Шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки.

2017-09-30 775
Шарады, логогрифы, метограммы, литературные загадки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Три буквы облаками реют, Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом».

(Парус.)

2. Мой первый слог Найдёшь тоада, Когда в котле Кипит вода. Местоименье —» Слог второй. А в целом — Школьный столик твой.

(Парта.)

3. Моё начало — буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова полетит.

(Шмель.)

4. Первый слог мой каждый знает — В классах он всегда бывает. Мы к нему союз прибавим, Сзади дерево поставим. Чтобы целое узнать, Город нужно всем назвать.

(Мелитополь.)

5. Кто играл в горелки летом Да ещё «горел» при этом, Называл он раз-другой Слог и первый и второй.


Если дождь тебя застанет, По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог,

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле, —

Там, где линия земли

? небом сходится вдали.

(Горизонт.)

6. Начало — буква, а концом Послужит нам река. Всё вместе птицей назовём, Подумавши слегка.

(Иволга.)

7. Первый слог — местоименье, Ты отыщешь без сомненья. Слог второй — кричат друг дружке Большеротые лягушки. В целом — эгго жёлтый плод, В огороде он растёт.

(Ты-ква.)

8. Две ноты. Две буквы. Всё вместе — игра, В которую любит Играть детвора.

(До-ми-но.)

9. Мой первый слог тягуч и сладок, Второй — союз. Всё вместе — зверь. Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь?

(Мед-ведь.)

10. На первом стоит часовой. Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой!

(Пост-ель.)

11. Суя крепость атакую, С о океаны волную.

(Штурмшторм.1)

12. Я смерть с безумным гулом сею, Я сею гибель в дни войны, Но о прибавь, и я повею Покоем мирной тишины.

(Пушка — опушка.)

 

13. Я миром надземным владею, ' -
Мой плавен и чёток полёт,
И, буйного ветра смелее,
Сквозь тучи несусь я вперёд. I
Но букву вторую отнимешь —
Я стану «речным кораблём»,
На сплаве меня ты увидишь,
Где мной управляют шестом.

(Пилот — плот.)

14. Дорога есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя. Луга есть — косить нельзя, В реках, в морях воды нет.

(Географическая карта.)

15. С буквой о — я часть ружья, С с — советский город я.

(Курок. — Курск.)

16. Кто посещает корабли, Со мною тот знаком. Но р на г перемени — И я на дне морском.

(Рубка — губка.)

17. Когда я с ч, то из меня ты пьёшь, Когда я с ш, врагов ты мною бьёшь.

(Чашка — шашка.)

18. Начало нужно колесу

(Вы букву справа отнимите). Конец всегда растёт в лесу. Теперь же вместе всё сложите. Когда решите, то смекнёте — Решенье у бойца найдёте.

(Шин-елъ.)

19. С п — куда заходят судна, С б — найдёшь на кораблях, С т — так сладко и так вкусно, С ф — бывало в крепостях.

(Порт, борт, торт, форт.)

20. Меня вы видите на шахматных полях. Но е на у перемените, — И буду я в сраженьях и боях Служить родной стране защитой.

(Пешка — пушка.)


~2\. Всегда у плотника в руках Ты с л меня найдёшь. Перемени мне л на к — И в бой со мной пойдёшь.

(Пила

Пика.)

22. С буквы б я — учрежденье, С т — участвую в сраженье.

(Банк — танк.)

23. Какая река в Сибири, потеряв букву, превращается в стоянку самолётов?

(Ангара — ангар.)

24. С буквой у — борьба,.сраженье, Со — природное явленье.

(Штурм — шторм.)

25. Я с м шепчу задумчиво листвой, А с б звучу, как взрыв пороховой.

(Пальма — пальба.)

26. Известное я блюдо.. Когда ж прибавишь м, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.

(М-уха.)

-27. Остров я на Средиземном море. Но попробуй букву р отнять— И тотчас же на морском просторе Стану я фонтаны вверх пускать.

(Криткит.)

28. На дне реки в прохладной тьме Скрываюсь я века, Но вот ты н прибавил мне — И я уже река!

(Н-ил.)

29. Меня найдёшь на дереве,
На1 клумбе, и на грядке,
В журнале, и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел —:
И мне не нужно буквы л,
Л на а перемените
И, как зовут меня, решите.

(Лист — аист.)

