Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении: — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении:

2017-09-28 1094
Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- обучающиеся (воспитанники), склонные к девиантному поведению;

- обучающиеся (воспитанники) образовательной организации, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающих правонарушение или антиобщественные деяния;

- обучающиеся (воспитанники), которые в силу своего психофизического развития не в состоянии соответствовать социальным требованиям, адекватно реагировать на окружающих.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося (воспитанника), находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:

· неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

· отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т. д.);

· отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

· вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т. д.);

· жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

· отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.

Учет в образовательной организации обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении (далее «учет») - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией в отношении обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- выявление склонности обучающихся (воспитанников) к различным формам девиантного поведения на ранних стадиях;

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся (воспитанников);

- выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию и проявлению поведенческих отклонений, а также безнадзорности и правонарушений обучающихся (воспитанников);

- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.

Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся (воспитанников) – система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся (воспитанников), осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися (воспитанниками), находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

2. Основные задачи и принципы деятельности образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласно статье 2 Закона Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельностиобразовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

Ø предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Ø обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Ø социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

Ø выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на таких принципах:

Ø законности,

Ø демократизма,

Ø гуманного обращения с несовершеннолетними,

Ø поддержки семьи и взаимодействия с ней,

Ø индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации важное место занимает правовое воспитание. Не обладающий правовой культурой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий. Широкая пропаганда среди педагогов, обучающихся и их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Решению этой задачи способствует организация правового всеобуча.

Правовой всеобуч - это система массовой правовой пропаганды и правового воспитания всех субъектов образовательного процесса и формирование традиции уважения к закону. Деятельность правового всеобуча строится на основе нормативно – правовой базы, регулирующей образовательный процесс (Приложение 1).

Функции образовательной организации в системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Ø Организация профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся в образовательной организации.

Ø Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Ø Обеспечение в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Ø Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений.

Ø Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в системе общего и дополнительного образования детей.

Ø Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер, направленных на коррекцию отклонений развития личности и получение ими общего образования.

Ø Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

3. Организация и порядок, ответственность и контроль ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении

Образовательные организации всех типов и форм собственности выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего общего образования.

Организация и порядок ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, происходит согласно Инструкции, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015г. № 905, разработанной в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «Об образовании» и «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Ответственность за организацию ведения учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора образовательной организации на заместителя директора по воспитательной работе. В непосредственной работе по ведению учета и всей соответствующей документации, принимают участие члены Совета профилактики образовательной организации.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 декабря 2015г. № 905 необходимо создать Совет профилактики в образовательной организации с указанием председателя, секретаря и членов данного совета.

Работу Совета профилактики образовательной организации рекомендуем организовать согласно Статье 27 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» на основании локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность образовательной организации по ведению учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении (далее - локальные нормативные акты). Образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в порядке, установленном еѐ уставом. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие деятельность образовательной организации по ведению учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, оформляются по формам, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 декабря 2015г. № 905 (Приложение 2).

 

Основания постановки и снятия с учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении

· Постановка на учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

· На учет ставятся обучающиеся (воспитанники):

Ø склонные к девиантному поведению;

Ø не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательных организациях;

Ø занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Ø совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие Устав образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося (воспитанника);

Ø неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

Ø склонные к употреблению наркотических средств, психотропных или психоактивных веществ без назначения врача;

Ø причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

Ø состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

Ø которые в силу своего психофизического развития не в состоянии соответствовать социальным требованиям, адекватно реагировать на окружающих.

На учет также могут быть поставлены обучающиеся (воспитанники), возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний.

Постановка обучающихся (воспитанников) на учет осуществляется по совместному представлению (форма 1-у) заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога и классного руководителя (воспитателя) и на основании решения Совета профилактики образовательной организации.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося (воспитанника) на учет, его характеристика.

На каждого обучающегося (воспитанника), поставленного на учет, членами Совета профилактики образовательной организации:

Ø заводится «Учетная карточка обучающегося (воспитанника)» (форма 2-у), которая хранится с протоколами заседаний Совета профилактики образовательной организации у заместителя директора по воспитательной работе;

Ø совместно со специалистами психологической службы и педагогами образовательной организации, с участием сотрудников секторов по делам несовершеннолетних городских (районных) отделов внутренних дел Донецкой Народной Республики по территориальности (по необходимости) составляется «Индивидуальная программа коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником)» (форма 3-у), которая утверждается заместителем директора по воспитательной работе;

Ø ведется «Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника)» (форма 4-у) данная карточка заполняется социальным педагогом и практическим психологом (педагогом-психологом);

Ø журнал индивидуальных наблюдений ведется классным руководителем или воспитателем (в произвольной форме).

Информация о постановке обучающего на учет должна быть доведена до сведения родителей (законных представителей) под подпись (форма 1 – у).

· Заместитель директора по воспитательной работе образовательной организации ежемесячно осуществляет сверку данных об обучающихся (воспитанниках), находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в подразделениях (отделах, секторах) по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел.

· Снятие с учета обучающихся (воспитанников) осуществляется по решению Совета профилактики образовательной организации на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (воспитателя, классного руководителя).

