Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления

2017-09-27 2393
Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Введение

 

Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране при- водит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.

Выражение «бизнес - это психология» звучит как тезис, который принимается многими представителями российского бизнеса. Сегодня многим организациям (компаниям, фирмам, предприятиям), занимающимся производством и продажей товаров и услуг, для повышения эффективности работы необходимы специалисты-психологи, которые хорошо понимают особенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей, способны направить актив- ность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. Для специалистов, которые будут осуществлять психологическое сопровождение работы бизнес-организаций, важно видеть всю многоплановость, сложность и противоречивость бизнеса. В учебнике дается его анализ на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом, социологическом.

На психологическом (личностном) уровне анализа исследователей интересует личность человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профессий, однозначно относящихся к бизнесу.

Чаще всего термины «предприниматель» и «бизнесмен» употребляются как синонимы, но в любом случае психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса.

На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осуществляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности возникновения и функционирования бизнес-организаций, влияние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области является изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

На социологическом уровне бизнес рассматривается прежде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина «социальный институт», можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развивается, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Бизнес также невозможно рассматривать, не касаясь личности того, кто его создает - субъекта бизнеса. Становлению и самоопределению личности в бизнесе уделено значительное внимание в данном учебнике. Важное место занимает также анализ той стороны, ради которой и возникает бизнес — потребителей, а также механизмов и методов продвижения товара как продукта бизнеса. Таким образом, в психологии бизнеса как прикладной области психологической науки можно выделить следующие разделы: психология бизнеса как деятельности, психология личности в бизнесе, организация как форма существования бизнеса, психология потребителя и продвижения товара как продукта бизнес-деятельности. Большое внимание в учебнике уделяется практической работе бизнес-психолога с личностью, организацией и потребителем в системе бизнес-деятельности.

При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес-организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидательная сила всякой цивилизации.

Представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Донхэм писал: «Во многих своих процессах бизнес - это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, лом- кой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей.

Но у этих процессов есть и оборотная сторона медали. И хотя бизнес - это разрушитель множества социальных традиций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место «общинной», соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится элементом реальности и активно насаждает свои цели и ценности. Бизнес - это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей» (Емельянов, Поварницына, 1998, с. 44).

В результате изучения материала студент должен:

Знать

• основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена;

• психологические особенности деятельности и личности бизнесмена;

 

• специфику функционирования и развития бизнес-организаций, закономерности и механизмы потребительского поведения;

Уметь

• анализировать особенности бизнес-деятельности, механизмы самоопределения и развития личности в бизнесе, способы психологического воздействия на потребительское поведение;

Владеть

• методами диагностики личностных особенностей, психологической помощи и поддержки субъектов бизнеса;

• методами диагностики и развития бизнес-организации;

• психологическими методами маркетингового исследования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.


 

 

Тема 1.Психология бизнеса как направление в психологической науке

 

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• основные понятия, структуру и логику развития в нашей стране

и за рубежом психологии бизнеса как нового направления психологии;

• специфику теоретических и прикладных исследований бизнеса;

• сущность психологического подхода к бизнесу, иметь представление об этике и значении бизнеса для общества и личности;

уметь

• анализировать с психологической точки зрения структуру

и механизмы функционирования бизнеса, факторы развития бизнеса;

владеть

• навыками в определении исследовательских областей и методов

в работе психолога в бизнес-организации и с субъектами бизнеса.

 
 

Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес, функции бизнеса, субъекты бизнеса, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса.

 


 

Предмет психологии бизнеса

Психология бизнеса (Business Psychology) — молодая, активно формирующаяся отрасль психологии, которая возникла на стыке нескольких гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика) под влиянием как новых теоретических и практических задач, стоящих перед современной психологией, так и развития социально-экономических аспектов общества, требующих психологического осмысления (Иванова, Михайлова, Штроо, 2015). Как и другие разделы психологии, она направлена на общий предмет — психику человека, а следовательно, базируется на фундаментальных и прикладных подходах, сложившихся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и других традиционных отраслях психологии.

Развитие психологии бизнеса - яркий пример реакции науки на новые социально-экономические условия современной жизни. В последние десятилетия мы наблюдаем в России стремительное развитие рыночной экономики, сопровождающееся формированием предпринимательства, банковского дела, разветвленной торговли и сети обслуживания. Бизнес как неотъемлемая часть новых экономических отношений требует от своего субъекта порой сильного напряжения, непрерывного самосовершенствования, умения выстраивать нужные отношения и управлять различными по численности группами людей. Представители бизнеса, сталкиваясь с потоком проблем, нуждаются в помощи специалистов (консультантов, тренеров и др.), которые могут оказать помощь как в личностном, так и в про- фессиональном развитии, в том числе в приобретении навыков управления людьми. Поэтому появление психологии бизнеса отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, в которой главным принципом классификации является развитие психики под влиянием деятельности и социума. В частности, в этом новом прикладном направлении проявляется интерес ученых к психологическим проблемам людей, профессионально связанным с бизнесом (его созданием, реализацией, развитием).

