Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-09-28 | 449 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших устанавливаются Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
. в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства
коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
. быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
. обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
. участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;
. на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
. на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
. на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или
|
заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
. на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от
увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для
семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
Граждане Российской Федерации обязаны:
. соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
. соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не
допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций;
. изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными
и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
. выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
. при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и
других неотложных работ.
3. Основным инструментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в стране является единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Устойчивое е. функционирование
|
позволило придать работе по противодействию стихиям и катастрофам
общенациональную значимость, поднять е. на уровень государственной политики.
Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС) объединяет: органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций, в полномочии которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
.
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением
защиты населения и территорий от ЧС;
.
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий,
учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также
подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
.
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
.
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС;
.
подготовка населения к действиям при ЧС;
.
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
.
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
.
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от ЧС;
.
ликвидация ЧС;
.
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,
проведение гуманитарных акций;
.
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
.
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5
уровней:
. федеральный – охватывающий территорию РФ;
. межрегиональный - охватывающий территории нескольких субъектов РФ;
. региональный - охватывающий территорию субъекта РФ;
. муниципальный - охватывающий территорию района, города (района в городе);
. объектовый - охватывающий территорию организации или объекта.
|
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской
Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их
территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному
делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами
исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для
организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Каждый уровень РСЧС имеет:
.
координационные органы,
.
постоянно действующие органы управления,
.
органы повседневного управления,
.
силы и средства,
.
резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и
информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
.
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных
организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
.
на региональном уровне - (в пределах территории субъекта Российской Федерации) -
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации;
.
на территориальном уровне - комиссии по ЧС органов исполнительной власти
субъектов РФ (КЧС),
.
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности органа местного самоуправления;
.
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
|
.
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных
организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны;
.
на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
.
на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской Федерации;
.
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления;
.
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
(или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления единой системы являются:
.
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях,
центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры),
информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов
исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные
подсистемы единой системы;
.
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях
региональных центров;
.
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных
управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские
службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
.
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных
образований;
.
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
|
В состав сил и средств РСЧС входят:
. силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и
организаций;
. аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения
работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии
постоянной готовности;
. специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ;
. силы и средства органов внутренних дел;
. нештатные аварийно-спасательные формирования создаваемые на базе
специализированных организаций, служб и подразделений (строительных,
медицинских, химических, ремонтных и др.).
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
. резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
. запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного
материального резерва;
. резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной
власти;
. резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и
восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и
оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов
оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление
или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных
ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием
автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой
совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и
информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение,
обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных
пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в
соответствии с международными договорами.
2. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС
устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
.
Режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой
системы в режиме повседневной деятельности, являются:
.
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
.
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности;
.
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
.
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
.
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
.
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
.
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
.
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности;
.
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
.
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению
соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
.
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в
расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению
причин подобных аварий и катастроф;
.
Режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой
системы в режиме повышенной готовности, являются:
.
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
.
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и
должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах
управления;
.
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы
данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о
приемах и способах защиты от них;
.
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их
возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования
организаций в чрезвычайных ситуациях;
.
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и иных документов;
.
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и
организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
.
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
.
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
.
Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой
системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются:
.
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития
возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
.
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных
ситуациях;
.
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
.
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему
обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного
порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в
установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации
возникших чрезвычайных ситуаций;
.
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной
ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
.
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
.
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
. локального характера осуществляется силами и средствами организации;
. муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного
самоуправления;
. межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами
органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
. межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне
чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном
порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
3. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных
ситуаций за счет собственных средств.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в
установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и
на транспорте.
Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются:
. резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных
ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в
составе государственного материального резерва, за счет средств федерального
бюджета;
. ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств
федерального органа исполнительной власти;
. резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ – за счет средств бюджета
субъекта РФ;
. местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного
самоуправления – за счет средств местного бюджета;
. объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных
средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов
определяются органом, их создающим.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств
организаций, находящихся в зоне ЧС, средств федеральных органов исполнительной
власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим
вопросам:
.
проведение эвакуационных мероприятий;
.
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
.
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
.
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
.
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов
организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением
материальных ценностей государственного материального резерва;
.
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
.
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и
общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не
входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов,
подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
.
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а
также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-
спасательных работ;
.
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций
и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно
информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях
соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и
организации.
Вопросы для самоконтроля
1. В каких целях создана РСЧС?
2. Охарактеризуйте основные задачи РСЧС.
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Какие уровни функционирования РСЧС выделяют?
5. Что входит в состав сил и средств РСЧС?
6. Охарактеризуйте режимы функционирования РСЧС.
7. Назовите основные источники финансирования мероприятий по
предупреждению и ликвидации ЧС.
8. Какие права и обязанности граждан РФ сформулированы в Федеральном Законе
«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного
характера»?
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!