И глазами смотреть будете – и не увидите, — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

И глазами смотреть будете – и не увидите,

2017-09-30 235
И глазами смотреть будете – и не увидите, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

15 ибо огрубело сердце людей сих

И ушами с трудом слышат,

И глаза свои сомкнули,

Да не увидят глазами

И не услышат ушами,

И не уразумеют сердцем,

и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

 

«Для чего Ты говоришь им притчами?», – спросили Иисуса Его ученики. В самом деле: почему притчи? – А Иисус учил преимущественно притчами, тем особым способом учительства, который был очень распространен в Палестине и частенько назывался речью премудрости. – Чтобы понять, что это такое, достаточно почитать такие популярные в те времена библейские книги как Книгу Притчей Соломона или Книгу Премудрости того же Соломона.

Словом «притча» у нас переведено греческое слово «парабола» (parabolh,), в научной традиции «метафора». В библейской традиции так называлось много разных литературных жанров: краткий образный рассказ, пословица, поговорка, загадка, крылатый афоризм, аллегория. Все эти жанры объединяет некоторая загадочность, ибо они подразумевают иносказание и сравнение. В религиозных притчах излагается что-то общедоступное, земное, для сравнения с чем-то божественным, небесным. Такое сравнение «по аналогии» делает таинственную божественную истину более доступной и понятной в земных иллюстрациях. Ведь только немногие могут понять абстрактные идеи. Большинство людей мыслит образами и картинками. Иисус Христос был непревзойденным мастером притч.

Он учит народ притчами, во-первых, потому, что таков был хорошо известный, понятный и излюбленный способ учительства среди иудеев. Во-вторых, притчи всегда способны заинтересовать, заинтриговать слушающих. Речь, похожая на ученую лекцию, изобилующая малопонятными терминами и логической аргументацией, оставляет людей равнодушными или раздраженными. Они такого учителя не станут слушать, разойдутся. В-третьих, притчи всегда содержат в себе нечто загадочное, завораживающее. Они побуждают человека задуматься. Недаром Иисус сопровождает Свои притчи призывом ко вниманию и состредоточенности: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Притча рассказывает, на первый взгляд, то, что всем известно. И если бы не ее скрытый смысл, она оставалась бы никому не нужной. Притча не преподносит слушателю все готовым, но побуждает его делать свои собственные выводы. Иисус вовсе не хотел избавить людей от интеллектуальной работы, он побуждал их к размышлению. Он представлял им истину в прикрытом виде для того, чтобы, сделав усилие, они сами могли открыть для себя эту истину и, таким образом, действительно овладели ею.

Наконец, в-четвертых, важно именно «иметь уши слышать». Не все «имеют уши». Поэтому Иисус и говорит: «Блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». Притчи производили некий отбор. Одни понимали притчи сразу. Другие – не сразу, но приходили к Иисусу и спрашивали Его о смысле притч. Третьих притчи Иисуса отвращали от Него. Такие становились Его врагами.

Следует сделать небольшое примечание. Строго говоря, притчи следует отличать от аллегорий. В аллегориях каждое событие рассказа, каждое действующее лицо и каждая деталь изображения имеет иносказательное, символическое значение. А притча содержит лишь одну основную идею, ради которой притча и рассказывается. В притче нам не надо искать скрытое, аллегорическое значение каждой детали, в то время как аллегория требует тщательного изучения и исследования. Притча предназначалась не для читателя, а для слушателя. Она произносились не для того, чтобы ее долго читали и изучали на досуге, так сказать, с карандашом в руке. Притчу люди слышали только один раз, и она стремилась немедленно произвести впечатление на слушателей и вызвать у них реакцию.

Аллегорий в книгах Нового Завета мало. Но прочитанная нами Притча о сеятеле очень похожа на аллегорию. Это будет ясно из дальнейшего ее истолкования, в котором каждая деталь простого рассказа приобретает характер метафоры.