Классификация отраслей психологии носит несколько условный характер, поскольку они изменяются, пересекаются друг с другом и т.д. Поэтому на одни и те же предметные области могут претендовать различные психологические разделы. Так, например, психологические проблемы бизнеса изучаются социальной, экономической, организационной психологией, психологией труда и управления. Тем не менее психология бизнеса постепенно оформляется как отрасль психологии, имеющая свою определенность, специфику, которую можно сформулировать следующим образом.

1. Главное, что отличает психологию бизнеса -это целостное отношение к бизнесу как сложному экономическому явлению и социальному институту. Возникнув в русле прежде всего экономической психологии и психологии труда, это направление сегодня представляет собой сложный конгломерат прикладного психологического знания, обобщающего теории и практики психологического сопровождения работы различных сфер бизнеса.

2. Особенностью психологии бизнеса является ее междисциплинарный характер. Это отрасль психологии, формирующаяся во многом под влиянием процессов социального и экономического развития общества, находится на стыке многих гуманитарных дисциплин (психология, социология, экономика, менеджмент и т.д.).

3. Психология бизнеса носит прикладной, практико-ориентированный характер. Изучение бизнеса как многопланового явления направлено на повышение эффективности бизнес-деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса и интеграцию интересов бизнеса и общества, а также на оказание эффективной психологической помощи субъектам бизнеса. Становление психологии бизнеса как прикладного направления отражает общую логику развития психологии, которая так же, как и многие другие научные области, происходит несколькими путями. Прежде всего путем накопления теоретических знаний, которые составляют основу науки и позволяют, с одной стороны, говорить о закономерностях существования внутреннего мира личности, с другой - прогнозировать поведение и развитие человека. В то же время психология - это и специфическая практика, связанная с решением конкретных прикладных задач, возникающих в процессе взаимодействия человека с различными реалиями: обществом, социальными институтами, другими людьми, профессиональными требованиями и т.д. Эти два пути - теоретический и практический и определяют сущность психологии, ее место среди других наук и роль в системе жизнедеятельности человека.

Как писал знаменитый немецкий психолог Курт Левин, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. В этом высказывании подчеркивается глубокий смысл психологического знания: даже самое высокое теоретическое обобщение в конечном итоге направлено на оказание помощи, обеспечение развития, самосовершенствования и как результат выживания человека. Поэтому появление новых прикладных областей в психологии отражает целостное развитие науки и сложившуюся в обществе потребность в разрешении индивидуальных, групповых, в том числе социальных, проблем.

Психология бизнеса - это современная отрасль психологической науки и практики, которая изучает бизнес как целостное многоплановое явление и направлена на разработку практических рекомендаций по интеграции интересов бизнеса и общества, повышению эффективности бизнес-деятельности, оптимизации взаимодействия представителей бизнеса и всех заинтересованных сторон, а также оказанию психологический помощи субъектам бизнеса. Это также междисциплинарная область, которая основана на единстве всех отраслей психологии, прежде всего психологии труда, личности, развития, индивидуальных различий, а также социальной, организационной и экономической психологии и т.д.

 
 

• Психология бизнеса (Business Psychology) -это междисциплинарная отрасль психологической науки и практики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес-деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая общество в целом.

Предмет психологии бизнеса конкретизируется в соответствии с представлениями о структуре психических явлений, которая отражена в категориальном аппарате психологии.

Опираясь на общепсихологический подход, выделяют следующие психические категории (явления).

1. Психические процессы (познавательные и регуляторные), базовые явления, обеспечивающие отражение, познание окружающего мира, восприятие и переработку полученной информации (познавательные) и активное взаимодействие с ним (регуляторные). К познавательным (когнитивным) процессам относят ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, к регуляторным — эмоциональные и волевые процессы. Все вместе они образуют собственно психическую деятельность человека. В данных категориях подчеркивается динамичный характер психических явлений, их постоянное развитие и формирование. Благодаря психическим процессам происходит формирование образов внешних и внутренних условий, в которых осуществляется деятельность, а также чувств человека и регуляторных механизмов его психики.

