Технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе

2017-09-27 886
Технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе

 

Выполнил:

Студент 2 курса
факультета истории, политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очной формы обучения
Одегов Валерий Васильевич
____________________/подпись/

Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна

_____________________/подпись/

 

 

КИРОВ

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I Теоретические аспекты технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе
1.1 Понятие конфликта в педагогическом процессе……………………………6
1.2 Функции педагога в разрешении конфликтов……………………..………11
1.3 Виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе…………………………………………………………………..………15

Глава II Опытно-экспериментальная работа по применению технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе
2.1 Этапы опытно-экспериментального исследования по применению технологии разрешения конфликтов…………………………………………...19
2.2 Разработка и апробация тренинга «Я и конфликт»,
направленный на снижение уровня конфликтности в образовательной организации............................................................................................................21
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы и обработка результатов……………………..……………………………………………...…28

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список …………………………………………….………31

Приложения
Приложение №1……………………………………………………….…………33
Приложение №2………………………………………………………………….36

 

 

Введение

Актуальность темы. Большинство учителей считают, что конфликты в педагогическом процессе - это результат их неумелой педагогической деятельности, ввиду этого чаще всего стараются избегать конфликтов или не замечать их. Модель поведения в таких стрессовых обстоятельствах довольно проста. Например, демонстративное переключение на другой вид деятельности. Важно помнить, что важен не сам конфликт, а его результаты, связанные с неправильным отношением к нему, а также отсутствие знаний о принципах его протекания. Чтобы выработать эффективную технологию разрешения конфликтов в педагогическом процессе, необходимо знать типологию конфликтов, причины их возникновения, а также каким образом ими можно управлять.

Несомненно, конфликт не всегда имеет положительный характер, но в большинстве случаев конфликт помогает определить взгляды противоборствующих сторон, предоставить дополнительную информацию об отношении субъекта к причине конфликта, помогает обозначить ряд проблем и так далее. Это дает возможность людям выразить свои мысли и, как следствие, удовлетворить личные потребности в уважении.

Таким образом, конфликт может способствовать повышению результативности педагогического процесса или, наоборот, приводить к снижению личной удовлетворенности и ослаблению группового сотрудничества. Итог конфликта зависит от того, как эффективно педагог им управляет.

Согласно постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств N 24-13 «О модельном законе «О статусе учителя»» главе 3 «Обязанности и ответственность учителя» статье 16 учитель обязан проводить учебно-воспитательную работу, с целью утвердить уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям. Подготовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами [21]. Выполняя эту обязанность, педагог снижает уровень конфликтности.

Умелое использование технологий разрешения конфликтов поднимает уровень культуры общения и делает педагогический процесс приятнее и спокойнее, более устойчивым в психологическом отношении.

Тема исследования: технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Цель исследования: изучить эффективность тренинга, как технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность конфликта, его причины и функции, стадии развития и последствия.

2. Определить функции учителя в разрешении конфликта.

3. Изучить виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

4. Разработка и апробация тренинга, направленного на снижение частоты конфликтов в педагогическом процессе.

Объект исследования: педагогический процесс.

Предмет исследования: технологияразрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Методы исследования. При проведении исследования использовались эмпирические методы, а именно: наблюдение, беседа, тестирование. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. А также математические методы: регистрация данных и шкалирование результатов.

Гипотеза: использование тренинга как технологии разрешения конфликта понизит уровень конфликтности в образовательной организации.

Научная новизна исследования заключается в разработке тренинга, который способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации.

Теоретическая основа: сущность и особенности конфликта (В. И. Сперанский) [16], причины конфликтов между учителем и учеником (Д. П. Зеркин) [9], функции конфликта (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов) [1], стадии развития конфликта (Н. В. Гришина) [6], влияние конфликтов на социально-психологический климат школьного коллектива (Е. С. Кузьмин) [11], позиции педагога в конфликте (М. В. Афонькова) [2], особенности педагогического конфликта (Т. А. Чистякова) [18], технологии в педагогическом процессе (Г. К. Селевко) [15], виды технологий разрешения конфликта (Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, Н. В. Гришина, М. М. Лебедева, Т. А. Чистякова) [4,7,12,18].

База исследования – МБОУ СОШ с УИОП №62 города Кирова, Нововятский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса, в количестве 22 человек.

 

 

Глава I Теоретические аспекты технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе
1.1. Понятие и сущность конфликта в педагогическом процессе

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий [5].

