Россия и МИР на современном этапе. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Россия и МИР на современном этапе.

2017-09-30 545
Россия и МИР на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смена политического руководства страны на рубеже веков. В.В. Путин. Укрепление государства и усиление центральной власти: контртеррористическая операция в Чечне, создание федеральных округов, реформа Совета Федерации, основные направления реформирования политической системы. Курс на экономическую стабильность. Приоритетные национальные проекты как средство ускорения развития страны. Президентские выборы 2008 г. Избрание Президентом России Д.А. Медведева. Сохранение политической преемственности. Избрание В.В. Путина на президентских выборах 2012 г.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Противоречивые тенденции в развитии. Россия в системе международного разделения труда. Создание Таможенного союза (2007) развитие торгово-экономических связей с Беларусью и Казахстаном. Мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Вступление России в ВТО (2012 г.). Проблемы выбора внешнеэкономических приоритетов.

Россия и страны СНГ. «Цветные» революции на постсоветском пространстве: «революция роз» в Грузии (2003), «тюльпановая революции» в Киргизии (2005). Политические процессы на Украине: «оранжевая революция»(2004) и майдан (2014). Обострение отношений с Россией. Признание Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии (2008), присоединение Крыма (2014).

 

Исторический источник. Из воспоминаний журналиста-аграрника Ю. Черниченко, 1970 г.

«Целина была счастьем моего поколения… В первые два года на восток уехало больше семисот тысяч человек. Но к пятому урожаю в нашей Кулундинской степи от первых эшелонов остались считанные семьи. Ибо потянулись черные бури, снег стал как зола, пошли неурожаи… хлопцы целинники, содравшие плугами защитный дерн, увидели вскоре черное небо и разъехались…»

1. Раскройте противоречивость «целинной эпопеи», опираясь на свидетельство Ю. Черниченко.

 

Исторический источник. А. Сахаров. Из статьи «Неизбежность перестройки», 1988 г.

«Что касается КГБ, то в семидесятые – восьмидесятые годы очень характерно новое усиление этой организации, после некоторой потери влияния в пятидесятые – шестидесятые. При этом роль КГБ оказывается неоднозначной. С одной стороны – безжалостные репрессии против инакомыслящих. С другой стороны, именно КГБ оказался благодаря своей элитарности почти единственной силой…»

1. Закончите мысль А. Д. Сахарова о позитивной роли КГБ в 1970–1980-е годы.

2. С чем связано ослабление влияния КГБ в 1950–1960-е гг. и усиление этой организации в последующие два десятилетия?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Занятие 1.

1. Каковы новые элементы советской внешней политики 1953–1964 гг.?

2. В чем причины незавершенности и непоследовательности демократизации советской политической системы и партийной жизни?

3. Перечислите основные черты советского образа жизни в 1950–1970-е гг.

4. В чем проявилась противоречивость курса КПСС в деревне (1953–1982)?

5. Каковы основные достижения хозяйственной реформы 1965 г. и причины ее неудачи?

6. Охарактеризуйте основные положения доктрины Брежнева.

7. В чем заключается сущность и глобальный характер научно-технической революции?

8. Какой смысл вкладывается в понятие «застой»?

9. Назовите кризисные явления в советском обществе к середине 1980-х гг.

Занятие 2.

1. Каковы цели, сущность и задачи перестройки? Укажите ее достоинства и недостатки.

2. Дайте характеристику основным общественным и политическим течениям эпохи перестройки.

3. В силу каких причин произошел отказ от политики перестройки?

4. Назовите важнейшие причины распада СССР и те последствия, к которым он привел.

5. Раскройте основные этапы политического союза и противостояния Горбачева и Ельцина. Назовите причины, позволившие Ельцину стать лидером России.

6. В чем суть радикальной экономической реформы?

7. Каковы особенности политической борьбы в России на современном этапе?

8. В чем состоят отличительные черты федеральных отношений в современной России?

9. Как проявляется глобализация?

10. Как повлияла террористическая угроза на международные отношения?

 

Темы рефератов.

· Влияние «оттепели» на духовную жизнь советского общества.

· Несостоявшийся триумвират: борьба за власть после смерти Сталина.

· Развитие высшего образования в Мордовии: Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева.

· Индустриальное развитие Мордовии в 1950–1960-е гг.

· Эпоха и личность: Л. И. Брежнев.

· Государственная деятельность Ю. В. Андропова.

· