли они дать доверявшим им людям кроме требований исполнения бесчисленных заповедей, письменных и устных, и кроме осуждения грешников, которые эти заповеди не исполняют? Они как бы забыли великие слова Господа Бога, сказанные через пророка Осию: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6). Иисус не отвергает «жертв», но неизмеримо выше их ставит благо, творит благо и оказывает милость независимо от места и времени. Таковы Его «плоды». И это – Божественно. Но книжники и фарисеи называют такое поведение злом, проявлением «силы веельзевула». Таковы их слова об Иисусе.

Слова человека коренятся в его сердце, то есть в его «сердцевине», в самой его сущности. Да, с худых деревьев нельзя ожидать хороших плодов. Этот очевидный факт справедлив и в отношении людей. Их «плоды» хороши и ценны тогда, когда в их сердцах сокрыто добро, а не зло. Поговорка « t и3збы1тка се1рдца глаго1лютъ У3ста2 » напоминает людям, что, в конечном счете, уста выносят то, что таится и зреет в сердце человека. «Избыток сердца» – что это? Снова почитаем святого Златоуста. Как он это объясняет? – «Естественно, чтобы слова изливались наружу чрез уста, когда внутренность переполнена злом. Поэтому, когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нем лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо еще обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего… Слова предлагаются слуху всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо» [9].

«Сердце укрывается в тени», – говорит Златоуст. То есть наша глубинная сущность, сердцевина, сокрыта от внешнего взора, она – «сокровище». «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое». В современном русском языке слово «сокровище» изменило свой изначальный буквальный смысл. Мы «сокровищем» называем что-то ценное или даже драгоценное. Но в старом русском (и церковнославянском) языке «сокровище» означало «кладовую», «хранилище», то есть не вещь, а место, в котором что-то «сокрыто». Таково множество других слов с суффиксом -ищ. Все они среднего рода: «хранилище», кладбище, лежбище, городище, убежище, жилище, чистилище, вместилище и так далее и так далее. Вот человек и выносит из себя, как из кладовой, то, что в этой кладовой хранится – доброе или злое, то есть добрые или злые слова и дела.

Итак, наши слова, – а тем более наши дела, – выдают нас. Речь и дела человека открывают качество его сердца. Об этом Иисус и говорит фарисеям, вслед за Иоанном Крестителем (Мф 3:7) называя их «порождениями ехидниными». Греческое слово e;cidna означает «гадюка», или просто «змея». В русском Синодальном переводе оно оставлено без перевода – «ехидна». Нет, не грешников называет Он «змеиным отродьем», а набожных фарисеев. Как им, должно быть, обидно было слышать эти слова! Ведь они гордились своим происхождением от Авраама. И снова Иоанн Златоуст: «Порождениями ехидн назвал их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих такой же нрав, как и они, и таким образом лишает их того благородства, которым они гордились» [10].

Итак, человеческие слова, вынесенные из его «сердца», не меньше, чем его дела, свидетельствуют о сердце, то есть о сути человека. Вспомним русскую поговорку: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», то есть, когда человек теряет контроль над собой, его слова выдают его сущность. Кстати, есть известная латинская поговорка, которая имеет точно такое же значение, и которая у нас понимается превратно: «In vino veritas»[11], «истина в вине»: угости человека вином, и ты узнаешь, что он думает или держит в своем сердце. Потому «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Мы видим, что Иисус Христос призывает нас относиться к нашей речи с чрезвычайной ответственностью. Он осуждает не только злые, лживые или хульные речи, но даже «праздное слово», то есть пустую, лишенную смысла речь. Бог будет судить о нас не только по нашим делам, но и по нашим словам.

Некоторые из книжников и фарисеев, которых Иисус заклеймил как «порождения ехиднины», обиженные, решили все-таки скомпрометировать перед всем народом Иисуса. Если уж Он, Учитель и Чудотворец, претендует быть проводником Святого Духа, то, может быть, Он также претендует быть Мессией? И вот они требуют от Иисуса доказательства, то есть «знамения», убедительного знака.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.