Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-09-28 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Еслиотвлечься от всякого рода печальных, но случайных обстоятельств — болезнь, смерть близких, простая и столь распространенная душевная тупость и т.п., то основной социальной причиной, лежащей в основе бессмысленности жизни многих наших современников, является отсутствие свободы и конформизм. Что это именно так, довольно очевидно вытекает из наших обших рассуждений о деятельности.
Вспомним, что о свободе можно говорить как о возможности творчества или хотя бы возможности выбора. Если действующий субъект лишен свободы творчества, но все‑таки сохраняет свободу выбора, то его деятельность будет интенциональна, ибо, выбирая цели и средства, субъект в этом выборе хотя бы отчасти может реализовать свои стремления и вкусы. Но когда у индивида нет даже свободы выбора, когда его активность во всех своих элементах регламентирована внешним принуждением, она оказывается лишенной интенции, бессмысленной с точки зрения субъекта, а он сам выступает в роли средства, используемого для приведения в движение других средств деятельности. Точно так же обстоит дело и с целой жизнью. Если вся она регламентирована внешними обстоятельствами, если человек загнан в колею, из которой ему не дают выбраться, если все его действия подчинены внешнему принуждению, то его жизнь неизбежно будет лишена витальной интенции, а если у индивида изредка и возникают какие‑то стремления и цели, то они вскоре умирают в его душе вследствие невозможности осуществления. Представьте себе человека, родившегося в тюрьме. Каждый шаг его жизни определен тюремным распорядком, приказами охраны. Он никогда не смеет сказать «я хочу» и лишен возможности хоть в чем‑то выразить свои склонности и желания. Может ли такая жизнь обладать витальной интенцией, субъективным смыслом? Едва ли. Любая страсть, цель, мечта умрут, если у человека нет возможности действовать для их реализации. Его жизнь ему самому не нужна, она нужна кому‑то другому. И лишь одно — ожидание конца, несущего свободу или смерть,— способно придать хоть какой‑то субъективный смысл такой жизни.
|
Итак, если человек несвободен, его жизнь лишена субъективного смысла. Чем более он свободен, тем более осмысленно он может прожить свою жизнь. Свободны ли мы с вами, читатель?
Лет 25 назад в ответ на этот вопрос многие из нас воскликнули бы: «Нет, мы не свободны! Нас душит и давит тоталитарное государство. Паспортный режим, цензура печати, прописка, отсутствие демократических выборов, однопартийная система и т.п. — все это явные и нестерпимые ограничения свободы». Да, мы не чувствовали себя свободными. Но вот тоталитарный режим рухнул. И что же?
Такого рода катаклизмы вместе с их трагическими следствиями полезны в одном отношении: они позволяют по‑новому взглянуть на многие вещи и пересмотреть устоявшиеся оценки. Только совершенно нерассуждающий человек или ловкий приспособленец может сегодня проповедовать или поддерживать те идеи насчет тоталитарного государства, демократии, рынка, частной собственности и т.п., которые в 1960 — 1980‑е гг. казались столь привлекательными довольно широкому кругу людей.
Начать с того, что только в последние десятилетия мы на своей шкуре ощутили, что сильнейшим ограничителем свободы является голод. Возможность работать и зарабатывать достаточно для удовлетворения самых насущных материальных потребностей — вот, пожалуй, главное условие всякой свободы. Конечно, сама необходимость трудиться — если ваш труд никак не связан с самовыражением — существенно ограничивает свободу. Но если такой труд гарантирован и обеспечивает вам средства к существованию, то он все‑таки оставляет значительное пространство для свободного самовыражения. В период социализма у большинства людей такие гарантии были. Сейчас их нет, и чуть ли не главной заботой многих людей стал поиск работы, обеспечивающей биологическое поддержание жизни. Голодный человек не свободен — вот что стало ясно в последние десятилетия.