30. Я с буквой с не так вкусна, Но в пище я тебе нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье и пальто.

(Соль —моль.}

31. Значенья разные я на себе несу. Отгадку надо отыскать простую. Когда я с н, то я расту в лесу, Когда я с к — у малыша во рту я.

(Сосна — соска.}

32. Мне не пройти в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяй мне л на с — И листья леса все завянут.

(Олень — осень.)

33. Узнай загаданное слово: Я с буквой к —

электропровод, А с буквой т я счёт веду О том, как учишься в году.

(Кабель — табель.}

34. Я не груша, я не слива, А другой душистый плод. Пожелаю стать заливом — Это вмиг произойдёт, Только нужно для того А поставить вместо о.

(Лимонлиман.}

35. Он терпелив, вынослив и силён/ Навьюченным взберётся в гору он. Но ты напишешь о на место у — И будет упряжь не нужна ему. Он встанет в мЛре крепкою стеной И будет море бить в него волной. А вместо о напишешь букву е — И в классе пригодится он тебе.

(Мул, мол, мел.} 36. Я глубока и многоводна,

И ты, как все, гордишься мной А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной.

(Волга, иволга.)


37. Конструкция моя проста,

Все отгадать меня возьмутся: Вначале д иль з поставь, А корни у меня найдутся.

(Дуб —зуб.)

38. Мы знаем реку, на которой стоит столица. Если прочитать название этой реки через одну букву, то получим название другой реки, в которую она впадает. Какие это реки?

(Москва — Ока.) '

39. Мой первый слог; — союз, второй мой

слог — река,

А целое — из «Золотого петушка» (имя героя из сказки Пушкина).

(Да-дон.)

40. Чтоб отгадать, имей терпенье: С л — часть лица, я с б — растенье.

(Лоб — боб.)

41. Я расстилаюсь по земле, Я ложе будущего хлеба. Но п на б смени во мне — И я взметнусь верхушкой в небо.

(Пашня — башня.)

42. Для пищи, безусловно, я '
Необходима человеку.
Но вместо м поставишь щ —
И ускользну я сразу в реку.

(Мука — щука.)

43. И по реке и по пруду Плыву я в тихую погоду, А с буквой и легко веду Стальную птицу к небосводу.

(Плот — пилот.}

44. Я с буквой в угрюмая ночная птица, А с буквой д в воде сумею раствориться.

(Сова — сода.)

45. Меня слепым зовут всегда,. Но это вовсе не беда. Я под землёй построил дом, Все кладовые полны в нём.

(Крот.)

Без буквы р я тише мыши, Люблю я песни петь на крыше.

(Кот.)

Откиньте о, поставьте и —

Уйду я в море о г земли. Весь обыщите океан — Я самый главный великан.

(Кит.)

46. Где мёрзлая земля тверда, Где нужно счистить лёд,

Туда хозяин мой всегда Меня с собой берёт.

(Лом.)

Теперь отгаданное слово Наоборот прочтите снова — Вокруг меня морской простор, Я ослабляю волн напор.

(Мол.)

Поставьте е на место о — И слово новое дано. Я бел, как снег, писать умею. Кто я? Ответьте поскорее!

(Мел.) • 47. Рос да рос, • Тын1 перерос, Вырастил тарелку С жёлтою отделкой. А к осени — теснота: Вся тарелка эта Сплошь жильцами занята И пушком одета.

(Подсолнечник.)

1 Т ы в — изгородь, плетень.


48. Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не построят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я?

(Олень.)

49.^ Давно я в музыке известен, И без меня не пишут песен. К моим прохладным, светлым водам Приходят в жаркую погоду. И без меня, хоть сам проверь, Ты не всегда откроешь дверь Со мной любую сдвинешь гайку. Кто я? Попробуй угадай-ка.

(Ключ.)

50. Я в шубе летом жить хочу, Мне шапка — дом хороший. Когда я в комнате лечу, Все хлопают в ладоши.

(Моль.)

Школьная загадка.

Неприятности суля, Села галка на поля. Даже страшно посмотреть: Умереть, а не стереть.

(Клякса.)

РЕБУСЫ. •

Работа над ребусами развивает сообразительность, обогащает словарь, а также расширяет общий кругозор в области русского языка и других предметов, проходимых в школе, повышает на­блюдательность и даёт толчок творческой фантазии.