Итак, ученикиИисуса, отделившись от толпы и приблизившись к Нему, спросили Его: «Для чего Ты говоришь им притчами?». После всего, что мы только что сказали о притчах, как привычном способе учительства в Израиле, несколько странно слышать этот вопрос учеников. Скорее всего, они сочли рассказ о фантастическом урожае зерна загадочным, не поняли его смысла, оттого и спросили: «Почему Ты говоришь им загадками, а не скажешь прямо?». А то, что и сами ученики не поняли смысла Притчи о сеятеле, видно будет из того, что далее Иисус стал им подробно ее объяснять. Но пока Он на вопрос учеников отвечает не менее загадочно. Сначала Иисус подчеркивает разницу между «вы» и «они»: Я говорю притчами (то есть в известном смысле загадками), потому что «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». «Вы» – это те, кто близки к Иисусу, Его ученики, внимающие Его словам о Царстве Небесном. «Они» – это внешние, далекие от Иисуса люди, которые тоже могут слушать слова и видеть дела Иисуса, но всё это не производит на них впечатления. Хуже: отвращает их от Иисуса, ибо «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». Однако важно еще обратить внимание на глагол «дано»: «вам дано …, а им не дано». Мы видим, что глагол этот стоит в страдательном залоге. Возникает вопрос о субъекте действия: Кем дано? Ответ может быть только один – дано Богом. Иначе говоря, ученики внимают «тайнам Царствия» и хотя бы пытаются их понять не потому, что они это заслужили. Нет, это им дано, то есть подарено Богом. Речь идет о благодати, бесплатном даре Божественного откровения. Но, как говорится, «на дымящую трубу голубь не сядет». Божественный дар предлагается всем. Но не все способны его принять. Такова реальность. И об этой реальности Иисус говорит пословицей: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Есть немало людей, которые просто неспособны принять дар Божественного откровения, и для таковых слова Иисуса становятся «притчами», то есть загадками, которые кажутся им слишком сложными и заумными, и которые они даже не пытаются понять. Мы уже только что говорили об этом, вспоминая реалистические слова апостола Павла, который возвещает Евангелие всем, прекрасно сознавая, что оно достигнет сердец «по крайней мере некоторых» (1 Кор 9,22). Ибо есть люди, которые «видя не видят, и слыша не слышат». Они затворили свой ум. И в них Словам Откровения так же трудно дать живые всходы, как невозможно прорасти семени, которое упало на дорогу, утрамбованную бесчисленными ногами. Такое семя «упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его». Многое может ослепить ум человека и сделать его сердце глухим: гордыня, предубеждения, упрямство, нежелание учиться, страх перед всем новым, закоснелость в безнравственности и так далее.

О таких людях, слепых и глухих сердцем, со скорбью пророчествовал Исаия (Ис 6:9-10), которого цитирует Иисус. Их сердце огрубело (буквально «заплыло жиром», на церковнославянском «w3толстё1 се1рдце люд"й си1хъ»), они с трудом слышат, зажмурили глаза, только бы не видеть, не слышать и не понимать и не обратиться, чтобы Бог исцелил слепоту их глаз, глухоту их ушей, и гордыню их ума.

Разумеется, Иисус при этом имеет в виду тех книжников и фарисеев, израильских интеллектуальных и религиозных лидеров, которые несли на себе вину за то, что Его, Иисуса, отвергло большинство израильского народа, послушного своим руководителям.

Это всё «они», не принявшие Божественного дара и даже неспособные принять его. Им Иисус снова противопоставляет «вы»: «Ваши же блаженны очи, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат». Возглас «блаженны» мы подробно разъясняли, когда изучали начало Нагорной проповеди. Напомню, что приветственное восклицание «блаженны» (по-гречески «maka,rioi») означает не столько признание какой-то заслуги человека, сколько восторженное поздравление с тем радостным состоянием, которое уже имеется в реальности. Ученикам Иисуса повезло, посчастливилось, дано увидеть и услышать то, что другим еще не доводилось видеть и слышать. « а3ми1нь бо гл=ю ва1мъ: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Всё это теперь дано ученикам и последователям Иисуса. Ибо, как было сказано прежде, «здесь больше Ионы» и «здесь больше Соломона».

 

Беседа № 47.

 

После того как Иисус рассказал притчу о сеятеле (Мф 13:1-9), в которой Он говорил о том, что, несмотря на все неудачи сева, будет получен невиданно большой урожай зерна, Его ученики спросили, почему Он учит народ не прямыми словами, а притчами, то есть иносказаниями, которые для многих остаются загадочными. Скорее всего, и сами ученики нуждались в пояснении притчи, так как сочли рассказ о фантастическом стократном урожае зерна непонятным. Сначала Иисус ответил на вопрос учеников о смысле учения притчами (Мф 13:10-17), а затем подробно объяснил и конкретную притчу о сеятеле. Вот это объяснение:

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.