Предвестником конфликта всегда является конфликтная ситуация, то есть столкновение отличных человеческих интересов, являющихся основой конфликта, без наличия открытого противостояния.

Конфликты зависят от объективных и субъективных обстоятельств. К объективным относятся те условия, которые существуют относительно независимо от педагогического процесса, но создают вероятность возникновения конфликта. Субъективные факторы представляют собой степень воспитанности детей, осознание конфликтности ситуации ее участниками, их моральные принципы и ценности.

Выделяют несколько видов конфликтов в педагогическом процессе: социально-педагогические – разногласия в сфере взаимоотношений: психологическая несовместимость, борьба за лидерство и внимание; психолого-педагогические – противоречия, связанные с нехваткой гармонии в школьном коллективе; социальные – редкие конфликты, возникающие в определенных ситуациях; психологические – внутриличностные конфликты [16].

Основными причинами конфликтов в школьной среде между учениками являются:

· Борьба за авторитет. Ученик, обладающий лидерскими качествами, будет пытаться демонстрировать свое превосходство над другими путем манипуляции или силовым методом.

· Обиды и оскорбления. Унижение самого слабого, непонимание чужой индивидуальности и тому подобное негативно влияют на формирование личности и требуют незамедлительной ликвидации.

· Симпатии. Стремление понравиться противоположному полу сопровождается нервозностью и раздражительностью, а отвержение приводит к открытому конфликту, так как происходит несоответствие собственных чувств с реальностью.

Причины конфликтов между учителем и учеником заключены в следующем: учитель испытывает затруднения в прогнозировании поведения учеников во время урока; неожиданные поступки учеников, нарушающие ход педагогического процесса; потребность учителя в поддержании своего авторитета любыми способами; оценивание ученика учителем по одному поступку; излишняя строгость учителя по отношению к учени­ку, учитель проводит параллель между отрицательным поступком ученика и его образом жизни или семьей; безразличие учителя к проблемам ученика [9].

Конфликты также выполняют определенные функции. Основными являются диагностическая, конструктивная и деструктивная функции.

Диагностическая функция позволяет понять причины столкновения противоборствующих сторон и помогает определить цели и мотивы поведения участников конфликта.

Конструктивная функция заключается в том, что результатом конфликта становится развитие отношений между учениками и классом в целом. Характеризуется разумной аргументированностью и взаимоуважением противостоящих друг другу сторон.

Деструктивнойфункции соответствуют следующие черты: грубость и непреодолимое желание унизить, психологически подавить оппонента или безразличие к интересам противоборствующей стороны, защита только собственных целей и стремлений. Результатом влияния этой функции становится возможный негативный исход конфликта: ухудшение или разрыв отношений, снижение самооценки одной из сторон, драка.

Один и тот же конфликт может нести как конструктивную, так и деструктивную функцию [1].

Конфликт развивается в четыре стадии:

1. Предполагающая стадия. Появляются предпосылки для возникновения конфликтной ситуации, а именно: продолжительное бесконфликтное состояние школьного класса, в котором никто не несет ответственности друг перед другом, вследствие чего появляется желание обвинить кого-то; стрессы, нервозность и неадекватная реакция, появляющиеся в результате переутомления; эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью; зависть; потребность в утверждении своего внутреннего «Я»; организация и жизнь школьного коллектива.

2. Стадия зарождения конфликта. Столкновение интересов участников педагогического процесса.

3. Стадия созревания конфликта. Столкновение интересов становится неизбежным. Имея цель выйти из дискомфортного состояния, отдельные люди и группы школьного класса психологически готовятся к новообразующему конфликту. Независимые наблюдатели – окружающие люди – чувствуют увеличение негатива в социально-психологическом климате класса.

4. Стадия осознания конфликта. Противоборствующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Далее возможны следующие варианты развития конфликта: стороны приходят к мнению, что противостояние не имеет смысла; один из конфликтующих сторон готова уступить другой, но последняя пытается усугубить конфликт; обе стороны считают конфликт непримиримым [6].

Учителю необходимо предотвратить конфликт на начальных стадиях, либо умело применить технологию его разрешения. Неудачное разрешение конфликта ведет к негативным последствиям, одним из которых может стать неблагоприятный социально-психологический климат. Он характеризуется подавленным настроением, пессимизмом. Наблюдаются высокий уровень конфликтности, а также агрессивности и антипатии ребят друг к другу. К новичкам относятся враждебно. Некоторые члены школьного класса стремятся обособиться от остальных. Снижается уровень ответственности. Все эти признаки мешают активно участвовать в педагогическом процессе.

