В политической системе общества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

В политической системе общества

2017-10-01 1641
В политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия и категории темы: политическая система общества; типы политических систем; структура политической системы общества; политико-правовой институт; политическая партия; общественное политическое движение; функции политической системы.

 

 

Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других организаций, определяемая их интересами и целями.

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является завоевание, удержание и использвание государственной власти, участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности.

Любой вопрос приобретает политический характер, если его решение связано с проблемой власти.

Система – совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некоторую целостность.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Политическая партия – наиболее активная и организованная часть социальной группы, выражающая ее интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Главная задача политических партий – завоевание власти и руководство государственными делами.

Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Общественно-политические движения,в отличие от политических партий:

– имеют «пёструю» социальную базу (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

– придерживаются, как правило, только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель (а не комплекс целей, как партии), достигнув которую прекращают свое существование;

– не стремятся к захвату власти, пытаются воздействовать на нее с целью решения властью их проблем;

– имеют ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д., которые являются центром политической активности;

– не имеют устава программы, постоянного членства и формальной внутренней иерархии.

При постановке общественно-политическим движением вопросов, касающихся борьбы за власть, оно может трансформироваться в политическую партию.

Местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории.

Органы местного самоуправления:

– не входят в систему органов власти;

– имеют названия, структуру и компетенцию, которые население определяет самостоятельно;

– обладают полномочиями для решения вопросов местного значения;

– обладают правом издания нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

– являются юридическими лицами.

 

 

 

 

Государство как основной институт политической системы общества:

– выступает официальным представителем всего общества на международной арене;

– устанавливает общезначимые правила поведения;

– обеспечивает и защищает основные права и свободы человека и гражданина на своей территории;

– обладает специальным аппаратом, при помощи которого решаются задачи организации жизни общества;

– является органом власти, который активно использует меры поощрения и наказания за соблюдение или нарушение общезначимых правил поведения;

– обладает монополией на государственное принуждение при решении социально значимых задач.

 


Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «политическая система общества».

2. На основании каких критериев в современной юридической науке осуществляют типологию политических систем?

3. Назовите структурные элементы (подсистемы) политической системы.

4. Приведите примеры политико-правовых институтов политической системы общества современной России.

5. Охарактеризуйте политическую партию как элемент политической системы общества.

6. Охарактеризуйте общественно-политическое движение как элемент политической системы общества.

7. Охарактеризуйте местное самоуправление как элемент политической системы общества.

8. Перечислите функции политической системы.

9. Охарактеризуйте место государства в политической системе общества.

10. Охарактеризуйте модели соотношения интересов индивида и государства в рамках политической системы общества.

 


Тема 9

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Основные понятия и категории темы: правовое государство; принципы правового государства; гражданское общество; разделение властей; механизм сдержек и противовесов; правовой закон.

 

 

 

 

 

Правовое государство – это государство, в котором действует система юридических гарантий, с одной стороны, обеспечивающих баланс и консенсус законных интересов государства, общества, личности, а с другой – оказывающих эффективное противодействие противоправным посягательствам в сферах публичного и частного права.

 

 

Принципы правового государства это основные идеи, начала, в соответствии с которыми формируется правовое государство.


Гражданское общество – это сложившаяся в ходе социально-исторической и политико-правовой эволюции социальная общность, члены которой объединяют корпоративные (не противоречащие государственным (публичным), но и не совпадающие с ними) интересы, реализуемые при помощи внутренних ресурсов.

Основными предпосылками возникновения и развития гражданского общества являются:

1) оформление интереса социума, отличного от публичного (частнособственнический интерес);

2) появление реальной возможности (способности) удовлетворения частных интересов за счет собственного ресурса.

 

 

 

Гражданское общество выступает как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки правового государства.

2. К какой группе признаков правового государства относится наличие развитого гражданского государства?

3. Назовите принципы правового государства.

4. В чем суть механизма сдержек и противовесов в правовом государстве?

5. Перечислите имена мыслителей, сформировавших концепции гражданского общества.

6. Дайте определение понятия «гражданское общество».

7. Какие институты входят в структуру гражданского общества?

8. Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «правовое государство»?

9. Можно ли к институтам гражданского общества отнести Санкт-Петербургский университет МВД России?

10. Является ли институтом гражданского общества правящая политическая партия?


Тема 10
ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Основные понятия и категории темы: социальное регулирование; система социального регулирования; социальные нормы; право; сущность права; ценность права; принципы права; общеправовые принципы права; отраслевые принципы права, межотраслевые принципы права; принципы правовых институтов; функции права; общесоциальные функции права; специально-юридические функции права; регулятивная функция права; охранительная функция права; объективное право; субъективное право; правопонимание; тип правопонимания.

