Инновационные организации, их классификация — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Инновационные организации, их классификация

2017-09-28 651
Инновационные организации, их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методической основой классификации инновационных организаций являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает инновационная организация, и другие аспекты.

Приведенная ниже классификация охватывает все основные признаки, характеризующие различные аспекты инновационных организаций (таблица 9).

Таблица 9 – Классификация инновационных организаций

Показатели Характеристика
Инновационная организация в зависимости от уровня новизны инновации Инновационная организация, разрабатывающая (внедряющая) радикальные новшества (инновации). Инновационная организация, разрабатывающая (внедряющая) ординарные новшества (инновации)
Инновационная организация в зависимости от уровня специализации Инновационная организация, специализирующаяся на отдельной стадии жизненного цикла товара (новшества). Инновационная организация, специализирующаяся на отдельной проблеме. Комплексная инновационная организация, объединяющая несколько стадий жизненного цикла товара (новшества)
Стадия жизненного цикла товара (новшества), на которой работает инновационная организация, пример ее названия (в скобках) Стратегический маркетинг (научно-исследовательская организация по маркетингу). Фундаментальные исследования (научно-исследовательская организация с названием проблемы). Прикладные исследования (научно-исследовательский институт). Опытно-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро с названием направления). Технологическая подготовка производства (проектно-технологическая организация с названием направления). Освоение, производство, тактический маркетинг (малая инновационная организация). Сервис инновации (сервисная организация, научно-исследовательская организация по маркетингу). Ремонт товара, инновации (ремонтная организация). Несколько последовательных стадий жизненного цикла товара (новшества) (комплексная инновационная организация)
Отрасль знаний, в которой работает инновационная организация Естественные науки. Технические науки. Гуманитарные науки. Общественные науки
Отрасль народного хозяйства, в которой работает инновационная организация Наука и образование. Информатика. Промышленность. Строительство. Транспорт. Сельское хозяйство. Производственная инфраструктура. Социальная инфраструктура

Окончание таблицы 9

Показатели Характеристика
Вид новшества (инновации), с которым работает инновационная организация Инновация-продукт. Инновация-ресурс. Инновация-процесс. Документальная инновация
Сфера применения новшества инновационной организацией Внутреннее применение (использование в организации). Продажа, обмен
Тип стратегии инновационной организации Виолентная. Патиентная. Коммутантная. Эксплерентная
Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована инновационная организация Коммерческий (экономический). Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т. д.). Социальный. Экологический. Интегральный
Источник финансирования инновационной организации Республиканский бюджет. Местный бюджет. Смешанное финансирование. Из частных источников
Размер инновационной организации Малая. Средняя. Крупная
Период действия инновационной организации Постоянная. Временная
Юридический статус инновационной организации Юридически самостоятельная. Юридически несамостоятельная
Инновационная организация в зависимости от географического расположения структурных единиц Национальная (в своей стране). Транснациональная (в одной или нескольких других странах). Межнациональная (входят организации других стран)
Инновационная организация в зависимости от степени освоения рынка Инновационная организация, выходящая с новшеством на освоенные рынки. Инновационная организация, выходящая с новшеством на новые рынки

8.2. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов,
эксплерентов

 

Залогом успеха инновационной деятельности является выбор стратегии. Организация может оказаться в кризисной ситуации, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей организации, чтобы не отстать от конкурентов.

Для продвижения новшеств важна четко сформулированная стратегия. В общем понимании инновационная стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий по достижению поставленных целей для укрепления жизнеспособности организации по отношению к ее конкурентам.

Опыт российских и белорусских организаций показывает, что наиболее приемлемыми в условиях рыночных отношений являются наступательная, защитная, а также совмещенная (защитно-наступательная) стратегии.

Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм субъектов хозяйствования создает множество стратегических позиций для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. В первую очередь необходимо идентифицировать организацию и тип ее конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения методические наработки и практический опыт.

Стратегическое поведение организаций-инноваторов в зависимости от их целей подразделяют на четыре вида.

Виолентное (силовое) поведение характерно для крупных компаний, осуществляющих массовое (стандартное) производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил организаций-виолентов – массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого обеспечивается большой запас конкурентоспособности.

Виолентов отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Их постоянная проблема – загрузка мощностей. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д.

Девиз виолентов: «Дешево, но прилично».

Патиентное поведение заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Эта стратегия ориентирована на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Организация-патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе. При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для организаций, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти организации (фирмы) называют «хитрыми лисами» экономики.

Девиз патиентов:«Дорого, зато хорошо».

Эксплерентное поведение означает выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка. Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Организации-эксплеренты – первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, прорывных инноваций. Они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке с новым товаром, обладающим очень высокой конкурентоспособностью. Эксплеренты в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

Коммутантное поведение состоит в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых виолентами и патиентами, освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиентов), а за счет индивидуализации услуги. Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Часто ориентирована на удовлетворение местных национальных потребностей. Сила местной неспециализированной организации в ее лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выходят коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость коммутантов позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений (продвигают новые продукты и технологии, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги), с другой – их рутинизации (за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий). Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

Лозунг коммутантов: «Вы доплачиваете за то, что мы решаем именно Ваши проблемы».

Анализ показывает, что труднее всего организациям, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, эксплеренту часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне затрат производства повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организацию производства и управления.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.