2. Психические состояния как временные модификации психических процессов, которые определяются особенностями жизнедеятельности, личности и отношением человека к ним (тревога, любовь, страх, аффект, восхищение, напряжение, спокойствие и т.д.). Отчасти к психическим состояниям относится и стресс как неспецифическая реакция организма и соответствующее состояние. Существуют различные подходы к классификации состояний психики. Традиционно выделяют несколько групп психических состояний: мотивационные (вызванные потребностями, желаниями), эмоциональные (любовь, настроение, стресс), волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость). Кроме того, состояния организованности сознания (внимательность, рассеянность), пограничные состояния (акцентуации характера, неврозы) и т.д.

3. Психические свойства личности как типологическая модификация психических процессов человека, иными словами, при- сущие человеку на протяжении длительного периода его жизни особенности. К ним относят темперамент, характер, способности и направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы).

Понимание структуры психических явлений очень важно для бизнес-психологов, поскольку позволяет содержательно наполнить исследовательскую работу, а также практически воплощать полученные результаты. Например, при исследовании профессионального самоопределения личности в бизнесе обращение к различным психическим явлениям позволяет выделить различные стороны этой проблемы, такие как когнитивные факторы самоопределения, волевые, эмоциональные механизмы и т.д.

Опора на знания о психических явлениях придает определенность психологии бизнеса и позволяет найти новые, отличные от тех, что предлагаются в управлении, пути решения проблем, стоящих перед предпринимателями, руководителями и сотрудниками бизнес-организаций и т.д. Это могут быть новые идеи оптимизации бизнес-процессов с учетом особенностей сознания человека, построения типов управления и поведения успешных руководителей, разработки стратегий внутрикорпоративного обучения, способов активизации потребительского поведения, методов повышения эффективности взаимодействия представителей бизнеса с деловыми партнерами, другими заинтересованными сторонами и обществом в целом и т.д.

 

Уровни анализа бизнеса

На данный момент развития психологии бизнеса выделились следующие основные уровни анализа бизнеса: личностный, социально-психологический, социологический.

На личностном уровне исследуются личность бизнесмена и психологическая структура его профессиональной деятель- ности. Поскольку круг профессий, относящихся к бизнесу, как уже говорилось, в нашей культуре четко не определен, психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса. На этом уровне внимание исследователей фокусируется на личностных особенностях людей, склонных к занятию бизнесом, процессах самоопределения и самоидентификации бизнесменов, факторах удовлетворенности деятельностью и т.д. Особое внимание уделяется внутриличностным конфликтам и психологическим кризисам в процессе бизнес-деятельности. Интерес исследователей привлекают также процессы принятия решения в бизнесе.

На социально­психологическом уровне анализа изучаются особенности организаций и групп, занимающихся производством товаров и услуг, их реализацией, закономерности появления, развития и функционирования бизнес-организаций, аспекты взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности и т.д. Современные исследования в этой области рассматривают организации как инструмент бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации. Социально-психологической уровень анализа предполагает также изучение психологических проблем взаимодействия в бизнесе, делового партнерства, конкуренции, деловой этики, репутации, доверия и т.д. В фокусе внимания находятся социально-психологические факторы поведения, взаимодействия и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде. Важное место в ряду изучаемых феноменов занимают стратегии проведения переговоров, способы разрешения конфликтов, принципы эффективного заключения сделок и делового общения.

На социологическом уровне бизнес исследуется прежде всего как социальный институт, который занимает большое место в жизни всего общества. Так как бизнес представляет собой систему связей и социальных норм, которая объединяет ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества, наиболее важными изучаемыми проблемами являются социальная ответственность бизнеса, проблемы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, имидж бизнеса и бизнесменов в обществе и т.д.

Таким образом, бизнес с психологической точки зрения может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, личность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, в той или иной степени учитывают эти сторона бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, пока еще очень молодая, психология бизнеса развивается, опираясь на все три обозначенных уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет увидеть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы бизнес-психологов. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Основным объектом исследований в области психологии бизнеса являются психологические механизмы и закономерности функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Приоритетные направления исследований (предмет):

1) деятельность и личность бизнесмена: структура бизнес-деятельности, психология успеха в бизнесе, психологические аспекты принятия решений, профессиональное самоопределение и развитие и т.д. В этом направлении проводится, например, исследование профессионального и социального самоопределения личности в бизнесе, в частности, мотивация выбора того или иного виды экономической активности, феномена профессиональной идентичности, эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и т.д.;