|
Многие авторы до сих пор упорно именуют Советское государство тоталитарным. Не очень понятно, правда, какой смысл вкладывается в этот одиозный термин. Но можно согласиться с тем, что отсутствие демократических выборов в органы власти, однопар‑ тийность, преследование частной собственности, мелочная регламентация со стороны государства всякой хозяйственной деятельности, функционирование КГБ вне контроля со стороны общества и т.п. — все это воспринималось, и справедливо, как ограничение свободы индивида со стороны государства. Опять‑таки казалось, что ослабление власти государства, ограничение его функций, устранение контроля над хозяйственной деятельностью с его стороны приведут к расширению свободы. Увы, реальность показала, что такое представление было поверхностным. Государство стало слабым, но его силу и власть поделили между собой группы лиц, которые ограничивают свободу большинства граждан в еще большей мере, чем это делало государство. Раньше государственные органы занимались прослушиванием телефонных разговоров и перлюстрацией писем; теперь это могут делать политические, финансовые, торговые конкуренты или вообще кто угодно. Раньше государство осуществляло репрессивные функции; сейчас гражданин оказывается во власти любого мошенника, имеющего охрану и наемных убийц. И если раньше право на насилие принадлежало только государству, а от всякого иного насилия государство гражданина защищало, то сейчас оно практически никого не защищает и граждане попадают под власть множества насильников. По‑видимому, для обеспечения свободы граждан необходимо сильное государство.
Все это вполне очевидные вещи, о которых уже много написано. Хочу обратить внимание еще лишь на один момент, который, может быть, не столь очевиден, но является чуть ли не самым важным. В советский период нашей истории все или почти все средства массовой информации принадлежали государству и, естественно, существовала государственная цензура, которая — тоже вполне естественно — нас возмущала как посягательство на нашу свободу самовыражения и на доступ к информации. Приходилось питаться сам‑ и тамиздатом да слушать различные зарубежные «голоса». Ну что ж, теперь газеты, радио, телевидение принадлежат отдельным лицам или группам лиц, причем не вполне ясно, каким и почему, и цензура практически отсутствует. Слышны голоса, требующие отменить вообще всякую цензуру. Это представляется мне самым опасным покушением на свободу. Выражаясь афористически, можно было бы сказать, что наличие цензуры — одно из важнейших условий свободы. И самое печальное даже не в том, что газеты, журналы и телепрограммы забиты назойливой рекламой колготок, пива, майонеза и прочей дряни, и не в том, что с утра до вечера по телевизору гоняют «мыльные оперы» и кровавые боевики, а книжные прилавки завалены низкопробным чтивом, хотя и это — наглое посягательство на мою свободу.
|
Гораздо хуже и опаснее то, что СМИ из средств информации превратились в средства дезинформации, пропаганды и манипулирования сознанием широких масс населения. В результате деятельности СМИ человек нечувствительно для себя становится покорной игрушкой в руках тех, кто ими владеет. Ему внушают идеи, вкусы, цели и предпочтения, конструируют его духовный мир. Мы говорили в первой части о том, что человек конструирует мир своей жизнедеятельности с помощью оценочно‑экспрессивных понятий. Но сейчас СМИ внушают ему определенные оценки и отношения к событиям жизни. Человеку кажется, что он свободен: это — его идеи, его оценки и цели, его выбор. Однако чаше всего ему это внушено извне. Если кому‑то потребуется, завтра он изменит свои идеи и симпатии, причем ему вновь будет казаться, что он осуществил это изменение сам, по собственной воле. Вот это действительно страшно. На протяжении всей истории человечества государство и власть имущие могли распоряжаться только телом человека, на его душу им было трудно воздействовать. Раб и крепостной крестьянин, ремесленник и рабочий, клерк и солдат — все они были вынуждены на кого‑то трудиться, кому‑то подчиняться. Но душа их оставалась свободной, неподвластной внешнему принуждению, что и проявлялось в восстаниях и ересях, религиозных войнах и бегстве в чужие края. Некоторые философы истории полагают даже, что исторический прогресс человечества выражается в увеличении свободы все большего числа людей. И вот конец XX в. принес нам такое рабство, которого не знала ни одна предшествующая эпоха,— духовное рабство. Сейчас не нужно заботиться о том, чтобы подчинить себе тело человека, можно подчинить его душу и делать с ним что угодно. Кажется, это конец всякой свободы.
Можно предположить, что в советскую эпоху человек в нашей стране был гораздо более свободен, чем сейчас, и имел гораздо больше возможностей для самовыражения. Сейчас мы попали в такое же рабство, в котором уже давно находятся граждане Западной Европы и США. И жизнь многих людей в нашей стране вследствие этого потеряла смысл.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!