 

Регулирование – определение поведения людей и их объединений, придание ему конкретного направления, введение его в определенные рамки, упорядочение.

 
 


Социальное регулирование – процесс упорядочения общественных отношений, осуществляемый определенными субъектами (обществом в целом, государством, определенными социальными общностями и т. д.), с целью придания общественным отношениям направления развития посредством индивидуальных или нормативных регуляторов.

 

 


Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру организации общества.




Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.


Подходы к определению сущности права акцентируют внимание на различных аспектах социальной природы права, принципиально соглашаясь с тем, что праву присущи черты регулятора, регламентирующего отстаивание и общесоциальных, и корпоративных интересов, что отражает дуализм сущности права – его предназначения регулировать общественные отношения, одновременно отстаивая интересы и всего общества, и отдельных социальных групп.

Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом.

Принципы права – основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Принципы права выражают то главное, основное, к чему право должно быть устремлено, на что оно должно ориентироваться.

Функции права – это направления воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается сущность и социальное назначение права.

СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПРАВО»
«Право» = объективное право – «Право» = субъективное право –
совокупность предписаний (правовых норм): дозволений, обязанностей, запретов, закрепленных в законодательстве государства и составляющих действующее право страны;   это система общезначимых правил поведения, которая создается государством, обеспечивается государственным принуждением и действует объективно, независимо от воли и сознания отдельных лиц правомочия (официально признанные возможности) совершать определенные юридически значимые действия, которыми располагают индивиды, организации и которые обеспечиваются гарантиями государства; субъективное право субъективно в том смысле, что оно связано с субъектом и обусловлено его волей и сознанием; возможность пользоваться определенным социальным благом; возможность обращаться за защитой в компетентные органы; возможность требовать соответствующего поведения от обязанного лица; возможность определенного поведения управомоченного лица

Типология правопонимания – метод научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое расчленение правопонимания как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы.

Тип правопонимания – обобщенная идеологизированная модель права.

 



Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальное регулирование?

2. Перечислите признаки социальных норм.

3. Какие виды социальных норм можно выделить, учитывая их регулятивную специфику?

4. Перечислите признаки права.

5. Какие из признаков права следует отнести к признакам, общим для всех социальных регуляторов, а какие – к специфическим, характерным только праву?

6. В чем заключается сущность права?

7. В чем заключается ценность права?

8. Какие направления воздействия права на общественные отношения выражаются в функциях права?

9. В чем заключается регулятивная функция права?

10. Какие типы правопонимания получили развернутую характеристику в современной юридической науке?

Тема 11
ИСТОЧНИКИ ПРАВА

 

 

Основные понятия и категории темы: материальные источники права; идеальные источники права; формально-юридические источники права; правовой обычай; правовой прецедент; нормативный правовой договор; нормативный правовой акт; закон; подзаконный акт; действие нормативного правового акта во времени; действие нормативного правового акта в пространстве; действие нормативного правового акта по кругу лиц; обратная сила закона.


Закон –это нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативные правовые акты – это нормативные правовые акты, которые принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации.

Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При возникновении противоречия (коллизии) между их положениями приоритетом пользуются положения закона.

 

 
 


Действие нормативного правового акта – динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативного правового акта, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативного правового акта на урегулированные им общественные отношения.


 
 

 


Пространство действия нормативного правового акта – государственная территория.

 
 


Круг лиц, попадающих под правовое воздействие того или иного нормативного правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов.

 

При определении круга субъектов, в отношении которых нормативные правовые акты обладают юридической силой, следует учитывать наличие юридического иммунитета.

Юридический иммунитет – привилегия, предусматривающая полное или частичное освобождение носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.


Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «форма права» и «источник права»?

2. Перечислите виды формально-юридических источников права.

3. Назовите самый древний источник права.

4. Что такое правовой прецедент?

5. Приведите примеры нормативных правовых договоров.

6. Что такое нормативный правовой акт?

7. Перечислите признаки закона.

8. Назовите критерии классификации нормативных правовых актов.

9. Назовите три сферы действия нормативного правового акта.

10. Дайте определение понятию «обратная сила закона».