2) организация как инструмент бизнеса: психология управления персоналом, организационная культура, развитие, коммуникации, обучение в организации и т.д. Проводятся исследования организационных факторов деятельности субъектов бизнеса, методов формирования эффективной организационной культуры, создания оптимального психологического климата и атмосферы, приверженности и лояльности, деловой этики и доверия в бизнес-организациях. Важным направлением является динамика организационных феноменов в изменяющихся условиях как внешних, так и внутренних (кризис, реструктуризация, смена собственника и т.д.);

3) взаимоотношения бизнеса и всех заинтересованных сторон (stakeholders), в том числе общества. Изучаются проблемы социальной ответственности бизнеса, взаимодействия с деловыми партнерами, потребительская, социально-экономическая и культурная среда бизнеса, факторы экономического развития, психология межкультурного взаимодействия и т.д. Проводятся исследования потребительского поведения, методов и механизмов продвижения продукта бизнес-деятельности. Важное место занимают проблемы разрешения конфликтов, проведения деловых переговоров и заключения сделок, а также проблемы делового общения. Привлекает внимание также имидж бизнеса и бизнесмена в обществе и у представителей различных социальных групп.

Задачи психологии бизнеса

В психологии бизнеса, так же как и в любой другой отрасли психологии, задачи определяются исходя не только из собственной специфики, но и из понимания структуры психики и задач науки в целом.

Основной задачей психологии является изучение структуры, механизмов, а также объективных закономерностей функционирования и развития психических явлений (психических процессов, состояний и свойств личности). Также не менее важную роль играет исследование условий и механизмов применения на практике полученных знаний о психике человека.

По мере становления подхода в психологии или научной отрасли происходит усложнение поставленных задач, переход от накопления фактического материала к построению психологических концепций, что отражается в следующих задачах:

• задачах обнаружения фактов (описание разнообразных психологических феноменов и их проявлений);

• задачах накопления и обобщения фактов (выделение наиболее важных фактов, описание явлений);

• задачах установления закономерностей или законов явлений (объяснение фактов, нахождение причинно-следственных связей);

• задачах выявления механизмов закономерностей или законов (построение научной концепции);

• задачах выявления условий и форм практического использования полученных знаний (применение научных концепций на практике). Это наиболее сложный блок задач, поскольку психолог сталкивается с организационными, материальными, социальными проблемами, а также вопросами морально-этического плана. Любое внедрение психологических знаний на практике должно следовать общему принципу

«Не навреди!», что не всегда возможно. При этом от психолога требуется знание и «чувствование» этики взаимодействия и многих других аспектов жизнедеятельности людей.

Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основных блока:

1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фактора развития психических явлений, изучением психологических закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;

2) практические, направленные на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов бизнеса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.

На данном этапе становления психологии бизнеса большое значение имеют задачи, связанные с накоплением фактического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблагоприятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организационных факторах развития личности в бизнесе и т.д.

Основными научно-исследовательскими задачами психологии бизнеса являются:

• разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;


• системный анализ деятельности субъектов, профессионального развития, самоопределения личности в бизнесе, процессов принятия решений и т.д.;

• исследование проблем и специфических последствий бизнес-деятельности для личности;

• исследование организационного контекста бизнеса, закономерностей функционирования и развития бизнес-организаций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и организации в ходе реализации бизнес-деятельности;

• исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой — партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;

• исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтересованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также результатов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потребительского поведения и психологических механизмов продвижения товаров и услуг.

 

Методы психологии бизнеса

Самоопределение любой отрасли психологии идет путем развития ее предмета и методологии, т.е. принципов и методов исследований.

Методология психологии бизнеса развивается на общих принципах психологии, таких как принцип детерминизма, развития, историзма, системности, единства сознания и деятельности и общения, индивидуальности. Особую роль играет методология практической социальной психологии. Кроме того, психология бизнеса может опираться на принципы, разработанные в русле смежных научных областей: управления, экономики, социологии и др. Например, при изучении психологических аспектов управленческой деятельности, особенностей принятия решений в организации могут быть актуальны принципы, подходы, парадигмы, разработанные в русле менеджмента. Менеджмент основан на логической схеме управленческой деятельности, в которой цели согласованы со средствами и способами их достижения. В психологии бизнеса и теории управления используются близкие под
 
 

ходы, такие как системный, программно-целевой, проектный. Даже маркетинговый подход, который был прерогативой собственно менеджмента, все в большей степени находит применение в психологии бизнеса, о чем свидетельствует развитие исследований в области потребительского поведения. По сути, психология бизнеса и менеджмент решают общую проблему: как применить поведенческий подход к пониманию управления бизнесом.

