Несовпадение российских и европейских квалификаций (степеней) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Несовпадение российских и европейских квалификаций (степеней)

2017-10-01 165
Несовпадение российских и европейских квалификаций (степеней) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из основных задач реформирования европейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса является принятие единой структуры сопоставимых и согласованных квалификаций (степеней), присваиваемых выпускникам европейских вузов. Под квалификацией (степенью) в образовательной системе понимается уровень профессиональной подготовленности выпускника, необходимый для осуществления им определенных видов и задач профессиональной деятельности.

В мировых образовательных системах существуют различные архитектуры (модели) квалификаций (степеней), которые постоянно видоизменяются под влиянием следующих основных факторов:

· сокращение сроков получения квалификаций (степеней);

· расширение практики введения в учебный процесс двухуровневой системы подготовки (бакалавр — магистр) параллельно традиционно существующей;

· стирание границ между вузами различных видов (университет, академия, институт) при реализации образовательных программ по различным направлениям и специальностям подготовки;

· интеграция национальных образовательных систем.

Наиболее сложным и важным моментом в архитектуре квалификаций (степеней) образовательных систем является принятие первого уровняквалификации (степени). Первый уровень высшего образования будет востребован личностью, обществом и государством, если:

· он гарантирует получение такой подготовленности выпускника, которая обеспечивает ему возможность осуществления определенных видов профессиональной деятельности;

· он обеспечивает необходимую подготовку выпускника для освоения основных образовательных программ следующего уровня;

· работодатели заинтересованы в участии в процессе подготовки специалистов и в приеме их на основе хорошей информированности об их квалификационных возможностях;

· студенты имеют мотивацию к получению образования (квалификации (степени) и поэтому соблюдают требования учебного процесса;

· вузы заинтересованы в подготовке выпускников требуемого профиля и качества при наличии необходимого финансирования.

В европейских странах приняты следующие обобщенные степени в системе высшего образования: «кандидат» (2–3 года), «лицензиат» (2–3 года), «бакалавр» (3–4 года), «магистр» (4–5 лет), «дипломированный специалист» (5–7 лет), «доктор» (8–9 лет). Эти степени в каждой стране имеют свои названия и по-разному соотносятся между собой.

Для образовательных систем США и ряда европейских стран по отдельным профессионально-образовательным областям (строительство, медицина, техника и др.) квалификации (степени) не присваиваются. Обычно такие квалификации (степени) присваиваются профессиональными сообществами лицам, имеющим соответствующее образование и обязательно опыт профессиональной деятельности (3–5 лет), а также при выполнении ими определенных требований.

В России законодательно принято профессиональное образование, каждый уровень которого, в том числе и высшее профессиональное, должен обеспечивать получение обучающимся специальности и соответствующей квалификации. Квалификации выпускников высших учебных заведений, удостоверенные дипломами о высшем профессиональном образовании, обеспечивают им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в ГОС по конкретным направлениям подготовки и специальностям ВПО. Квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному уровню.

Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены три ступени ВПО, каждой из которой соответствует своя основная образовательная программа. По результатам освоения любой из них выпускнику присваивается соответствующая квалификация (степень), а именно:

· квалификация (степень) «бакалавр»,

· квалификация «дипломированный специалист»,

· квалификация (степень) «магистр».

Закон определяет минимальные сроки освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени):

· «бакалавр» — не менее чем четыре года;

· «дипломированный специалист» — не менее чем пять лет;

· «магистр» — не менее чем шесть лет.

Болонская декларация рекомендует европейским странам-участникам организовывать двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием: базовую (бакалавр) и последипломную (магистр). Освоение образовательных программ первого уровня продолжительностью не менее 3-х лет дает возможность получения квалификации (степени) бакалавра с признанием ее на европейском рынке труда. Обучение на втором уровне, общей продолжительностью вместе с первым не менее 5 лет, ведет к получению квалификации (степени) магистра.

