Вопрос 10. Буддизм и его основные идеи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос 10. Буддизм и его основные идеи

2017-09-28 262
Вопрос 10. Буддизм и его основные идеи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая работа №12

Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.).

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии.

Будда прошел сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости­жения людям.

 

Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между двумя крайними
"путь удовольствия" (развлечения, праздности, ле­ни, физического и морального разложения "путь аскетизма"(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).

 

"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

 

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

 

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

 

Данный план — Восьмеричный путь — пре­дусматривает соблюдение следующих принципов:

1.правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2.правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3.правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

4.правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

5.правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;

6.правильное умение — усердие и трудолюбие;

7.правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8.правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.

К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие:
не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

Вопрос 11. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

 

Практическая работа №13

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII— V вв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

 

 

К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

               
   
     
     
 
 
 

 


милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов.

 

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).


философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение "сократических" школ философия Платона; философия Аристотеля.

 

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

1.меньше уделяли внимания поиску первоначала;

2.допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

3.выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

4.положили начало спору между материализмом и идеализмом;

5.проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

6.от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

7.внесли вклад в развитие логики;

8.вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

 

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.; философия Эпикура и пр.

 

Отличительные черты эллинистической философии:

1.кризис античных моральных и философских ценностей;

2.снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

3.отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

4.поиск физической и духовной опоры в самом себе;

5.стремление к отрешению от действительности;

6.преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

7.признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

 

 

Наиболее известными философами римского периода являлись:

                   
 
   
   
     
     
 
 
 
 

 


Сенека;   Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно :

1.взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

2.фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

3.влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

4.близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

5.небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

6.повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

7.расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

8.расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

9.преобладание идеализма над материализмом;

10.все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

11.повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

12.рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

13.постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Самостоятельная работа №13

1.Используя справочную литературу, напишите основные особенности древнегреческой (античной) философии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.