Права и обязанности граждан РФ в области ГОЧС. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Права и обязанности граждан РФ в области ГОЧС.

2017-09-28 449
Права и обязанности граждан РФ в области ГОЧС. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших устанавливаются Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

. в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства

коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и

организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

. быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных

местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

. обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного

самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

. участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций;

. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие

чрезвычайных ситуаций;

. на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и

работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

. на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их

здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

. на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или

заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,

инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

. на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от

увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для

семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении

гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и

правопорядка.

 

 

Граждане Российской Федерации обязаны:

 

. соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы

и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

. соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не

допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований

экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных

ситуаций;

. изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными

 

 


 

и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и

практические навыки в указанной области;

. выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении

чрезвычайных ситуаций;

. при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и

других неотложных работ.

 

 

3. Основным инструментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций в стране является единая государственная система предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Устойчивое е. функционирование

позволило придать работе по противодействию стихиям и катастрофам

общенациональную значимость, поднять е. на уровень государственной политики.

 

Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных

ситуациях (РСЧС) объединяет: органы управления, силы и средства федеральных органов

исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

местного самоуправления и организаций, в полномочии которых входит решение

вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

 

Основными задачами РСЧС являются:

 

.

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением

защиты населения и территорий от ЧС;

.

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на

предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий,

учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также

подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

.

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,

предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

.

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и

территорий от ЧС;

.

подготовка населения к действиям при ЧС;

.

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

.

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

.

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты

населения и территорий от ЧС;

.

ликвидация ЧС;

.

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,

проведение гуманитарных акций;

.

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц,

непосредственно участвующих в их ликвидации;

.

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

 

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5

уровней:

 

. федеральный – охватывающий территорию РФ;

. межрегиональный - охватывающий территории нескольких субъектов РФ;

. региональный - охватывающий территорию субъекта РФ;

. муниципальный - охватывающий территорию района, города (района в городе);

. объектовый - охватывающий территорию организации или объекта.

 

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской

Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их

территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному

делению этих территорий.

 


 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами

исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для

организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

 

Каждый уровень РСЧС имеет:

 

.

координационные органы,

.

постоянно действующие органы управления,

.

органы повседневного управления,

.

силы и средства,

.

резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и

информационного обеспечения.

 

 

Координационными органами РСЧС являются:

 

.

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной

безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных

организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

.

на региональном уровне - (в пределах территории субъекта Российской Федерации) -

комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению

пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской

Федерации;

.

на территориальном уровне - комиссии по ЧС органов исполнительной власти

субъектов РФ (КЧС),

.

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -

комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению

пожарной безопасности органа местного самоуправления;

.

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

 

 

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

 

.

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных

организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения

задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)

гражданской обороны;

.

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

.

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской

Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи

гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций по субъектам Российской Федерации;

.

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)

гражданской обороны при органах местного самоуправления;

.

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на

решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и

(или) гражданской обороны.

 

 


 

Органами повседневного управления единой системы являются:

 

.

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях,

центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры),

информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов

исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные

подсистемы единой системы;

.

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях

региональных центров;

.

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных

управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по

субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские

службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

.

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных

образований;

.

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

 

 

В состав сил и средств РСЧС входят:

 

. силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и

организаций;

. аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения

работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии

постоянной готовности;

. специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ;

. силы и средства органов внутренних дел;

. нештатные аварийно-спасательные формирования создаваемые на базе

специализированных организаций, служб и подразделений (строительных,

медицинских, химических, ремонтных и др.).

 

 

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

 

. резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

. запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного

материального резерва;

. резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной

власти;

. резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления и организаций.

 

 

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации

чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и

восполнением устанавливаются создающим их органом.

 

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и

оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил,

средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и

ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов

оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

 

Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление

или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных

 


 

ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации.

 

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием

автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой

совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и

информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение,

обработку, анализ и передачу информации.

 

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных

пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

 

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с

федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации.

 

Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в

соответствии с международными договорами.

 

2. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС

устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

 

.

Режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы

возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях.

 

 

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой

системы в режиме повседневной деятельности, являются:

 

.

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

.

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной

безопасности;

.

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по

предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

.

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация

подготовки и обеспечения их деятельности;

.

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

.

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

.

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов

материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

.

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и

контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и

обеспечения пожарной безопасности;

.

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

.

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и

культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению

соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также

жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

 

 


 

.

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в

расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению

причин подобных аварий и катастроф;

.

Режим повышенной готовности - при угрозе возникновения

чрезвычайных ситуаций.

 

 

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой

системы в режиме повышенной готовности, являются:

 

.

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения

чрезвычайных ситуаций и их последствий;

.

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и

должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах

управления;

.

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы

данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о

приемах и способах защиты от них;

.

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития

чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их

возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования

организаций в чрезвычайных ситуациях;

.

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и иных документов;

.

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к

реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и

организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

.

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для

ликвидации чрезвычайных ситуаций;

.

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

.

Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации

чрезвычайных ситуаций.

 

 

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой

системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

 

.

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития

возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

.

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных

ситуациях;

.

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций;

.

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему

обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного

порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в

установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации

возникших чрезвычайных ситуаций;

.

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной

ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

.

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации

чрезвычайных ситуаций и их последствий;

 

 


 

.

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

 

 

Ликвидация чрезвычайных ситуаций:

 

. локального характера осуществляется силами и средствами организации;

. муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного

самоуправления;

. межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами

органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

. межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне

чрезвычайной ситуации.

 

 

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном

порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

 

3. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств

соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

 

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных

ситуаций за счет собственных средств.

 

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных

ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению

и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в

установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и

на транспорте.

 

Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются:

 

. резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных

ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в

составе государственного материального резерва, за счет средств федерального

бюджета;

. ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств

федерального органа исполнительной власти;

. резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ – за счет средств бюджета

субъекта РФ;

. местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного

самоуправления – за счет средств местного бюджета;

. объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных

средств организации.

 

 

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов

определяются органом, их создающим.

 

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств

организаций, находящихся в зоне ЧС, средств федеральных органов исполнительной

власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

 

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации

чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим

вопросам:

 


 

.

проведение эвакуационных мероприятий;

.

остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

.

проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций,

находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

.

ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

.

разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов

организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением

материальных ценностей государственного материального резерва;

.

использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,

средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций,

находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

.

привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и

общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не

входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов,

подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

.

привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а

также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-

спасательных работ;

.

принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций

и ходом работ по их ликвидации.

 

 

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно

информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях

соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и

организации.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В каких целях создана РСЧС?

2. Охарактеризуйте основные задачи РСЧС.

3. Из каких подсистем состоит РСЧС?

4. Какие уровни функционирования РСЧС выделяют?

5. Что входит в состав сил и средств РСЧС?

6. Охарактеризуйте режимы функционирования РСЧС.

7. Назовите основные источники финансирования мероприятий по

предупреждению и ликвидации ЧС.

8. Какие права и обязанности граждан РФ сформулированы в Федеральном Законе

«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного

характера»?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.