Понятие о диспансеризации населения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Понятие о диспансеризации населения

2017-09-27 624
Понятие о диспансеризации населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 614.2-053.8-084.3(075.8)

ББК 51.1(2)2я73

В 74

Составители:

заведующий кафедрой поликлинической терапии

с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

д.м.н. В.В. Горбань

доцент кафедры поликлинической терапии

с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

к.м.н. Л.В. Бурба

Рецензенты:

Заведующая кафедрой факультетской терапии

ГБОУ ВПО КубГМУ МЗ России,

д.м.н., профессор Л.Н. Елисеева

 

Заведующий кафедрой терапии №2

ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ МЗ России,

д.м.н., профессор С.Г. Канорский

 

Учебно-методическое пособие«Вопросы диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения. Организация и содержание работы отделения (кабинета) медицинской профилактики поликлиники. Центры Здоровья» предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета. Краснодар, КубГМУ - 2015 г. - 41с.

 

Учебно-методическое пособиесоставлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (квалификация «специалист»), утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 г. № 1118.

 

Предназначено для студентов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для преподавателей медицинских ВУЗов, клинических интернов и ординаторов.

 

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

 

Протокол № ______ от _____________2015г.

 

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................................................ 4

ЗАНЯТИЕ № 2................................................................................................... 4

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ....................................................... 4

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ): 4

1. ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ........................................................................... 4

1.1. Понятие о диспансеризации населения................................................ 4

1.2. Этапы диспансеризации определенных групп населения................. 4

1.3. Группы здоровья и задачи врача-терапевта при проведении диспансеризации.......................................................................................................................... 4

1.4. Критерии эффективности диспансеризации........................................ 4

1.5. Профилактический медицинский осмотр, цели, задачи................... 4

1.6. Отделение (кабинет) медицинской профилактики............................. 4

1.7. Диспансерное наблюдение лиц III-а и III-б групп здоровья.............. 4

1.8. Профилактическое консультирование, его виды............................... 4

1.9. Центры здоровья. Цели, задачи, объем обследования....................... 4

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..................................................................... 4

3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ..................................................................... 4

4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ............................................................................... 4

5. ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ.................................................... 4

6. ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 4

7. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 4

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего учебно-методического пособия – обучение студентов старших курсов методике проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, объему диспансерного наблюдения лиц с имеющимися у них заболеваниями, а также осуществления мероприятий первичной и вторичной профилактики.

Учебно–методическое пособие «Вопросы диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения. Организация и содержание работы отделения (кабинета) медицинской профилактики поликлиники. Центры Здоровья» содержит основные положения по выявлению и профилактике унифицированных факторов риска наиболее часто встречающихся неинфекционных заболеваний, основные регламентирующие документы этого вида врачебной деятельности, а также краткие рекомендации по оформлению соответствующей медицинской документации.

Пособие состоит из введения, целей и задач занятия, перечня необходимых компетенций (знаний, умений, владений), которые приобретает студент в процессе изучения данной темы, теоретического раздела, включающего подробную информацию по технологии проведения диспансерных осмотров, контрольных вопросов, ситуационных задач и тестовых заданий, приложений.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Системные преобразования в здравоохранении, касающиеся прежде всего совершенствования первичной медико-санитарной помощи и повышения роли профилактики в охране здоровья граждан, рассматриваются как ключевые направления, позволяющие преломить негативные тенденции преждевременной смертности населения, снизить показатели заболеваемости и инвалидизации.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация взрослого населения проводится в целях раннего выявления заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также основных факторов риска их развития (повышенного уровня артериального давления, дислипидемии, курения табака, чрезмерного потребления алкоголя, нерационального питания, низкой физической активности, избыточной массы тела и ожирения, потребления наркотических средств и психоактивных веществ без назначения врача). Таким образом, приоритетным направлением государственной, медицинской и образовательной стратегии является здоровьесбережение во всех возрастных группах населения и регламентируется эта работа Приказами МЗ РФ от 03.02.2015г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» и от 06.12.2012 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра»,

В этих условиях важное значение приобретает повышение образовательного уровня студентов-выпускников как будущих специалистов амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, что диктует необходимость пересмотра программы подготовки студентов медицинских ВУЗов по предмету «Поликлиническая терапия».

