Методика 9. «Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)». — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методика 9. «Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)».

2017-09-27 794
Методика 9. «Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Ход эксперимента: Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

дождь драка встреча
ответ пожар труд
горе игра собрание
сила утро сосед
театр отряд праздник

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Методика 10. «Диагностика опосредствованной памяти» [7]

Цель: Выявление уровня развития опосредованной слуховой памяти.

Оборудование: Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка.

Ход эксперимента: перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов: За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов, Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни, к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития:

• 10 баллов – очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

• 8-9 баллов – высоко развитая опосредованная слуховая память.

• 4-7 баллов – средне развитая опосредованная слуховая память.

• 2-3 балла – низко развитая опосредованная слуховая память.

• 0-1 балл – слабо развитая опосредованная слуховая память.

Методика 11. В выявление преобладающего типа памяти [7]

Цель: выявить преобладающий тип памяти.

Ход эксперимента: Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на листочке.

Для запоминания вслух При зрительном восприятии При моторнослуховом При комбинированном
Трава Чашка Море Дом Банк Год Книга Лес Мяч Шкаф Лампа Ночи Бревно Вода Глаз Гроза Озеро Заря Гриб Чашка Сено Шутка Слива Утка Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц Луна Капля Лиса Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица

Методика 12. Скорость протекания мышления. [6]

Цель: установить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся.

Ход эксперимента. Учащимся предъявляется написанная на плакате или на доске таблица слов с пропущенными буквами, например, такая:

п — ро з — р — о з — о — ок к — п — с — а

к—са д—р—во т—а—а к—с—а—ник

р—ка к—п—ль к—н—а у—и—ель

г — ра х — л — д к — ы — а у — е — ик

п—ле к—в—р п—е—а а—е—ь—ин

Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Учитель фиксирует время завершения работы каждым учеником.

Обработка полученных данных. Учитывают количество правильно написанных слов и затраченное время. Эти данные позволяют учителю судить о скорости протекания мыслительного процесса и о его качестве у каждого ученика.

Вариантом этой методики является задание вставить пропущенные буквы в слова изучаемого иностранного языка.

Методика 13. Сравнение.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Ход эксперимента. Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета или понятия, например книга и тетрадь, линейка и транспортир, квадрат и треугольник, лошадь и корова и т. д. Каждый ученик на листке бумаги должен написать слева черты сходства, а справа - черты различия названных предметов, понятий. На выполнение этого задания дается 3 - 4 минуты, после чего листки собираются.

Обработка полученных данных. Составляется общий список черт сходства и черт различия названных предметов и устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Неверно названные черты сходства или различия вычитаются из правильно названных. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах показывает уровень развития у ученика умения сравнивать, выделять свойства предметов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.