Принципы педагогической режиссуры — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Принципы педагогической режиссуры

2017-09-28 504
Принципы педагогической режиссуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 .Принцип действенности. Любое педагогическое событие определяется как действие и взаимодействие его участников. Педагогическое взаимодействие представляется не только текстом педагога, а событиями урока (или любой другой формы взаимодействия с учащимися), действиями педагога и учащихся.

 

2. Принцип противодействия. Организация действия и его активизация связаны с организацией «системы противодействия» (как конфликта, как события): созданием для участников трудностей, интересных преград, обозначением нетипичных парадоксов, что требует от педагога введения стимулов для преодоления препятствий.

3. Принцип единства научного и художественного характера педагогической деятельности. Деятельность педагога рассматривается одновременно как научная и художественная, а целью использования в образовательном процессе научных и художественных элементов выступает расширение пространства смысло-сотворения для участников, как одна из составляющих сверхзадачи и сверх-сверхзадачи педагогического процесса.

 

4. Принцип целостности (сверхзадача и сверх-сверхзадача). В ходе создания и воплощения педагогического замысла важна целостность отдельных частей задачи и обоснование необходимости тех или иных действий, что возможно лишь при наличии у педагога педагогической сверхзадачи и сверх-сверхзадачи.

На появление целостной обобщенной картины мира влияет организованная педагогом взаимосвязь научных и художественных способов освоения мира, взаимо-дополнение его научных моделей и художественных образов.

 

5 .Принцип детального анализа. Педагогическая режиссура обращает самое пристальное внимание на детали, нюансы взаимодействия с учениками, участников друг с другом, их восприятия, на детали, нюансы педагогической среды, в которой воплощается замысел предлагаемых обстоятельств.

 

6. Принцип «сквозного действия». Логика педагогических действий, позволяющая привести действенную цепочку педагогического процесса посредством активной действенной линии к сверхзадаче и сверх-сверхзадаче педагогического процесса с учётом скрупулёзно выбранного педагогического жанра взаимодействия, - выглядит как цепочка логических взаимодополняющих педагогических действий, направленных на реализацию сверхзадачи и сверх-сверхзадачи педагогического взаимодействия.

 

 

К действенной линии педагогического процесса относятся:

- Формулирование темы как главной проблемы урока, его главной цели, т. е. определение сверхзадачи урока;

- Разработка финала урока как его интеллектуального и эмоционального итога, т. е. сверх-сверхзадачи урока;

- Разработка начала и всего событийного ряда урока по педагогическим задачам и действиям в контексте сформулированной сверх-сверхзадачи, сверхзадачи урока, линии сквозного действия.

 

Если использовать терминологию К. С. Станиславского, педагог разрабатывает «сквозное действие», в котором все подчинено педагогической сверх-сверхзадаче, сверхзадаче урока. Сквозное действие педагога — это нитка, на которую нанизываются малые педагогические действия как бусинки, т. е. все детали действенной линии урока. Сквозное действие педагога - основа, которая, «пронизывает», «закольцовывает» начало и конец педагогического процесса.

 

7. Принцип интегративности. Содержательной и структурной основой организации педагогического процесса с позиции педагогической режиссуры выступает педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон учебно-воспитательного процесса.

При воплощении педагогом роли режиссера решаются конструктивные задачи:

● преобразовать (преобразить, изменить образ) материал содержания учебной подготовки в материал учебно-воспитательный путем его художественно-педагогической интерпретации;

● создать «партитуру» (сценарий) урока, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план урока с соподчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;

● «примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение урока ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом;

● продумать педагогический жанр урока, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия;

● смоделировать диалогичность урока.

 

Профессию режиссера реформатор русского и мирового театра К. С. Станиславский всегда рассматривал в тесной связи с профессией педагога и сознательно пожертвовал своей актерской и режиссерской карьерой ради возможности воспитания личности в театре и личностей театром – «Школой жизни». Основные положения системы Станиславского, постулаты его художественно-педагогического режиссерского метода очень актуальны в гуманистической парадигме современного образования, которое должно предлагать ученику и воспитаннику действенность, возможность проживать, переживать и рефлексировать события жизни, а не быть их сторонним наблюдателем. Только такое образование может привести к личностному росту ученика, к появлению у него личностных смыслов.

 

Заключение

Когда-то французского скульптора О. Родена спросили, каким образом он создает свои произведения. «Я просто беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее», — ответил он.

Таким образом, искусство создания и воплощения замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись.

Список используемой литературы

1.. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

2. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.

3.. О.С.Задорина «Педагогическая режиссура» 2013г.

4. Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестн. высш. шк. 1987.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.