Для решения этой задачи подготовлено предлагаемое методическое пособие.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

АЛТ – аланин-аминотрансфераза

АСТ – аспартат-аминотрансфераза

Д1- первая группа здоровья

Д2 – вторая группа здоровья

Д3 – третья группа здоровья

ДН – диспансерное наблюдение

КФК – креатинин-фосфокиназа

ЛПИ – лодыжечно-плечевой индекс

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ОМС – обязательное медицинское страхование

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

СКФ – скорость клубочковой фильтрации

ПК – персональный компьютер

ХНИЗ – хронические неинфекционные заболевания

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦЗ – центр здоровья

ЭхоКГ – Эхо-кардиография

SCORE - Европейская шкала оценки суммарного сердечно-сосудистого риска, предназначенная для стран очень высокого риска, к которым относится и Российская Федерация

Занятие № 2.

Тема занятия: «ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИКЛИНИКИ. ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ».

Учебное время - 5 часов.

Цель занятия и ее мотивационная характеристика: научить порядку проведения диспансеризации населения как технологии сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ

Студент должен знать Студент должен уметь
1.Определение понятия диспансеризации. Цель диспансеризации, ее этапы. 2. Порядок проведения диспансеризации населения. Организацию работы участкового врача-терапевта по диспансеризации взрослого населения. 3. Виды профилактических осмотров, их цель. 4. Порядок проведения и этапы профилактического медицинского осмотра, задачи врача-терапевта, задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики. 5. Группы здоровья. 6. Первичную профилактику, выявление факторов риска, формирование диспансерных групп Д1-Д2, мероприятия по оздоровлению в этих группах. 7. Вторичную профилактику, формирование диспансерной группы Д3 (3а и 3б), рекомендации по профилактике рецидивов и прогрессирования заболевания. 8. Основные положения приказов МЗ РФ, регламентирующие вопросы диспансеризации: от 03.02.2015г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»; №1011 от 6.12.2012 «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра»; №770 «О всеобщей диспансеризации» (1986г.); № 323 ФЗ от 21.11. 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». 9. Примерные схемы диспансерного наблюдения за пациентами, перенесшими пневмонию, страдающими хроническим бронхитом, астмой, ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, ХСН, хроническим гастритом, язвенной болезнью, ГЭРБ, хроническими гепатитами и циррозом печени, гломерулонефритом, пиелонефритом, ХБП. 10. Правила заполнения документации для диспансерных больных. 11. Критерии оценки эффективности диспансеризации лиц I и II групп здоровья. 12. Критерии эффективности диспансерного наблюдения больных III группы здоровья. 13. Структуру, задачи, оснащение «Центров здоровья». 14. Объем обследования в центре здоровья, интерпретацию результатов. 15. Методику врачебного консультирования (краткого, углубленного, группового – «Школы здоровья»), разработку рекомендаций первичной и вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. 1. Заполнить медицинские документы больного, находящегося на диспансерном наблюдении: медицинская карта амбулаторного больного ф. 025/у-04 (первичный эпикриз, план лечебно-диагностических мероприятий и этапный эпикриз), контрольная карта диспансерного наблюдения ф.030/у. 2. Правильно выписывать рецепты на медикаментозные препараты, направления на госпитализацию пациентам III-й группы здоровья. 3. Составить план диспансерного наблюдения больного с различной патологией внутренних органов. 4. Оценить эффективность проводимого диспансерного наблюдения. 5. Проводить санитарно-просветительскую работу (беседа, краткое и углубленное консультирование) в различных группах здоровья, составить план работы «Школы здоровья» по различным нозологиям (ИБС, АГ, ХСН, Астма, ХОБЛ, сахарный диабет, заболевания суставов, неотложная само- и взаимопомощь). 6. Применять на практике основные положения документов МЗ РФ, регламентирующих проведение диспансеризации.    