Методы психологии бизнеса очень разнообразны, включая количественные и качественные исследования. Количественные исследования основаны на номотетическом подходе, который ориентирован на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности. Качественные - на идиографическом подходе, предполагающем описание личности как особой уникальной целостности, продолжающий традиции понимающей психологии. И те и другие нашли применение в психологии бизнеса. Например, в исследовании личности предпринимателей и бизнесменов применяются количественные процедуры, опросные методики, тесты, а также качественные методы (неструктурированное глубинное интервью, репертуарные решетки).

Можно выделить следующие группы методов психологии бизнеса: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные (включая коучинг). К основным диагностическим методам относятся наблюдение, тестирование, опрос, интервью, анкетирование, анализ документов, контент-анализ и многие другие.

Рассмотрим методы, отметив специфику их использования в психологии бизнеса.

Наблюдение - один из основных методов психологии бизнеса. Он используется в исследованиях для выявления фактов поведения, отношения и т.п. Например, при изучении специфики деятельности и личности предпринимателей, и т.д. Но также как сопровождение практической работы психолога, для оценки уровня подготовленности сотрудников, их реакции на нововведения в организации и т.п. Например, при обучении персонала работе с клиентами используют процедуру включенного или стороннего наблюдения («тайный покупатель»).

В психологии бизнеса используются все виды наблюдения:

• открытое, когда человек знает о том, что за ним ведется наблюдение и понимает, какие стороны его поведения фиксирует наблюдатель;

• закрытое, когда факт наблюдения скрыт от субъекта;

• включенное, когда исследователь становится участником исследуемой группы или события, но при этом субъект не знает, что за ним ведется наблюдение;

• стороннее, когда исследователь наблюдает за действиями субъекта или группы со стороны, не включаясь в ситуацию.

Его достоинствами является возможность изучать явление в естественных условиях, не вмешиваться в происходящее и не влиять на него. Недостатки этого метода связаны с влиянием личности, настроения, состояния, симпатий или антипатий наблюдателя на результаты наблюдения (гало-эффект). Кроме того, психолог должен быть очень внимателен, поскольку ситуация уникальна, ее нельзя повторить.

Наблюдение, несмотря на свою кажущуюся простоту, требует тщательной подготовки. Этот метод представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Поэтому необходима разработка программы наблюдения, в которой учитывают условия работы, определенные параметры и т.д.

При подготовке к проведению наблюдения необходимо следовать ряду требований, к которым относятся.

• целенаправленность, концептуальность, т.е. четкое понимание цели наблюдения, наличие программы и перечня фиксируемых параметров, наличие концепции;

• объективность - использование процедур для снижения субъективного влияния наблюдателя (технические средства фиксации наблюдаемых параметров, увеличение числа наблюдателей);

• требования к поведению наблюдателя, его интерпретации, например отделение фактов от субъективной интерпретации, интерпретации после получения фактов.

В психологии бизнеса применяются различные виды наблюдения. Чаще всего это внешнее выборочное наблюдение. Психолог собирает предварительную информацию об особенностях поведения сотрудников, отношениях их между собой, стиле руководства и т.д. Но применяется и включенное наблюдение, например для оценки результатов обучения персонала, при подготовке изменений в организации и т.д.

Экспериментальный метод, в основе которого лежит моделирование ситуаций. В психологии он направлен на исследование выявления причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. На методологию психологии бизнеса оказали большое влияние эксперименты, проводимые в социальной психологии, социологии, психологии управления. Стали уже классическими эксперименты Ф. Олпорта, А. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, А. Тэшфела, Э. Мэйо и других известных ученых, в которых были выявлены важнейшие закономерности поведения человека, его деятельности под влиянием социально-психологических факторов, а также поставлены вопросы для практиков, решающих конкретные проблемы управления людьми на производстве и в организациях. Так, например, Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его коллег показал, что в тех организациях, которые эффективно работают, производительность труда зависит в большей степени от социально-психологических, чем физических факторов. Тем самым были выявлены влияния человеческих отношений в производственных организациях на деятельность людей.

Виды эксперимента подразделяются на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях, где моделируется реальная ситуация. При этом испытуемый сознательно участвует в таких экспериментах. Естественный эксперимент проводится в условиях максимально приближенных к реальности, при этом испытуемые могут не осознавать участия в эксперименте.

В психологии бизнеса используется, как правило, естественный, полевой эксперимент. Отдельные примеры применения экспериментальных процедур лабораторного плана можно найти при изучении особенностей самоопрезентации, влияния рекламы или бренда на личность респондента, маркетинговых <


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.