В1989году была создана шкала копинг-поведения, вкоторой выделяются две формы копинг-поведения: характерологическую и ситуационную (Carver C.S., Sheier M.F., 1989). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В1989году была создана шкала копинг-поведения, вкоторой выделяются две формы копинг-поведения: характерологическую и ситуационную (Carver C.S., Sheier M.F., 1989).

2017-10-01 210
В1989году была создана шкала копинг-поведения, вкоторой выделяются две формы копинг-поведения: характерологическую и ситуационную (Carver C.S., Sheier M.F., 1989). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В1990году появился многомерный опросник, определяющий3вида копинга: ориентированный на задачу;ориентированный на эмоции; ориентированный на избегание. (EndlerN.S., Parker J.D., 1990).

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал«Индикаторкопинг-стратегий».Он выделил3группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий»можно считать однимиз наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии,которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек стараетсяиспользовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки — этоактивная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей егосреде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем«уйти от решения проблем»,использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, которыйнаходится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­витияличностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешенияпроблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер взависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности (Сирота Н.А.,Ялтонский В.М.,1996).

Наиболее эффективным является использование всехтрех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации.В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто можетизбежать столкновения с проблемной ситуацией, заранееподумав о ее негативных последствиях.

К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями относятся: ресурсы личности (Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы;аффилиация; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти,любви, вере; духовность; ценностная мотивационнаяструктура личности) и ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек, а также его умение на­ходить, принимать и оказывать социальную поддержку).

Представление человека о себе, или Я-концепция, впроцессевзросления должна быть заменена на новую, соответствующую особенностямвозраста. С точки зрения формирования адаптационных механизмов следуетрассматривать Я-концепцию как важнейший личностныйресурс. Процессы формирования Я-концепции и другихпсихологических механизмов адаптации к социальнойсреде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Я-концепция является словно сконструированным образованием, отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности и включенаво множество связей и отношений с другими феноменами развития человека.

Интернальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурсаво многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека.

По мнению Д.Роттера (автора данного понятия),субъективный контроль, или локус контроля, представляетсобой«определенную степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстеральный локус контроля)»,а также трактуется как«степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».Доказано, что люди с внутренним(интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем«экстерналы».

Возможности, позволяющие оценивать воздействиесоциальной среды и собственное поведение, тесно связаны с когнитивным развитиемчеловека. Оно базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого мышления. При этом необходимо учесть, что вподростковом и юношеском возрасте когнитивные процессы не статичны, а представляют собой динамичныйпроцесс, ведущий от незрелости к зрелости, на которыйвлияют биологические, индивидуальные факторы и опытвзаимодействия со средой. Процесс когнитивного развития происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретногомышления и получения эмпирического опыта ребенок,подросток, а затем уже молодой человек приобретаетспособность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то жевремя формируются более реалистические планы на будущее. Когнитивныепроцессы принимают участие встановлении личностной идентичности. Способностьформировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальнойадаптации и возможности решать более сложные проблемы. Когнитивное развитие влияет на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве в большинстве случаев сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде.Самоуважение, самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации исправляться с ними.

Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать — аффилиация и эмпатия — являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызываетчувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.

Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, котораяопределяется как постижение чужого эмоциональногосостояния, проникновение, вчувствование в переживаниядругого человека. Это — целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный,когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения ипозитивные личностные изменения. Она является однимиз ключевых факторов в развитии социального взаимо­понимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом преодоления стресса.

Человек переживает любое свое состояние через призму сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества является знаком нарушения этой сети,знаком утраты жизненно важного во внутреннем миреличности (Амбрумова А.Г.,1996).

Социальная поддержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства(Cobb S.,1976).Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между различным количеством людей, по крайней мере, двумя — донором поддержки и ее реципиентом (получателем) и является функцией социальных сетей, которыехарактеризуют социальную среду личности.

Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различныевзаимоотношения между людьми, способствующие поддержанию здоровья(Glossary Health..., 1990; Steptoe A., et.al., 1994; Quick J.D., et.al., 1996).

Люди, получающие эффективную социальную поддержкуот семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ,обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, болееустойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играет социально поддерживающий процесс,включающий в себя три звена:

1. способность индивида находить людей, готовых оказать ему помощь — поиск социальной поддержки;

2. наличие структур, способных оказать поддержку(члены семьи, друзья, значимые другие, члены общественных организаций и т.д.) — сети социаль­
ной поддержки;

3. способность человека принимать помощь от окружающих — восприятие социальной поддержки.

Выделяют следующие типы социальной поддержки:

эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему;

инструментальная или материальная — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;

информационная — содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

обратная связь или поддержка в форме оценки —оценка исполнения после разрешения проблем.

К компонентам социальной поддержкиотносятся:

структура (семейный статус, число друзей, связи сродственниками, членами формальных и неформальных организаций и т.д.);

функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная);

эффект (удовлетворенность поддержкой)(Wills T.A.,1985).

Социальная поддержка смягчает воздействие стрессавысокой интенсивности, выступает как буфер между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья. Низкаясоциальная поддержка при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферного эффекта, что приводит кухудшению здоровья.

Социальная поддержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей визменении стрессовой ситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактораи позволяет увидеть ситуацию«другими глазами»(Tois P.A., 1986).С.Кохен и С.Сайм полагают, что социальная поддержка снижает негативное действиестресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость кболезням(Cohen S., Syme S., 1985).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.