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ):

1. Методикой проведения в полном объеме всех мероприятий первого и второго этапов диспансеризации населения.

2. Интерпретацией полученных в результате диспансеризации данных объективного, лабораторных и функциональных методов обследования граждан I, I1здоровья, IIIа и IIIб группами диспансерного наблюдения.

3. Навыками проведения краткого, углубленного и группового консультирования граждан I, II, IIIа и IIIб групп здоровья.

 

ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИКЛИНИКИ. ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Дать определение понятия «всеобщая диспансеризация населения».

2. С какого возраста и с какой кратностью должна проводиться всеобщая диспансеризация населения, роль участкового терапевта в ее проведении?

3. Кого по результатам диспансеризации можно отнести к 1 группе здоровья?

4. Кого по результатам диспансеризации можно отнести ко 11 группе здоровья?

5. Кого по результатам диспансеризации можно отнести к III-а группе здоровья?

6. Кого по результатам диспансеризации можно отнести к III-б группе здоровья?

7. Перечислить объем обследования граждан на первом этапе диспансеризации.

8. Перечислить объем обследования граждан на втором этапе диспансеризации.

9. Какие целевые уровни общего холестерина, ЛПНП, ЛПВП, триглицеридов должны быть у обследованных в зависимости от уровня риска развития ХНИЗ?

10. Какие целевые уровни АД должны быть у обследованных в зависимости от уровня риска развития ССЗ?

11. Какие целевые уровни общего холестерина, ЛПНП, ЛПВП, триглицеридов должны быть у обследованных в зависимости от уровня риска развития ХНИЗ?

12. Перечислите «универсальные» факторы риска развития ХНИЗ.

13. Роль отделения профилактики поликлиники в проведении общей диспансеризации населения.

14. Составить план проведения краткого профилактического консультирования населения.

15. Составить план проведения углубленного профилактического консультирования лиц II-й и III-й групп здоровья.

16. Методика проведения группового профилактического консультирования на примере «Школ здоровья ИБС, АГ».

17. Методика проведения группового профилактического консультирования на примере «Школ здоровья сахарного диабета, ХОБЛ».

18. Перечислите критерии эффективности диспансеризации населения.

19. Понятие о диспансерном наблюдении пациентов III-а и III-б групп здоровья.

20.Составить схему диспансерного наблюдения больного с АГ.

21. Составить схему диспансерного наблюдения больного ИБС.

22. Составить схему диспансерного наблюдения больного с астмой.

23. Составить схему диспансерного наблюдения больного ХОБЛ.

24. Составить схему диспансерного наблюдения больного язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и желудка.

25. Составить схему диспансерного наблюдения больного ГЭРБ.

26. Составить схему диспансерного наблюдения больного деформирующим остеоартрозом.

27. Составить схему диспансерного наблюдения больного хроническим панкреатитом.

28. Составить схему диспансерного наблюдения больного, перенесшего ОНМК.

29. Составить схему диспансерного наблюдения больного хронической болезнью почек.

30. Составить схему диспансерного наблюдения больного хроническим пиелонефритом.

31. Составить схему диспансерного наблюдения больного сахарным диабетом 2 типа.

32. Что такое профилактические осмотры их цели и задачи и их отличие от диспансеризации?

33. Дать интерпретацию понятия предварительные, периодические и целевые медицинские осмотры населения.

34. Дать определение понятия первичной, вторичной и третичной профилактики.

35. Цели и задачи «Центров здоровья», их структура и оснащение.

36. Перечислить комплекс обследования, проводимого в «Центре здоровья».

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Задача №1.

Перечислить факторы риска и антириска развития ИБС и составить схему диспансерного наблюдения пациента, имеющего только один или оба (курение, абдоминальное ожирение) из перечисленных факторов риска.

