Типология творчества В. Оствальда, Павлова, Луи де Бройля, Киртона — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типология творчества В. Оствальда, Павлова, Луи де Бройля, Киртона

2017-09-27 492
Типология творчества В. Оствальда, Павлова, Луи де Бройля, Киртона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Построение типологии творчества — это вопрос о ее критерии 1, именно критерии выделения определённых типов творчества и творцов роднят всех вышеперечисленных авторов, позволяя рассматривать их теории, как взаимодополняющие и рассмтаривающие сходные категории.

Одной из наиболее популярных из известных является типология В.Освальда. Его классификация строилась на критерии скорости умственных процессов, что соответствовало представлениям о природе умственных способностей.

Вильгельм Оствальд - русский и немецкий физико-химик и философ-идеалист, лауреат Нобелевской премии по химии, предложил делить учёных на «классиков» и «романтиков». «Классики не обладают быстрой реакций, работают трудно, имеют мало склонности к преподаванию и личным выступлениям; они не отличаются энтузиазмом и живут в стороне от всех, замкнутые в самих себя; не находят - да и не ищут - учеников; но произведения их законченно-совершенны и часто создают им посмертную славу. Романтики отличаются быстротой реагирования, продуктивностью в выдвижении идей и проектов, они – хорошие учителя, любящие своё дело, что привлекает к ним учеников и делает их основателями научных школ, в которых они пользуются огромным личным влиянием.” 2

«Романтик творит скоро и много. Классик создает немногое, но зрелое». Научная генерализация этого критерия при более подробном описании типов романтика и классика позволяет привлекать известные со времен Гиппократа признаки темперамента (холерика — романтику и флегматика — классику), а также интро- и экстравертированные характеристики личности. В конечном счете при противоположном стиле деятельности оба приходят к одному результату: «Романтики — это те, кто революционизируют науку. Классики же непосредственно этого объективно не делают, хотя следствием их работы довольно часто оказывается коренной переворот» 3

 


________________

1,3 - Боголенская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

2 - Wilhelm Ostwald, Grosse Manner, Leipzig: Akademische Verlagsgesellschaft m.b.H., 1910, s. 371.

URL: http://vikent.ru/ (дата обр. 10.06.17)


 

В своих исследованиях К. Юнг описывает довольно важное дополнение к теории Оствальда: ««Романтический» тип отличается быстротой, проявляющихся вовне реакций, «классический» тип реагирует, может столь же быстро, но только «вовнутрь», обобщая, можно сказать, что «романтический» тип соответствует экстраверту, а «классический» - экстраверту». 4

Смысл этого замечания отлично раскрывается далее: «Экстравертный не имеет особых затруднений в проявлении своей личности; он почти непроизвольно заставляет считаться со своим присутствием, потому что он всей своей природой стремится к тому, чтобы перенести себя на объект. <…> Напротив, интроверт, который сначала реагирует только вовнутрь, по общему правилу не выявляет своих реакций наружу. Он замалчивает свои реакции, которые, однако, могут быть столь же быстры, как и у экстраверта. Поэтому они не проявляются наружу, и потому интроверт легко производит впечатление медлительности. Так как непосредственная реакция всегда имеет сильную личную окрашенность, то экстраверт и не может иначе, как предоставлять своей личности проявляться. Напротив, интроверт скрывает свою личность, замалчивая свои непосредственные реакции. Он стремится к тому, чтобы по возможности освободить свой результат от всего личного и представить его ясно отличенным от всякого личного отношения. Поэтому его содержания вступают во внешний мир в возможно абстрагированной и обезличенной форме, как результаты долгой внутренней работы. Но именно вследствие этого они становятся трудно понятными, потому что публика не имеет никакого понятия о тех предварительных ступенях и о том способе, при помощи которого исследователь достиг своих результатов.» 5

