Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

2017-09-28 2306
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

 

Кошкаровской Екатерины Сергеевны

студентки 141 группы

специальность 050144

«Дошкольное образование»

 

Руководитель

Семеренко Ирина Гавриловна

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................3

Словарь основных понятий..................................................................................................6

ГЛАВА I. Теоретические основы творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………….… 8

1. Психолого-педагогический аспект развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................................8

2. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей в дошкольном возрасте.................................................................................................................................16

3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами и их влияние на творческое воображение ребенка…...............................................................24

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования ……………………………………………………………………………………………. 30

1.Условия для проведения экспериментальной работы с детьми…………………..….30

2.Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………........………………………...…..32

3.Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования……………………...…..36

4. Анализ результативности проведенной работы с детьми…………………..…..........39

Заключение..........................................................................................................................42

Список литературы..............................................................................................................44

Приложение..........................................................................................................................47

ВВЕДЕНИЕ

Творчество детей – условие становления их личности.

Ш. Амонашвили

Воображение играет важную роль в жизни человека. Об особенностях и необходимости развития воображения говорили многие ученые, такие как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Н.Н. Палагина. Если бы не было воображения, не было бы произведений искусства, техники, открытий, сказок. Без воображения невозможно учиться или планировать свою деятельность.

Развивать творческое воображение можно через изобразительную деятельность. Как правило, при проведении занятий используются традиционные материалы и репродуктивные методы обучения.

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребенок с развитым воображением может с легкостью представлять, объединять, изменять образы; планировать действия, видеть конечный результат. Благодаря воображению, ребенок учится преодолевать трудности, проигрывать разные роли. Именно через воображение ребенок учится находить выходы из различных ситуаций [24; 216].

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без сил воображения невозможно было б перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракету» [28].

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым [29].

Тема нашего учебного исследования согласована с педагогами базового ДОУ и соответствует освоению профессиональных компетенций ПМ 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

Целью данной работы является: изучить возможности использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и создать концепцию построения занятий для работы с детьми в этой области.

Объект исследования –творческое воображение детей старшей группы.

Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста;

2. изучить нетрадиционные техники рисования, доступные детям дошкольного возраста;

3.сделать подборку и частично апробировать занятия с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.

4. выявить результативность проведённой работы.

Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются понятие творческого воображения, его виды, связь с другими психическими процессами, особенности развития творческого воображения дошкольников.

Во второй главе рассматриваются возможности использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, и описывается система использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческого воображения.

Этапы исследования:

1 этап - сентябрь 2016 г. - анализ современного состояния проблемы в педагогической литературе по заявленной теме, подбор диагностических методик, изучение передового педагогического опыта, разработка и проведение констатирующего эксперимента;

2 этап - февраль 2017 г. - разработка содержания формирующего эксперимента, проведение формирующего этапа работы, обобщение и анализ результатов;

3 этап – апрель - май 2017 г. – контрольный эксперимент, проведение количественной и качественной обработки результатов контрольного эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.

 

Словарь основных понятий

Детство - важный период человеческой жизни, эта не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь [6; 89].

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей [3; 60].

Нетрадиционное рисование это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения [2; 33].

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности [2; 40].

Кляксография - заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы.

Метод обследования, наглядности – это рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий [8; 105].

Практический метод – это самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения [8; 105].

Развитие творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе [3; 61].

Словесный метод предполагает беседу, использование художественного слова, указания, пояснения [8; 105]

Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей.

Творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей [3; 62].

Творчество - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное [3; 62].

Техника рисования - совокупность специальных навыков, способов и приемов, на основе и с помощью которых выполняется художественное произведение [8; 105].

Техника – это совокупность приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса производства и получения наилучшего результата.В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. [30].

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [23].

Ниткопись- рисование окрашенными нитями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий нетрадиционными техниками рисования.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес, желание и творческий потенциал, который необходимо развивать и в том числе успешно с помощью нетрадиционных техник рисования. Задачи, намеченные в дипломной работе, полностью реализованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородкина, Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду: Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Н. В. Бородкина. – М.: Академия развития, 2012.

2. Вавилова, М. А. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Вавилова М. А. // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 3 (6). - С. 60 - 62.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 2. М.,1992.

5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, М., 2008.

6. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изодеятельность детей / Т. Н. Дронова. - М.: Просвещение, 2010.

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2005.

8. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006.

9. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. - М., 2009. 89 - 205 с.

10. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 176 с.

11. Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду / Е. А. Короткова – М.: Академия развития, 2013. -105 с.

12. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров / авт.-сост. 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007.

13. Ланина, И. В. Изобразительное искусство для малышей (4–5 лет) / И. В. Ланина, Н. В. Кучеева. – М.: Ранок, 2014. -305 с.

14. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). - М., 2004.

15. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»). – М.: ИД «Цветной мир», 2013.

16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2012.

17. Махова, Т. Л. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования / Махова, Т. Л. // Научный поиск. - 2015.- № 3.5.- С. 14 - 15.

18. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб., 2010.

19. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – М.:Каро, 2010 -36 с.

20. Нищева - Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб., 2006.

21. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С. В. Погодина. – М.: Издательский центр академия, 2011. 93-96 с.

22. Солдатова, Е. Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Солдатова // Научный поиск. 2012. - № 2.1. - С. 40 - 46.

23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

24. Урунтаева - Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. 6-е издание. М., 2006.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999.

26. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

27. Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста /Н. В. Шайдурова. – 2005г.

28. Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева - М., 1997.

29. Психология/ под ред. В.А. Крутецкого - М., 1974.

30. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007-80с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

 

Задание № 1 «Дорисуй геометрическую фигуру».

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель задания: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей.

Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения: На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Экспериментатор раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети, на каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей). Были выбраны восковые мелки.

Задание № 2 «Нарисуй какой хочешь узор».

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра. Была выбрана форма квадрата, узор «бабушкин платок».

Задание № 3 «Весёлые картинки» (рисование при помощи открыток).

Цель задания: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

Предварительная работа: рассматривание открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Задание № 4 «Сказочная птица».

Цель задания: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

 

 

Приложение № 2

Приложение № 3

Результаты констатирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы по теме «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ», выбрав один из ответов «да», «нет», либо «другое» вписав свой ответ.

Ф. И. О. ребёнка____________________________________________

 

1. Рисует ли Ваш ребёнок дома?

a) Да

b) Нет

c) Другое ______________________________________________

2. Обеспечиваете ли ребёнка материалом для творчества (краски, кисти и т.д.)

a) Да

b) Нет

d) Другое ______________________________________________

3. Есть ли Вы у вас дома место, где Ваш ребёнок может заниматься творчеством?

a) Да

b) Нет

e) Другое ______________________________________________

4. Позволяете ли Вы ребёнку изменять привычный порядок в комнате (по-своему убирать, украшать, развешивать рисунки)

a) Да

b) Нет

c) Другое ________________________________________________

5. Обращается ли к Вам ребёнок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выборов материалов, расположению рисунка на листе и прочее?

a) Да

b) Нет

c) Другое _________________________________________________

6. Приобретаете ли Вы книги, игры, игрушки, которые с вашей точки зрения полезны для развития творческой деятельности ребёнка?

a) Да

b) Нет

c) Другое ___________________________________________________

7. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка интерес к изобразительному творчеству?

a) Да

b) Нет

c) Другое____________________________________________________

8. Рассказывает ли ребёнок о своём рисунке, ждёт ли похвалы, поощрения?

a) Да

b) Нет

c) Другое ____________________________________________________

9. Знаете ли Вы какие-нибудь нетрадиционные техники рисования, если да, то какие?

a) Да

b) Нет

c) Другое____________________________________________________

10. Пробовали ли Вы рисовать дома с Вашими детьми нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками и т.д.)

a) Да

b) Нет

c) Другое _____________________________________________________

11. Хотите ли Вы, чтобы в детском саду, для развития изобразительного творчества, с детьми занимались нетрадиционными техниками рисования?

a) Да

b) Нет

c) Другое _____________________________________________________

 

Спасибо за анкетирование!

 

Приложение № 5

Консультация для родителей

 

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Зачем и почему рисуют наши дети? А потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок расширит свои возможности и получит массу удовольствия, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Ø Веселые брызги

Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

Ø Отпечатки листьев…

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

Ø ...и отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например, гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Ø Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

Использование нетрадиционных техник может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятия интересными и познавательными.

Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.


Желаю Вам творческих успехов!

Приложение № 7

Родительское собрание

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

 

Вопросы для родителей:

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

Ответы:

  • Искусство изображать, не основываясь на традиции.
  • Изображать не по заведенному обычаю.
  • Отличаясь оригинальностью.
  • Не придерживаясь традиций.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, пух одуванчика, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Развивает творческие способности, воображение;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, цветового восприятия;
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Развивает мелкую моторику рук;

 

Проанализировав рисунки детей, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие Анжелики Витальевны Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Ирины Александровны Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Татьяны Николаевны Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 

Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

 

Приложение № 8

Результаты контрольного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

 

Кошкаровской Екатерины Сергеевны

студентки 141 группы

специальность 050144

«Дошкольное образование»

 

Руководитель

Семеренко Ирина Гавриловна

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................3

Словарь основных понятий..................................................................................................6

ГЛАВА I. Теоретические основы творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………….… 8

1. Психолого-педагогический аспект развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................................8

2. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей в дошкольном возрасте.................................................................................................................................16

3. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами и их влияние на творческое воображение ребенка…...............................................................24

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования ……………………………………………………………………………………………. 30

1.Условия для проведения экспериментальной работы с детьми…………………..….30

2.Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………........………………………...…..32

3.Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования……………………...…..36

4. Анализ результативности проведенной работы с детьми…………………..…..........39

Заключение..........................................................................................................................42

Список литературы..............................................................................................................44

Приложение..........................................................................................................................47

ВВЕДЕНИЕ

Творчество детей – условие становления их личности.

Ш. Амонашвили

Воображение играет важную роль в жизни человека. Об особенностях и необходимости развития воображения говорили многие ученые, такие как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Н.Н. Палагина. Если бы не было воображения, не было бы произведений искусства, техники, открытий, сказок. Без воображения невозможно учиться или планировать свою деятельность.

Развивать творческое воображение можно через изобразительную деятельность. Как правило, при проведении занятий используются традиционные материалы и репродуктивные методы обучения.

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребенок с развитым воображением может с легкостью представлять, объединять, изменять образы; планировать действия, видеть конечный результат. Благодаря воображению, ребенок учится преодолевать трудности, проигрывать разные роли. Именно через воображение ребенок учится находить выходы из различных ситуаций [24; 216].

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека, в чем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животного. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоце


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.