Эталон ответа. Универсальными модифицируемыми факторами риска ИБС являются: курение, гиперлипидемия, абдоминальное ожирение, артериальная гипертензия, сахарный диабет, психосоциальные факторы. Факторы антириска: употребление в достаточном количестве овощей и фруктов, регулярная физическая активность.

Пациент, имеющий два фактора риска (курение и абдоминальное ожирение), должен быть отнесен ко 11-й группе здоровья, его необходимо обследовать согласно этапов диспансеризации, провести расширенное консультирование, мотивировать к прекращению курения и нормализации массы тела (см. соответствующие методические пособия к занятиям 6 и 8).

Задача № 2.

Составить схему диспансерного наблюдения больного ИБС, стабильной стенокардией напряжения II ФК, ХСН II А, 2ФК.

Эталон ответа. III-а группа диспансерного наблюдения, осмотр 2 раза в год. Рекомендовано: опрос, уточнение факта приема препаратов, опрос и краткое консультирование по поводу курения, характеру питания, физической активности; расчет индекса массы тела, измерение окружности талии; измерение АД и ЧСС; аускультация сонных, подключичных и бедренных артерий; пальпация пульса на периферических артериях; ЛПИ при подозрении на периферический атеросклероз; нагрузочные тесты (велоэргометрия, тредмил-тест, стресс-ЭхоКГ) при промежуточном уровне (15-85%) претестовой вероятности ИБС, при взятии под ДН или при увеличении ФК давностью более 1 месяца в целях стратификации риска; уровень ОХС, ХС ЛНП, ХС ЛВП, ТГ определяется дважды при взятии под ДН и начале гиполипидемической терапии, далее 1 раз в 6 месяцев в первые 1,5 года, затем 1 раз в 1-2 года и по показаниям; уровень АЛТ, АСТ, КФК через 1 месяц после начала приема статинов, затем 1 раз в год; уровень глюкозы крови натощак; уровень креатинина плазмы для расчета СКФ при взятии под ДН и по показаниям; у лиц, предъявляющих жалобы на симптомы миопатии на фоне приема статинов, определение активности креатинфосфокиназы крови; ЭКГ не реже 1 раза в год; ЭхоКГ при взятии под ДН и по показаниям - суточное мониторирование; УЗИ сонных артерий при взятии под ДН и по показаниям; оценка данных первичного обследования, расчет априорной вероятности ИБС и итоговая стратификация риска осложнений при каждом посещении; ежегодная вакцинация против гриппа; обеспечение памяткой при жизнеугрожающем состоянии, вероятность развития которого у пациента наиболее высокая.

Задача № 3.

Составить схему диспансерного наблюдения больного гипертонической болезнью III ст., АГ 2 степени, риск 4, ХСН IIА, 2 ФК.

Эталон ответа: 111а группа диспансерного наблюдения, осмотр не менее 2 раз в год. Рекомендовано:сбор жалоб и анамнеза; уточнение по гипотензивным препаратам; опрос и краткое консультирование по поводу курения, характера питания, физической активности; анализ данных СКАД; расчет суммарного сердечно-сосудистого риска по SCORE при каждом посещении; глюкоза плазмы крови натощак не реже 1 раза в год; ОХ не реже 1 раза в год; ХС ЛПНП не реже 1 раза в 2 года; калий и натрий сыворотки при взятии под ДН; креатинин сыворотки (с расчетом СКФ) при взятии под ДН, далее не реже 1 раза в 2 года; анализ мочи на АУ при взятии под ДН далее не реже 1раза в 2 года; ЭКГ не реже 1 раза в год; ЭхоКГ при взятии под ДН, далее 1 раз в 2 года; мочевая кислота сыворотки при взятии под ДН далее по показаниям; гемоглобин и/или гематокрит при взятии под ДН далее по показаниям, но не реже 1 раза в 2 год; УЗИ почек дуплексное сканирование почечных артерий; ЛПИ; консультация окулиста при взятии под ДН и по показаниям; корректировка терапии (при необходимости); объяснение пациенту и/или обеспечение его памяткой по алгоритму неотложных действий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Факторами риска ИБС являются:

а: ожирение

б: артериальная гипертензия

в: курение

г: гиподинамия

д: все перечисленное

2. Какие исследования следует включить в план обследования пациентки при наличии у нее учащенного и болезненного мочеиспускания и макрогематурии?