Перечисленные типы российских и европейских квалификаций оказываются на практике трудно совместимыми.

Выработка общеевропейского консенсуса в сопоставимости квалификаций (степеней) должна быть направлена на определение того, какие профессиональные навыки должны иметь выпускники по завершении своего образования. Решение этой задачи методологически связывается с компетентностным подходом или компетентностной моделью специалиста. Преимущество компетентностного подхода заключается в возможности сохранения гибкости при реализации образовательных программ и учебной автономии обучающихся.

Создание сопоставимой системы степеней потребует серьезного изменения целей и задач современного высшего образования, в том числе изменения содержания методов и форм обучения, контроля и оценки качества. Определение результатов обучения в терминах компетенций и использование общей методологии определения трудоемкости образовательных программ в зачетных единицах (з. е.) будут способствовать достижению сравнимости различных систем высшего образования, структур и содержания программ, а соответственно и сопоставимости квалификаций (степеней).

Таким образом, решение проблемы формирования согласованной структуры европейских квалификаций (степеней) сводится к решению следующих первоочередных задач:

· разработка нового поколения единых ГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям) на основе компетентностного подхода;

· введение согласованных параметров оценки трудоемкости образовательных программ (модулей, дисциплин) в зачетных единицах, установленное количество которых определяет получение соответствующей квалификации — бакалавр (180­–240 з. е.), магистр (360 з. е.);

· разработка на основе ГОС учебных планов, программ дисциплин, практик, оценочных материалов.

Несоответствие наименований направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования России общеевропейским

Действующий в настоящее время Перечень направлений и специальностей ВПО включает порядка 150 наименований направлений подготовки бакалавров и магистров, около 80 специальностей, 80 направлений подготовки дипломированных специалистов, объединяющих 377 специальностей.

Количество наименований специальностей и направлений в десятки раз превышает число имеющихся направлений подготовки в университетах Европы. Кроме количественной характеристики перечня важно его содержание. Часто одними и теми же названиями обозначаются различные специальности (направления) и наоборот. Этот фактор снижает мобильность студентов как при переходе из одного российского вуза в другой, так и при переходе из российских вузов в европейские, препятствует признанию дипломов, снижает мобильность выпускников на рынке труда. В последние годы проводится работа по укрупнению специальностей (введены группы специальностей под общим названием). Однако эта работа проводится без учета согласования и сопоставимости (эквивалентности) квалификаций и специальностей, принятых в европейских странах.

В этой связи целесообразно разработать Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, включающий в себя 25–30 бакалаврских направлений и 70–80 магистерских, что позволит в первом приближении сблизить направления подготовки с общеевропейскими.

Отсутствие внутривузовских, соответствующих общеевропейским, систем качества образования

В последние годы заметно стремление вузов разработать внутривузовские системы качества с целью последующей их сертификации в Госстандарте России или в одном из общеевропейских центров сертификации. При том, что все эти системы основаны на положениях ИСО 9001–2000, они существенно различаются. В то же время, Болонская декларация предполагает развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и мероприятий.

Европейская система качества включает в себя:

· хорошо функционирующую систему внутренней гарантии качества на уровне факультета или вуза;

· надежно работающую систему внешней экспертизы качества образовательных программ или оценку качества на национальном уровне;

· внешнюю экспертизу образовательных программ на европейском уровне.

В настоящее время в России достаточно надежно и эффективно работает внешняя для вузов система государственной аттестации и аккредитации образовательных программ, которая позволяет оценивать качество образования. Однако практически отсутствует внешняя экспертиза на общеевропейском уровне.

Проблема здесь и в том, что процедуры создания систем качества и внешних (европейских) экспертиз требуют существенных затрат. Так, стоимость создания и поддержания внутривузовской системы качества можно оценивать примерно в 1000 рублей в год на одного студента. Внешняя экспертиза на общеевропейском уровне только по одному направлению подготовки оценивается в 1,5–2 млн. руб.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.