Работу над ребусами мы начали проводить с V класса.

Первым этапом работы было изучение правил чтения ребу­сов, изложенных в книжке А. А. Рязанова «В часы досуга».

Правила чтения ребусов.

1. Все изображённые в рисунках ребуса предметы назы­ваются в именительном падеже.

2. Названия предметов, нарисованных в перевёрнутом поло­жении, читаются в обратном порядке, т. е. от конца слова к на­чалу.

3. Если перед рисунком стоит одна запятая, то от его назва­ния отбрасывается первая буква. Если запятых две, отбрасыва­ются две первые буквы.

4. Если запятая стоит после рисунка, то от его названия от­брасывается одна последняя буква. Если запятых две — отбра­сываются две последние буквы.

5. Если два каких-либо предмета или буквы нарисованы один в другой, то их названия читаются с прибавлением в.

6. Если два каких-либо предмета или буквы написаны один над другим, то их названия читаются с прибавлением на, или

ви ша„

под, например — читается: подвиг; — Наташа.
1 г та

7. Если над рисунком стоят цифры, например: 3, 2, 4, 5, это означает, что вначале читается третья буква названия рисунка, потом вторая, за ней четвёртая и так далее, в том порядке, в каком указано цифрами.

8. Если в цифрах над рисунком нет какого-либо порядкового номера, например: 3, 4, 1, 5 (нет двойки), это означает, что со ответствующая по порядку буква в названии рисунка не чи­тается.

9. Если буква зачёркнута и над ней обозначена другая, чи­тать следует незачёркнутую.

10. Клеточки под текстом показывают количество букв, из которых состоит слово, зашифрованное в ребусе (книга А. А. Ря­занова «В часы досуга»).

11. Выучить названия нот и расположение их на линейках.

                    н   —  
=й       ^   ь^   -*          
РЕ
ДО

соль ля си

После того как дети познакомились со всеми правилами, мы приступили ко второму этапу работы — самостоятельному чте­нию ребусов из книжек того же автора «В часы досуга» и «Географические ребусы».

Третьим этапом стало самостоятельное придумывание уча­щимися отдельных слов-ребусов (см. стр. 81 —83), четвёртым— самостоятельное свободное составление фраз-ребусов, пятым эта-• пом — составление ребусов по заданию.

Учащимся нашей Школы предложено было составить ребусы на известные им басни Крылова. На название каждой басни составлено было по нескольку ребусов отдельными учениками и коллективно.

Приводим образцы некоторых из них, составленные учащи­мися V и VII классов школы глухонемых Научно-исследова­тельского института дефектологии. (См. стр. 84—88.)

Замечено, что дети, живущие в деревне, используют словарь из быта, а также из жизни природы, городские — чаще поль­зуются книжным материалом. Например, учащиеся, живущие в

N0


городе, в ребусах на басни дают рисунки птицы — журавля, игрушки, классного журнала, частей человеческого тела и исполь­зуют буквы алфавита. (См. ребусы 7, 8, 4.) Дети, ближе знающие деревню, употребляют такой словарь: журавль (колод­ца), вол, щавель и кол, к которому привязывают скот. (Ребус 5 и 6.)

В басне «Стрекоза и Муравей» (ребус 4) ученицей VII класса хорошо преподнесён материал по географии. Кружочком обозна­чен город Хабаровск. Река, нарисованная рядом, не названа, перед ней стоит знак вопроса. Читающему ребус необходимо знать реку или найти её по карте, чтобы разгадать ребус.

на

Слова и фразы — ребусы.

 




 



 


ит

 

Ответы на слова-ребусы.

ребус 1 — кукла, ребус 2 — ласточка, ребус 3 — Сорокина (фамилия), ребус 4 — луна, ребус 5 — площадь, ребус 6 — избушка, ребус 7 — столовая, ребус 8 — шапочки, ребус 9 — лифтёрша, ребус 10 — диктант, ребус 11 — истребитель.

 


 


 

 


 



и

7

1236


 



 

 


 

 


 




р

Басни Крылова. Стрекоза и Муравей. Волк и Журавль. Ворона и Лисица. Кот и Повар. Мартышка и очки. Зеркало и Обезьяна.

Ответы на названия басен Крылова.

(Фразы-ребусы.) 1, 2. • 3, 4. 5, 6, 7. 8, 9, 10. 11, 12.

13.

14.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.