а: цистоскопия

б: внутривенная урография

в: общий анализ мочи

г: УЗИ почек

д: все перечисленное

3. В питании больного гипертонической болезнью в первую очередь следует ограничить употребление:

а: воды

б: поваренной соли

в: углеводов

г: растительных жиров

д: белков

4. Укажите целевой уровень ЛПНП для пациентов с очень высоким риском.

а: ≤ 2,0 ммоль/л;

б: ≤ 2,5 ммоль/л;

в: ≤ 3,0 ммоль/л;

г: ≤ 3,5 ммоль/л.

5. Укажите целевой уровень ЛПНП для пациентов с высоким риском.

а: ≤ 2,0 ммоль/л;

б: ≤ 2,5 ммоль/л;

в: ≤ 3,0 ммоль/л;

г:≤ 3,5 ммоль/л.

6. Укажите целевой уровень ЛПНП для пациентов с умеренным риском.

а: ≤ 2,0 ммоль/л;

б: ≤ 2,5 ммоль/л;

в: ≤ 3,0 ммоль/л;

г: ≤ 3,5 ммоль/л.

7. Укажите целевой уровень ЛПНП для пациентов с низким риском.

а: ≤ 2,0 ммоль/л;

б: ≤ 2,5 ммоль/л;

в: ≤ 3,0 ммоль/л;

г: ≤ 3, 5 ммоль/л.

ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ.

№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
  д   е   в
  д   в   а
  б   д   а
  а   б   в
  б   г   а
  в   а   б
  г   в   а
  е   б   б
  а   б   в
  г   в   б

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная:

1.Бойцов С.А. и соавт. Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения. Методические рекомендации. Москва. 2013. - 87с.

2.Бойцов С.А., Чучалин А.Г.Диспансерное наблюдение больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким рисом их развития. Методические рекомендации. Москва. 2014. - 114с.

3. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Под редакцией Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. М. «Перо» 2012. - 659с.

Дополнительная:

4. Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»от 21 ноября 2011 г.

5. Приказ МЗ РФ от 03.02.2015 г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 N24726).

7. Приказ МЗ РФ от 06.12.2012 N1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

8.Приказ МЗ РФ от 6 октября 2014 г. N581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

9. Приказ МЗ РФ от 21 декабря 2012 г. №1344н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения».

10. Сквирская Г.П. Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи. Проблемы и риски//Мат. Межрегиональной научно-практической конференции «Общая врачебная практика: сегодня и завтра». Курск. 2012. – С.7-21.

 

 

УДК 614.2-053.8-084.3(075.8)

ББК 51.1(2)2я73

В 74

Составители:

заведующий кафедрой поликлинической терапии

с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

д.м.н. В.В. Горбань

доцент кафедры поликлинической терапии

с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

к.м.н. Л.В. Бурба

Рецензенты:

Заведующая кафедрой факультетской терапии

ГБОУ ВПО КубГМУ МЗ России,

д.м.н., профессор Л.Н. Елисеева

 

Заведующий кафедрой терапии №2

ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ МЗ России,

д.м.н., профессор С.Г. Канорский

 

Учебно-методическое пособие«Вопросы диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения. Организация и содержание работы отделения (кабинета) медицинской профилактики поликлиники. Центры Здоровья» предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета. Краснодар, КубГМУ - 2015 г. - 41с.

 

Учебно-методическое пособиесоставлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (квалификация «специалист»), утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 г. № 1118.