 


Тема 12
НОРМА ПРАВА

Основные понятия и категории темы: норма права; исходные (отправные, учредительные) нормы права; нормы – правила поведения; регулятивные нормы права; охранительные нормы права; диспозитивные нормы права; императивные нормы права; структура нормы права; гипотеза нормы права; простая гипотеза; сложная гипотеза; альтернативная гипотеза; положительная гипотеза; отрицательная гипотеза; диспозиция нормы права; простая диспозиция; описательная диспозиция; ссылочная диспозиция; бланкетная диспозиция; управомочивающая диспозиция; обязывающая диспозиция; запрещающая диспозиция; санкция нормы права; абсолютно определенная санкция; относительно определенная санкция; альтернативная санкция; кумулятивная санкция; негативная санкция; позитивная (поощрительная) санкция.

Норма права – это общезначимое, формально определенное правило поведения, непосредственно связанное с государством, регулирующее наиболее важные, типичные общественные отношения.

Норма права – первичный элемент права, с помощью которого определяется и закрепляется простейшее правило юридически значимого поведения.

При помощи правовой нормы определяется стандарт поведения, установленный от имени государства и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.

 


 

 

 

Структура нормы права – это внутреннее строение правовой нормы, деление ее на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.

 

 

Норма права приобретает юридическую силу, будучи закрепленной в различных формах права, чаще всего в статье нормативного правового акта. При этом одна статья нормативного правового акта не всегда включает в себя все элементы структуры нормы права.

Это объясняется, во-первых, необходимостью лаконичного изложения юридического текста (например, если диспозиции ряда норм совпадают, отличаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье нормативного правового акта); во-вторых, требованием удобства в обращении с нормативным материалом.


 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «норма права».

2. Перечислите признаки нормы права.

3. Какие признаки нормы права можно отнести к общим, свойственным всем социальным нормам, а какие – к специфическим, свойственным только правовым нормам?

4. Назовите критерии классификации правовых норм.

5. Охарактеризуйте исходные (отправные, учредительные) нормы права?

6. Как соотносятся логическая структура нормы права и юридическая структура нормы права?

7. Какую гипотезу относят к отрицательным?

8. Чем отличается простая диспозиция от описательной?

9. Какая разновидность санкций предусматривает возложение на правонарушителя основного и дополнительного наказания?

10. Какие варианты соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта имеют место в российской правовой системе?

Тема 13
СИСТЕМА ПРАВА

 

 

Основные понятия и категории темы: система права; отрасль права; подотрасль права; правовой институт; субъинститут права; норма права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; императивный метод правового регулирования; диспозитивный метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право; международное право; национальное право.

 

Система права –это исторически сложившееся, объективно существующее внутреннее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его правовых норм, объединенных по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности).


Объективность системы права состоит в том, что внутреннее строение права предопределяется реально сложившейся системой общественных отношений и не зависит от субъективного усмотрения законодателя. Объективность существования системы права подтверждается тем, что в современных государствах имеют место однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований система права сохраняет стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках существующей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю.

Целостность и структурированность системы права основывается на том, что все правовые нормы, составляющие систему права, являются частью единого, целого права.

Непротиворечивость и согласованность правовых норм, составляющих право, означает, что входящие в систему права правовые нормы обусловлены единством целей и задач правового регулирования, едиными правовыми принципами, определяющими сущность права. При этом регулирующая сила правовых норм невозможна без их согласованности и общей целенаправленности. Право, разделяясь на определенные элементы (отрасли, подотрасли, правовые институты, субъинституты, нормы права), оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения всей совокупностью юридических средств. Чем больше элементы системы права согласованы между собой, тем эффективнее право.


 
 


 
 

 
 


Норма права (правовая норма):

правило юридически значимого поведения;

«живая клеточка» права;

«кирпичик» права;

исходный элемент права.

 

Институт права (правовой институт) – небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Институт права – это не любое произвольное сочетание правовых норм, это – упорядоченная совокупность норм, которые связаны между собой юридическим содержанием и отношением к регулируемым общественным отношениям.

Если институт права содержит множество разнообразных правовых норм, внутри него могут быть выделены группы норм права, выражающие особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений – субинститут. Субинституты выделяются в таких правовых институтах, как, например, институт собственности, институт купли-продажи, институт трудового договора.

 

 
 

Отрасль права – это наиболее крупная обособленная совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.).

Предмет правового регулирования – общественные отношения, которые требуют регулирования нормами права. Не все общественные отношения могут становиться предметом правового регулирования. Отношения между людьми могут регулироваться и другими видами социальных норм (религиозными нормами, моральными нормами, этическими нормами и др.).

Метод правого регулирования – совокупность способов, посредством которых осуществляется воздействие на поведение участников правовых отношений.




Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.