Влияние дифференциации социально-экономического развития регионов Российской Федерации на реализацию основных положений Болонского процесса — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Влияние дифференциации социально-экономического развития регионов Российской Федерации на реализацию основных положений Болонского процесса

2017-10-01 182
Влияние дифференциации социально-экономического развития регионов Российской Федерации на реализацию основных положений Болонского процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За последние 15 лет динамика социально-экономического развития Российской Федерации определялась весьма существенными сдвигами как в политических, так и в экономических структурах при резком возрастании остроты различных социальных проблем. При этом любые нововведения или реформы в той или иной отрасли (направлении), как правило, воспринимаются обществом весьма настороженно и часто ведут к усилению социальной напряженности.

Одним из таких «раздражающих» факторов, даже при всех его положительных моментах, безусловно, станут мероприятия, связанные с реализацией Болонского процесса.

Сразу следует отметить, что, скорее всего, только два субъекта федерации (Москва и Санкт-Петербург), а также небольшое число других крупных вузовских центров в большинстве своем готовы принять все идеи и положения Болонской декларации как реальную возможность скорейшей интеграции в европейское образовательное пространство, т. е. примут этот процесс как положительный фактор. Чтобы ответить на вопрос, каким образом идеи Болонского процесса воспримут остальные 87 субъектов федерации, необходимо провести детальный анализ основных показателей, характеризующих их социально-экономическое развитие именно в разрезе региональной дифференциации.

Известно, что регионы отличаются территориальной организацией материальной и экономической базы социальных отношений общества, историческими, демографическими, национальными, культурными, этническими, природными и другими особенностями и имеют различный социально-экономический потенциал.

Следует ожидать, что региональные факторы, определяющие «статус-кво» конкретного субъекта Российской Федерации, приведут к возникновению в нем ряда проблем по практической реализации основных положений Болонской декларации, например:

· существенная дифференциация в социально-экономическом развитии не позволит реально воплотить идею свободного перемещения преподавателей и обучающихся как внутри Российской Федерации, так и в пределах общеевропейского образовательного пространства, т. е. не позволит реализовать принцип мобильности;

· для студентов из малообеспеченных семей и одновременно из слаборазвитых регионов (невозможность оказания помощи таким семьям вследствие отсутствия региональных средств) принцип мобильности также будет являться не более чем декларацией, прежде всего по экономическим причинам;

· дифференциация в социально-экономическом развитии регионов часто обусловливает дифференциацию развития вузов в регионах, в первую очередь их материальной, учебной и научной базы, кадрового потенциала; при этом возможны, вообще говоря, отклонения от среднего уровня как в лучшую, так и худшую стороны;

· неравномерность распределения учреждений высшего профессионального образования по территории России с учетом ее огромной территории не позволит в будущем реализовать в полной мере принцип академической мобильности;

· в условиях «расслоения» регионов по их экономическому развитию может возникнуть тенденция уменьшения миграционных потоков молодежи из региона и тенденция уменьшения оттока средств, затрачиваемых населением региона на обучение, в ведущие вузовские центры и экономически развитые регионы, поддерживаемая административными действиями, направленными на «регионализацию» системы образования и «автономизацию» ее от других регионов; одновременно с этим может возникнуть и проблема изоляции и внутри вузов по отношению к перемещению кадров и обучающихся;

· неразвитость федерального и, особенно, регионального рынка труда, рынка аренды жилья и другой обеспечивающей социальную мобильность инфраструктуры также приведет к определенным проблемам в практической реализации принципа как внутренней, так и внешней мобильности.

Следует отметить, что в настоящее время в тех или иных формах внутренняя мобильность обучающихся относительно невелика и регулируется государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, обеспечивающими единое образовательное пространство. Очевидно, что по мере практической реализации основных положений Болонской декларации внутренняя мобильность, как и внешняя, будет регулироваться уже болонскими принципами формирования единого общеевропейского образовательного пространства.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.