 

Предназначено для студентов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для преподавателей медицинских ВУЗов, клинических интернов и ординаторов.

 

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

 

Протокол № ______ от _____________2015г.

 

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................................................ 4

ЗАНЯТИЕ № 2................................................................................................... 4

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ....................................................... 4

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ): 4

1. ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ........................................................................... 4

1.1. Понятие о диспансеризации населения................................................ 4

1.2. Этапы диспансеризации определенных групп населения................. 4

1.3. Группы здоровья и задачи врача-терапевта при проведении диспансеризации.......................................................................................................................... 4

1.4. Критерии эффективности диспансеризации........................................ 4

1.5. Профилактический медицинский осмотр, цели, задачи................... 4

1.6. Отделение (кабинет) медицинской профилактики............................. 4

1.7. Диспансерное наблюдение лиц III-а и III-б групп здоровья.............. 4

1.8. Профилактическое консультирование, его виды............................... 4

1.9. Центры здоровья. Цели, задачи, объем обследования....................... 4

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..................................................................... 4

3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ..................................................................... 4

4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ............................................................................... 4

5. ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ.................................................... 4

6. ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 4

7. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 4

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего учебно-методического пособия – обучение студентов старших курсов методике проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, объему диспансерного наблюдения лиц с имеющимися у них заболеваниями, а также осуществления мероприятий первичной и вторичной профилактики.

Учебно–методическое пособие «Вопросы диспансеризации и профилактических осмотров взрослого населения. Организация и содержание работы отделения (кабинета) медицинской профилактики поликлиники. Центры Здоровья» содержит основные положения по выявлению и профилактике унифицированных факторов риска наиболее часто встречающихся неинфекционных заболеваний, основные регламентирующие документы этого вида врачебной деятельности, а также краткие рекомендации по оформлению соответствующей медицинской документации.

Пособие состоит из введения, целей и задач занятия, перечня необходимых компетенций (знаний, умений, владений), которые приобретает студент в процессе изучения данной темы, теоретического раздела, включающего подробную информацию по технологии проведения диспансерных осмотров, контрольных вопросов, ситуационных задач и тестовых заданий, приложений.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Системные преобразования в здравоохранении, касающиеся прежде всего совершенствования первичной медико-санитарной помощи и повышения роли профилактики в охране здоровья граждан, рассматриваются как ключевые направления, позволяющие преломить негативные тенденции преждевременной смертности населения, снизить показатели заболеваемости и инвалидизации.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация взрослого населения проводится в целях раннего выявления заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также основных факторов риска их развития (повышенного уровня артериального давления, дислипидемии, курения табака, чрезмерного потребления алкоголя, нерационального питания, низкой физической активности, избыточной массы тела и ожирения, потребления наркотических средств и психоактивных веществ без назначения врача). Таким образом, приоритетным направлением государственной, медицинской и образовательной стратегии является здоровьесбережение во всех возрастных группах населения и регламентируется эта работа Приказами МЗ РФ от 03.02.2015г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» и от 06.12.2012 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра»,

В этих условиях важное значение приобретает повышение образовательного уровня студентов-выпускников как будущих специалистов амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, что диктует необходимость пересмотра программы подготовки студентов медицинских ВУЗов по предмету «Поликлиническая терапия».

Для решения этой задачи подготовлено предлагаемое методическое пособие.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

АЛТ – аланин-аминотрансфераза

АСТ – аспартат-аминотрансфераза

Д1- первая группа здоровья

Д2 – вторая группа здоровья

Д3 – третья группа здоровья

ДН – диспансерное наблюдение

КФК – креатинин-фосфокиназа

ЛПИ – лодыжечно-плечевой индекс

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ОМС – обязательное медицинское страхование

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

СКФ – скорость клубочковой фильтрации

ПК – персональный компьютер

ХНИЗ – хронические неинфекционные заболевания

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦЗ – центр здоровья

ЭхоКГ – Эхо-кардиография

SCORE - Европейская шкала оценки суммарного сердечно-сосудистого риска, предназначенная для стран очень высокого риска, к которым относится и Российская Федерация

Занятие № 2.