Кроме того, с учета снимаются обучающиеся (воспитанники):

Ø окончившие образовательную организацию;

Ø сменившие место жительства, перешедшие в другую образовательную организацию;

Ø направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение, а также по другим объективным причинам.

4. Функции педагогов-воспитателей в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении

Заместитель директора образовательной организации по воспитательной работе:

Ø осуществляет организацию и контроль качества профилактической работы в образовательной организации;

Ø осуществляет контроль ведения документации, процедур учета и отчетности;

Ø координирует взаимодействие между педагогическими работниками с целью обеспечения эффективного информационного обмена внутри образовательной организации и проведения коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками), состоящими на контроле;

Ø оказывает организационно-методическую помощь социальным педагогам (практическим психологам (педагогам-психологам), классным руководителям, воспитателям) в ведении учета;

Ø совершенствует систему воспитательно-профилактической работы в образовательной организации;

Ø организует деятельность классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;

Ø способствует развитию системы дополнительного образования детей в образовательной организации;

Ø оказывает организационно-методическую помощь руководителям кружков в разработке и реализации программ дополнительного образования детей, привлечении к занятиям по этим программам детей, требующих особого педагогического внимания;

Ø организует проведение мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

Ø обеспечивает организацию занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время;

Ø оказывает организационно-методическую помощь педагогам в использовании современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

Ø организует участие школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсах, акциях, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

Ø привлекает ведомства, общественные организации, учреждения культуры, спорта, здравоохранения, родительскую общественность для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Ø организует деятельность Совета профилактики образовательной организации.

 

Классный руководитель, воспитатель детского учреждения (школы-интерната, детского дома и т.п.):

Ø обеспечивает своевременное информирование заместителя директора по воспитательной работе и членов Совета профилактики образовательной организации об актуальной социальной ситуации среди обучающихся (воспитанников) класса, представляя сведения для форм 1-у, 5-у;

Ø - составляет социально-педагогический паспорт класса, характеристики на детей данной группы, социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года;

Ø содействует проведению диагностических, коррекционно-развивающих процедур в образовательной и дополнительной образовательной деятельности, представляя сведения для форм 3-у, 4-у);

Ø обеспечивает просветительскую деятельность;

Ø своевременно заполняет журнал индивидуальных наблюдений;

Ø осуществляет постоянное педагогическое наблюдение (контроль) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ;

Ø обеспечивает максимальный охват детей образовательными программами дополнительного образования;

Ø разрабатывает систему мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

Ø проводит мероприятия для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся;

Ø использует информационные материалы, сборники, публикации, электронные журналы, плакаты, художественную литературу для организации профилактических бесед, проведения классных часов, внеклассных мероприятий, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Ø содействует трудоустройству обучающихся (проведение профориентационной работы);

Ø участвует в работе Совета профилактики.

Контроль качества исполнения проводимой работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении в образовательной организации возлагается на директора образовательной организации.

5. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений

Приоритетными задачами любого детского учреждения (в том числе учреждения интернатного типа) при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:

· защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

· предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;

· предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних;

· выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;

· реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

Ведущие принципы работы с проблемой самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений:

Ø Тесное взаимодействие всех сотрудников детского учреждения, направленное на минимизирование количества случаев самовольных уходов детей, а также повторных уходов, обеспечение безопасности каждого ребенка с учетом индивидуальной оценки степени риска.

Ø Обеспечение партнерства с различными учреждениями и местным сообществом по обмену информацией с целью предотвращения вреда, который может получить ребенок, и возвращение его в безопасное место в максимально короткие сроки.

Ø Работа по профилактике самовольных уходов, включающая отражение профилактических мероприятий в Плане профилактики учреждения, программах, направленных на сокращение риска самовольных уходов несовершеннолетних, и индивидуальную работу с воспитанниками.

Выделяют три уровня профилактики самовольных уходов детей - первичная, вторичная и третичная профилактика.

Первичная профилактика относится к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Отвечающими задачам первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ, реализуемых в детском учреждении и направленных на просвещение детей о рискованном поведении; программ, направленные на преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Вторичная профилактика подразумевает меры, направленные на тех детей, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. В работе с данной категорией воспитанников целесообразным является разработка и реализация программ, направленных на снижение агрессивности, конфликтности детей и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать детей и подростков.

Третичная профилактика включает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода ребенка имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится ребенок.

Основные аспекты содержания деятельности педагогов по предупреждению самовольных уходов детей из учреждений:

Ø Построение с детьми доверительных отношений. Для этого специалисту необходимо обеспечить возможность периодически разговаривать с ребенком один на один, выбирая подходящее время и место для разговора. Важно разговаривать с ребенком на равных, не требовать объяснений, слушать безоценочно, делать паузы, давать больше свободы выражения, отдавать инициативу ребенку.

Ø Исследование потребностей ребенка: необходимо интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей ребенка.

Ø Организация досуга детей с учетом их индивидуальных пожеланий и интересов.

Ø Создание благоприятного психологического климата в учреждении.

Ø Поддержание контакта с семьей (законными представителями), родственниками ребенка (при наличии таковых).

Ø Подкрепление позитивных форм поведения, принятие ребенка, оказание помощи и поддержки детям, находящимся в кризисных жизненных ситуациях, предоставление возможности каждому ребенку чувствовать себя успешным и нужным.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.