Тема: «огонь в ночи» («перо жар-птицы»). — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: «огонь в ночи» («перо жар-птицы»).

2017-09-29 472
Тема: «огонь в ночи» («перо жар-птицы»). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ:

«ТЕПЛЫЕ» И «ХОЛОДНЫЕ» ЦВЕТА

Вид занятий: живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).

Цели и задачи: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов; знакомство с цве­товым кругом; закрепление умения пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Оборудование урока: гуашь без белой, черной красок,

альбом.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня; ре­продукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Февральская лазурь», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер», «Зимняя луна».

Литературный ряд: загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа о «теплых» и «холодных» цветах. Упражнение.

Выполнение упражнения на освоение «теплых» и «холод­ных» цветов: вспоминаем 7 цветов радуги (пословицу про них).

Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что объяснит учитель.

Этапы выполнения упражнения:

1) Расположить лист альбома горизонтально.

2) Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.

3) Слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.

4) Справа сверху-вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.

5) В середине зеленая полоса.

6) Наши цвета разделились на три команды. Рассмотрим их.

- Что они вам напоминают?

Слева - огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета - красный, оранжевый, желтый. Справа - голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «хо­лодные» цвета. «Теплые» воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» цвета - более грустно. Красный да­рит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.

- Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и «теплым», и «холодным». Как?

Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета (вверху), а снизу добавьте каплю синего цвета. По­лучилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой «холодный».

Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он на­ходится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, ка­кого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет - «теплый», если синего, то -«холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый - синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные.

Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый - самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет - синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга, как полюса у глобуса.

- А как другие цвета можно сделать более «теплыми» или «хо­лодными»?

III. Работа над заданием.

Дети рисуют костер на фоне темного ночного неба. Детям надо почувствовать «борьбу» и напряжение цвета при столкновении «теплого» и «холодного». Прекрасный пример - гаснущий костер, когда на фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются ог­ненные языки пламени.

Во время практической работы краски нужно смешивать прямо на листе или на палитре (если дети испытывают трудности). Черная и белая краски не используются. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставлять. Костер изображается как бы сверху гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

Можно костер поместить в одном углу листа или в центре и по­степенно, от этого пятна, заполнить красками весь лист.

Загадки:

Голубой шатёр

Весь мир накрыл. (Небо.)

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал,

Белый зёрна поклевал. (Ночь, звёзды, день)

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь.)

Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком.)

IV. Итоги урока.

На классной доске прикрепляются выполненные учащимися работы. Учитель отмечает, какие оттенки огня и ночи, тепла и хо­лода удалось отобразить детям, насколько выразительными и удач­ными получились работы.

Оценка работ. Убора рабочих мест.

Домашнее задание: подумать, где в природе еще встреча­ется «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях при­роды, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.


Урок 27

Тема: «МОЗАИКА».

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ:

«ТИХИЕ» (ГЛУХИЕ) И «ЗВОНКИЕ» ЦВЕТА

(«ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ»)

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: знакомство с новыми выразительными воз­можностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «теплые» цвета; формирование графических навыков в живописи, художест­венного вкуса; развитие наблюдательности и внимания; зрительных представлений и впечатлений от натуры, зрительной памяти; воображения, творческой фантазии, глазомера; воспитание эстети­ческого отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование урока: гуашь, крупные и мелкие кисти, альбом, бумага, палитра.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; близкие по выполнению в цвете репродукции живописных произведений; авторские работы школьников, студентов, художни­ков; методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворе­ние С. Есенина «Черемуха».

Музыкальный ряд:Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»), А. Глазунов фантазии «Лес», «Море», А. Вивальди цикл «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Показ и анализ слайдов, репродукций, методических пособий. При показе слайдов, передающих красоту весенней земли, под­черкнуть ее дымчатость, нежные и тонкие цветовые соотношения. Весной в природе мало открытого цвета. Некоторые слайды можно показать не в фокусе (нечетко), тогда ребята яснее, обобщеннее увидят цвет весны. Нужно учить детей видеть и наслаждаться цве­товым богатством природы. Цвет, смешанный с белой, черной, се­рой красками, становится приглушенным, «тихим».

- Какие же выразительные свойства у такого цвета, какие чув­ства он у вас вызывает?

«Звонкий» цвет получается от смешения красной, синей и дру­гих красок. К «звонкому» цвету прибавили черную краску - и цвет стал мрачным, опасным, как грозовые тучи; соединим «звонкий» с белой краской - он станет нежным, ласковым или грустным.

Так дети знакомятся с новым понятием - цвет «звонкий» и «ти­хий» (глухой), с новыми выразительными возможностями цвета как художественного средства в руках художника. Цвет «тихий» может быть нежным или мрачным, ласковым или грустным.

III. Работа над заданием.

Дети изображают весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению).

Работу провести или по выбору, или по вариантам: создаем либо «теплое царство» (используем «теплые» цвета + белый, чер­ный), либо «холодное царство» («холодные» цвета + белый, чер­ный). Добиваемся колористического богатства внутри одной цвето­вой гаммы. Для упрощения оформляем работу следующим образом:

1) отступив со всех четы­рех сторон листа по 1,5-2 см, рисуем (по линейке) рамку внутри листа;

2) затем произвольными линиями «дробим» внутрен­ний прямоугольник на участ­ки - кусочки. «Кусочки» не слишком большие и не очень маленькие, S = 1-4 см2;

3) затем раскрашиваем, но (!) используем каждый оттенок не менее 3-4 раз. Вначале несколько «звонких» пятен, затем «глухие» (их гораздо больше). Заполняем весь прямоугольник без пробелов.

IV. Итоги урока.

Анализ выполненных работ. Учитель отмечает красиво най­денные сочетания «теплого» и «холодного» цветов. Подведение итогов урока. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть, что и когда в природе ок­рашено в «звонкие и «тихие» цвета; когда в природе больше «холод­ных» и «теплых» цветов, когда - «звонких» и «глухих». Вспомнить, найти репродукции пейзажей, где преобладали бы нежные или мрачные цвета.


Урок 28


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.