Тема занятия: «ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИКЛИНИКИ. ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ».

Учебное время - 5 часов.

Цель занятия и ее мотивационная характеристика: научить порядку проведения диспансеризации населения как технологии сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ

Студент должен знать Студент должен уметь
1.Определение понятия диспансеризации. Цель диспансеризации, ее этапы. 2. Порядок проведения диспансеризации населения. Организацию работы участкового врача-терапевта по диспансеризации взрослого населения. 3. Виды профилактических осмотров, их цель. 4. Порядок проведения и этапы профилактического медицинского осмотра, задачи врача-терапевта, задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики. 5. Группы здоровья. 6. Первичную профилактику, выявление факторов риска, формирование диспансерных групп Д1-Д2, мероприятия по оздоровлению в этих группах. 7. Вторичную профилактику, формирование диспансерной группы Д3 (3а и 3б), рекомендации по профилактике рецидивов и прогрессирования заболевания. 8. Основные положения приказов МЗ РФ, регламентирующие вопросы диспансеризации: от 03.02.2015г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»; №1011 от 6.12.2012 «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра»; №770 «О всеобщей диспансеризации» (1986г.); № 323 ФЗ от 21.11. 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». 9. Примерные схемы диспансерного наблюдения за пациентами, перенесшими пневмонию, страдающими хроническим бронхитом, астмой, ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, ХСН, хроническим гастритом, язвенной болезнью, ГЭРБ, хроническими гепатитами и циррозом печени, гломерулонефритом, пиелонефритом, ХБП. 10. Правила заполнения документации для диспансерных больных. 11. Критерии оценки эффективности диспансеризации лиц I и II групп здоровья. 12. Критерии эффективности диспансерного наблюдения больных III группы здоровья. 13. Структуру, задачи, оснащение «Центров здоровья». 14. Объем обследования в центре здоровья, интерпретацию результатов. 15. Методику врачебного консультирования (краткого, углубленного, группового – «Школы здоровья»), разработку рекомендаций первичной и вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. 1. Заполнить медицинские документы больного, находящегося на диспансерном наблюдении: медицинская карта амбулаторного больного ф. 025/у-04 (первичный эпикриз, план лечебно-диагностических мероприятий и этапный эпикриз), контрольная карта диспансерного наблюдения ф.030/у. 2. Правильно выписывать рецепты на медикаментозные препараты, направления на госпитализацию пациентам III-й группы здоровья. 3. Составить план диспансерного наблюдения больного с различной патологией внутренних органов. 4. Оценить эффективность проводимого диспансерного наблюдения. 5. Проводить санитарно-просветительскую работу (беседа, краткое и углубленное консультирование) в различных группах здоровья, составить план работы «Школы здоровья» по различным нозологиям (ИБС, АГ, ХСН, Астма, ХОБЛ, сахарный диабет, заболевания суставов, неотложная само- и взаимопомощь). 6. Применять на практике основные положения документов МЗ РФ, регламентирующих проведение диспансеризации.    

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ):

1. Методикой проведения в полном объеме всех мероприятий первого и второго этапов диспансеризации населения.

2. Интерпретацией полученных в результате диспансеризации данных объективного, лабораторных и функциональных методов обследования граждан I, I1здоровья, IIIа и IIIб группами диспансерного наблюдения.

3. Навыками проведения краткого, углубленного и группового консультирования граждан I, II, IIIа и IIIб групп здоровья.

 

ВОПРОСЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИКЛИНИКИ. ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ.

Понятие о диспансеризации населения

Диспансеризация это комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансеризация взрослого населения проводится в целях:

· раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенного уровня артериального давления, дислипидемии, гипергликемии, курения табака, пагубного потребления алкоголя, нерациональ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.