После Оствальда свои представления о том, как классифицировать ученых по своим психологическим характеристикам разряды, высказывали многие авторы. Они использовали различные критерии. Иногда применяется предложенная И. П. Павловым "двучленка", исходящая из различения в высшей нервной деятельности двух сигнальных систем. Те, у кого превалирует первая сигнальная система, передающая информацию в чувственно-образной форме, относятся к художественному типу, тогда как господство второй, знаково-речевой сигнальной системы создает тип "мыслителя". 6

 

_______________

4,5 - К. Юнг «Избранные труды по аналитической психологии» Цюрих, - 1939

6 - А. Г. Аллахвердян Г. Ю. Мошкова А. В. Юревич М. Г. Ярошевский «Психология науки. Учебное пособие» // Московский психолого-социальный институт, "Флинта", - 1998

"Идея различия между "художниками" и "мыслителями", — говорил И. П. Павлов, — подсказана самой жизнью". И действительно, склонность одних людей к образному и целостному восприятию вещей, других — к их анализу, логическому членению, абстрактной схематизации говорит о том, что для двухчленной типологии имеются предпосылки в реальных психических свойствах людей, в том числе и людей науки. Житейские наблюдения Павлов надеялся оправдать своей физиологической гипотезой о двух категориях сигналов, поступающих в головной мозг.

Эта версия получила подкрепление с другой стороны. Было открыто различие в функциях левого и правого полушарий. Это открытие относило различие между восприятием образной и восприятием логической информации за счет так называемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Одно полушарие (правое) выступило в качестве носителя функций, которые Павлов приписал "художественному типу", другое (левое) признано ответственным за аналитическую рациональную работу индивида "мыслительного типа". 7

М. Киртон выделял среди ученых новаторов и адаптаторов. Новаторы, обладающие высоким творческим потенциалом, способны генерировать большое количество продуктивных идей. Они всегда немножко "бунтари", так как не боятся поколебать устои и бросить вызов сложившимся традиционным взглядам на проблему. Адаптаторы — это, скорее, исполнители, могущие довести до совершенства разработку выдвинутой новатором идеи. Они любят систематизировать, классифицировать материал, вносить упорядоченность в хаос идей, фактов и гипотез

 

Классификация известного физика Луи де Бройля базируется внешне на различных видах научной деятельности: ее эмпирического и теоретического уровней (теоретиков и экспериментаторов). Фактически это деление по признаку типа ума: эмпирического или теоретического. В свою очередь, теоретики делятся на интуитивистов и логистов. По сути типология Бройля включает деление Оствальда, так как Бройль также различает среди ученых-интуитивистов тех, кто обладает оригинальными взглядами и способен на постановку новых проблем, и исследователей менее отважных, но более педантичных.

Так, «интуитивисты» скорее апеллируют к догадке, любят привлекать образы. Несклонные к длительной осаде позиции, они пытаются решать проблемы с ходу, нередко с первою же удара добиваются успеха.

________________

7 - А. Г. Аллахвердян Г. Ю. Мошкова А. В. Юревич М. Г. Ярошевский «Психология науки. Учебное пособие» // Московский психолого-социальный институт, "Флинта", - 1998

 

Напротив, «логисты» отдавая предпочтение систематическим исследованиям, продвигаются вперед шаг за шагом с последовательностью того полководца, который готовит штурм крепости, ничего не оставляя на волю случая. Следуя строгой аналитической выучке, ученые этого типа склонны обходиться без образов, избегают полаяться на догадки и строят новые теории преимущественно логическими средствами. Так, к примеру, проводил свое исследование великий шведский систематик К. Линней.

Большинству ученых подходят, по-видимому, промежуточные характеристики с той или иной мерой склонности к «логическому», а в основной массе к «интуитивистскому» типу. Важно подчеркнуть, что в практике научного творчества мы встречаемся не просто с отдельными приемами логического поиска решения там, где, казалось бы, безраздельно властвует интуиция, но и, как видим, с особым строем мышления исследователя, называемым лошческнм. Это заставляет признать немалые творческие возможности логики, хотя она и не ставит целью быть инструментом открытия. 8

 

______________

8 - Матецкая А.В. “Социология культуры”, уч. пособие, - 2006


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.