При правильном разрешении конфликта снижается сам уровень конфликтности, что способствует развитию благоприятной социально-психологической атмосферы. В классе оптимизм и жизнерадостность, отношения строятся на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Школьники взаимно уважают друг друга и помогают приспособиться новичкам. Все члены класса ответственно относятся к педагогическому процессу и принимают в нем активное участие [11].

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития [8].

Таким образом, конфликт представляет собой столкновение интересов соперничающих сторон, характеризующееся активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий. Конфликт может быть социально-психологическим, психолого-педагогическим, социальным или психологическим. Причиной конфликта в педагогическом процессе может стать борьба за авторитет, обида или оскорбление. Также конфликт может зародиться на почве симпатии или антипатии. Функциями конфликта являются диагностическая, определяющая цели и мотивы участников конфликта, конструктивная, способствующая развитию отношений между субъектами конфликта, и деструктивная, разрушающая взаимоотношения. Конфликт протекает в четыре стадии: предполагающая стадия (появление предпосылок), зарождение (ощущение скорого столкновения интересов), созревание (понимание неизбежности конфликта), осознание (избежание или усугубление конфликта). Результатом неудачного разрешения конфликта является формирование неблагоприятного социально-психологического климата в учебном классе, что негативно сказывается на продуктивности педагогического процесса. Верное разрешение конфликта, наоборот, способствует развитию благоприятной социально-психологической атмосферы. Ни личность, ни коллектив не могут развиваться бесконфликтно: конфликт – показатель нормального развития.

1.2 Функции педагога в разрешении конфликтов

В школьном возрасте преобладающее количество детей не умеют вести себя должным образом в процессе зарождения и развития конфликта, поэтому важным элементом в положительном разрешении соперничества двух противоборствующих сторон является учитель, обладающий знаниями о технологии разрешения конфликта и способный успешно применять их на практике [13].

М. В. Афонькова выделяет несколько позиции учителя в конфликте в педагогическом процессе. Авторитарное вмешательство – педагог старается подавить конфликт, а не бороться с ним. Нейтралитет – учитель пытается игнорировать конфликт. Избежание конфликта – учитель определяет конфликт как негативный результат своей педагогической деятельности и не знает, как выйти из сложившейся ситуации. Целесообразное вмешательство в конфликт – педагог анализирует поведение участников конфликта, позволяет развиваться до определенного этапа, а затем разрешает его. Действия учителя в данной позиции дают возможность управлять конфликтом и контролировать его [2]. Первая позиция педагога отражает его контрольную функцию, четвертая – аналитическую. Проанализировав вторую и третью позиции, можно сделать вывод, что педагог не опытен, не знает как разрешить сложивший конфликт, следовательно, учитель не выполняет никакой функции в данных позициях.

Личность учителя воздействует на конфликтное поведение школьников. Это отражено в следующих аспектах.

Стиль общения и модель поведения учителя являются примером для воспроизводства их школьниками во взаимоотношениях со сверстниками. На формирование межличностных отношений детей в обществе оказывает влияние стиль общения и педагогическая тактика первого учителя. Сотрудничество учителя с учениками обуславливают наиболее бесконфликтные отношения. Здесь раскрывается коммуникативная функция учителя.

Преподаватель обязан вмешиваться в конфликт и контролировать его. Вовлечение противоборствующих сторон в совместную деятельность и привлечение к разрешению конфликта других учеников оказывает положительное влияние на педагогический процесс [6] – организаторская функция.

Учитель может выполнять информационную функцию, предупреждая конфликт воспитательной беседой.

Педагогический процесс невозможен без конфликтов, это необходимый и закономерный процесс. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты.

Между учеником, испытывающим трудности в учебе, и учителем может возникнуть конфликт деятельности. Также он может быть связан с тем, что преподаватель предъявляет завышенные требования к усвоению своего предмета, использует оценки как средство наказания за нарушение дисциплины – отражена негативная сторона педагогической функции. Итогом неумелого разрешения конфликта может стать отсутствие мотивации к обучению или уход из данной образовательной организации.

Ошибки учителя в разрешении конфликта способствуют зарождению новых конфликтов, в которые включаются и другие ученики. Данные конфликты поступков лучше предупредить, чем разрешать уже активное столкновение интересов – в этом заключается диагностическая функция.

Также, в результате неумелого разрешения конфликта, может возникнуть конфликт отношений между учителем и учеником. Он приобретает личностный смысл, вызывает длительную антипатию ученика к учителю, нарушает их взаимодействие [14] – здесь с негативной стороны раскрывается суггестивная функция, то есть эмоционально-волевое влияние на учеников.

Учитель должен определить свою позицию в конфликте, так как коллектив класса может выступать либо на стороне преподавателя, либо на стороне нарушителя дисциплины, либо занимать двойственную позицию. В первом случае учителю будет проще разрешить конфликт и найти оптимальное решения, в остальных двух ситуациях итог конфликта может иметь негативный результат - конфликт может приобрести постоянный характер. Здесь раскрывается проективная функция учителя, которая заключается в конструировании модели предстоящей деятельности.

Выделяют следующие особенности конфликтов в педагогическом процессе:

· Учитель несет ответственность за педагогически правильное разрешение конфликта;

· Участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет их поведение в конфликте;

· Разница в возрасте участников конфликта означает разницу ответственности за ошибки в разрешении конфликта;

· Различное понимание ситуации, ввиду чего ученик не может справиться с эмоциями, а учитель понять глубину переживаний ученика;

· Конфликт имеет воспитательный характер не только для участников конфликта, но и для других учеников, свидетелей столкновения интересов;

· Учитель профессионально обязан взять инициативу разрешения конфликта, учитывая интересы ученика, как формирующейся личности [18].

Таким образом, учитель выполняет определенные функции. Контрольная функция – авторитарное вмешательство и прекращение конфликта, аналитическая функция – анализ поведения учеников во время конфликта, с целью умелого разрешения столкновения интересов. Коммуникативная функция – сотрудничество учителя с учениками, способствующее бесконфликтному развитию отношений. Организаторская функция – вовлечение противоборствующих учеников в совместную деятельность и привлечение других учеников для разрешения конфликта. Информационная функция – предупреждение конфликта посредством воспитательной беседы. Диагностическая функция – наблюдение за поведением потенциальных участников зарождающегося конфликта. Проективная функция – планирование модели предстоящей деятельности по разрешению конфликта.

Также учитель может раскрывать ряд функций с негативной стороны. Завышенные требования и использование оценок как средство дисциплинарного воздействия – педагогическая функция. Суггестивная функция, то есть эмоционально-волевое влияние на учеников – отрицательное личностное отношение учителя к ученику, антипатия.

Заключение

Педагогический процесс, как и вся наша жизнь, невозможен без конфликтов. Конфликты есть закономерный процесс, влекущий как положительные, так и негативные последствия – результат зависит от умелого или, наоборот, не умелого применения технологии разрешения конфликта.

Поставленные нами задачи курсовой работы были решены. Мы рассмотрели понятие и сущность конфликта, выяснили причины его возникновения в педагогическом процессе и функции, разобрали стадии его развития и последствия. Также мы выяснили функции учителя в разрешении конфликтов. Проанализировали виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Продуктом нашей курсовой работы является тренинг предупреждения конфликтов, успешно примененный на практике.

Цель нашей курсовой работы была достигнута – мыизучили эффективность тренинга, как технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Гипотеза была подтверждена: нам удалось снизить уровень конфликтности в классе путем применения технологии разрешения конфликтов – тренинга «Я и конфликт».

Стоит помнить, что важен не сам конфликт, а его результат. Итог конфликта влияет на взаимоотношения учеников, отношение к учителю и общий социально-психологический климат в классе. Чтобы последствия конфликта были положительными, нужно грамотно уметь использовать технологию разрешения конфликтов.

 

Библиографический список

1) Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. [Текст] / А. Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

2) Афонькова, В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде [Текст] / В. М. Афонькова // Нравственное воспитание учащихся образовательной школы. – М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1975. – С. 16

3) Базыкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? [Текст] // Воспитание школьников, 1997. – № 2. – С.13–14

4) Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. [Текст] / Е. Н. Богданов. - Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

5) Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. [Текст] / Ф. М. Бородкин— Новосибирск: Наука, 2009. — С. 87

6) Гришина Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

7) Гришина Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - Спб.: Питер, 2017 – 521 с.

8) Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. c.18

9) Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.

10) Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2006. – 368 с.

11) Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. [Текст] / Е. С. Кузьмин. - Л., 1967 г. – 266 с.

12) Лебедева М. М. Конфликтная ситуация: пути выхода [Текст] // Обществознание в школе. – № 5. - М., 1999. – С. 52–57.

13) Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева. - СПб.: Речь, 2006. - 186 с.

14) Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. [Текст] / М. М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

15) Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн., 2005. – 224 с.

16) Сперанский В. И. Конфликт: сущность и особенности его проявления [Текст] // Соц.-полит. журн. – № 3. - М., 1995. – С. 152–161.

17) Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 18 с.

18) Чистякова Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.[Текст] / Т. А. Чистякова. – Л., 1987. - 68 с.

19) Иванова М. В. Тренинг "Я и конфликт" [Электронный ресурс] / М. В. Иванова. - Режим доступа: https://infourok.ru/trening_dlya_shkolnikov_konflikt-421042.htm

20) Томас К. Тест «Стратегия поведения в конфликте» [Электронный ресурс] / Томас К. - Режим доступа: http://www.devchatam.ru/testtomas

21) Модельный закон "О статусе учителя" от 04.12. 2004 (Электронный ресурс) // Режим доступа - https://www.lawmix.ru/abrolaw/5483

 

Приложения

Приложение №1

Тест Ивановой М. В. На уровень конфликтности личности.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

1) не принимаю участия;

2) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

3) активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

1) нет;

2) только если имею для этого веские основания;

3) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

1) только в шутку и то если это люди не обидчивые;

2) лишь по принципиальным вопросам;

3) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

1) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

2) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

3) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

1) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

2) молча возьму солонку;

3) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

1) с возмущением посмотрю на обидчика;

2) сухо без эмоций сделаю замечание;

3) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

1) промолчу;

2) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

3) выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

2) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

3) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ. 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.


Приложение №2

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ.

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0.

Технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе

 

Выполнил:

Студент 2 курса
факультета истории, политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очной формы обучения
Одегов Валерий Васильевич
____________________/подпись/

Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна

_____________________/подпись/

 

 

КИРОВ

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I Теоретические аспекты технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе
1.1 Понятие конфликта в педагогическом процессе……………………………6
1.2 Функции педагога в разрешении конфликтов……………………..………11
1.3 Виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе…………………………………………………………………..………15

Глава II Опытно-экспериментальная работа по применению технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе
2.1 Этапы опытно-экспериментального исследования по применению технологии разрешения конфликтов…………………………………………...19
2.2 Разработка и апробация тренинга «Я и конфликт»,
направленный на снижение уровня конфликтности в образовательной организации............................................................................................................21
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы и обработка результатов……………………..……………………………………………...…28

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список …………………………………………….………31

Приложения
Приложение №1……………………………………………………….…………33
Приложение №2………………………………………………………………….36

 

 

Введение

Актуальность темы. Большинство учителей считают, что конфликты в педагогическом процессе - это результат их неумелой педагогической деятельности, ввиду этого чаще всего стараются избегать конфликтов или не замечать их. Модель поведения в таких стрессовых обстоятельствах довольно проста. Например, демонстративное переключение на другой вид деятельности. Важно помнить, что важен не сам конфликт, а его результаты, связанные с неправильным отношением к нему, а также отсутствие знаний о принципах его протекания. Чтобы выработать эффективную технологию разрешения конфликтов в педагогическом процессе, необходимо знать типологию конфликтов, причины их возникновения, а также каким образом ими можно управлять.

Несомненно, конфликт не всегда имеет положительный характер, но в большинстве случаев конфликт помогает определить взгляды противоборствующих сторон, предоставить дополнительную информацию об отношении субъекта к причине конфликта, помогает обозначить ряд проблем и так далее. Это дает возможность людям выразить свои мысли и, как следствие, удовлетворить личные потребности в уважении.

Таким образом, конфликт может способствовать повышению результативности педагогического процесса или, наоборот, приводить к снижению личной удовлетворенности и ослаблению группового сотрудничества. Итог конфликта зависит от того, как эффективно педагог им управляет.

Согласно постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств N 24-13 «О модельном законе «О статусе учителя»» главе 3 «Обязанности и ответственность учителя» статье 16 учитель обязан проводить учебно-воспитательную работу, с целью утвердить уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям. Подготовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами [21]. Выполняя эту обязанность, педагог снижает уровень конфликтности.

Умелое использование технологий разрешения конфликтов поднимает уровень культуры общения и делает педагогический процесс приятнее и спокойнее, более устойчивым в психологическом отношении.

Тема исследования: технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Цель исследования: изучить эффективность тренинга, как технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность конфликта, его причины и функции, стадии развития и последствия.

2. Определить функции учителя в разрешении конфликта.

3. Изучить виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

4. Разработка и апробация тренинга, направленного на снижение частоты конфликтов в педагогическом процессе.

Объект исследования: педагогический процесс.

Предмет исследования: технологияразрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Методы исследования. При проведении исследовани


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.