Музыкально-теоретический анализ. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Музыкально-теоретический анализ.

2017-09-26 228
Музыкально-теоретический анализ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это произведение написано в жанре хоровой миниатюры. Имеет двухчастную форму с кодой. Лад – параллельно-переменный; тональность f-moll. Тональный план тактов: от f-moll к As-dur и обратно (множество раз). Гамофонно-гармонический строй; тема в этом хоре проходит в сопрано. Размер 3/4, в коде сменяется на 2/4. Произведение звучит в умеренном темпе Moderato, который в коде сменяется на Andante, т.е. умеренно-медленный темп. Динамика в хоре в основном незначительная. Форте только в 8 и 31 тактах.

 

Тесситура удобная только у альтов. У сопрано в 8 и 31 тактах есть фа второй октавы, у теноров — фа первой октавы в 6 и 28 тактах, у басов — ре бемоль первой октавы в 8 и 31 тактах. Эти трудные ноты у них на форте, поэтому их не очень трудно спеть. Хор написан в аккордовом складе, где тема дана сопрано, басы играют роль баса – основы всего, а средние голоса – альты, тенора – здесь играют незначительную роль. Вокальные штрихи продиктованы здесь паузами, которые образуют маленькие фразы, состоящие из мотивов.

 

 

Сначала фразы короткие, потом они расширяются. Самая длинная фраза в кульминации на словах «Но остался влажный след в морщине старого утёса...» На последнем слове хор должен спеть очень сильно и напряжённо, там стоит форте, и его обязательно нужно показать.

 

Связь между музыкой и текстом.

 

В этом произведении есть смысловая связь музыки с текстом. И в стихотворении, и в музыке есть кульминация, отдельные фразы. Такты 36-37 и 38-39 со словами «задумался глубоко» очень точно передают состояние задумчивости и одиночества... А вот образной связи здесь почти нет. В первой части стихотворения рассказывается о тучке, а во второй уже об утёсе, о его страданиях. Чайковский не использовал важную особенность смешанного хора. Женские образы обычно даются женскому хору, а мужские — мужскому. В этом же произведении тема всё время у сопрано (исключение — такты 36-37 и 38-39, где музыка написана в аккордовой фактуре, здесь все голоса равноправны).

 

Вокально-хоровой анализ.

 

Миниатюра написана для смешанного хора; состав хора здесь очень четко выбран Чайковским, потому что только с помощью такой хоровой массы можно создать этот философский, в какой-то мере скорбный, замкнутый поэтический образ.

 

Общий диапазон хоровых партий:

 

 

 

Диапазон партии сопрано:

 

 

Диапазон партии альтов:

 

 

Диапазон партии теноров:

 

 

Диапазон партии басов:

 

 

 

Где хору брать дыхание, найти не сложно. Фразы короткие, между ними паузы. Но в кульминационной фразе и в коде дыхание цепное.

 

Исполнительский анализ.

 

Это произведение достаточно сложное для исполнения. Тесситурные сложности. У сопрано в 8 и 31 тактах есть фа второй октавы, у теноров — фа первой октавы в 6 и 28 тактах, у басов — ре бемоль первой октавы в 8 и 31 тактах. Тенорам надо очень аккуратно достать фа. Сопрано и басам тоже надо её достать, но она на форте, поэтому нужно не переусердствовать, чтобы не допустить завышения этих нот.

Ритмические трудности.

 

Ритм здесь простой, но есть места, где надо очень внимательно смотреть на дирижёра. Это 11, 17, 23 и 35-36 такты. Дирижёр может снять на третью долю, а может и на первую, с перетяжкой. В коде также есть варианты со снятием в 44-45 и в 49-50 тактах.

 

 

Темповые трудности.

Важно не ускорить темп во время исполнения, но и не замедлить, чтобы не было ни спешки, ни занудства. Поэтому дирижёр должен внимательно контролировать темп, а хор не должен прятаться за партиями. Обязательно нужно увидеть дирижёра в 40 такте, и уловить темп, в котором надо петь коду.


Динамический ансамбль.

 

Во всех голосах данной хоровой партитуры автором выставлены одинаковые обозначения силы звука. При этом, однако, необходимо динамически дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов более нейтральных. Почти во всём произведении надо немного выделять партию сопрано, у которых мелодия. С 12 по 23 такт партия сопрано не так мелодична и подвижна, здесь следует выделить басов и альтов. В тактах 36-37 и 38-39 музыка написана в аккордовой фактуре, поэтому здесь никого не надо выделять, должны прозвучать ровные и плотные аккорды.


Штрихи.

 

Все слова во фразах надо связывать, всё петь плавно, никаких разрывов быть не должно. Во всём произведении legato.

Трудности с текстом.

 

В этом произведении в большинстве тактов ударный слог слова приходится на первые две доли такта, а безударный — на третью. Поэтому нельзя ни в коем случае третью долю как-то выделять, её наоборот надо прятать.

 

Репетиционный план.

 

На первом этапе надо разбирать сочинение по партиям, пропевая их сольфеджио. После того, как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному произношению слов и слитности звучания в штрихе legato.

Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание исполнительского плана (интерпретации), генеральная репетиция и концертное выступление.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.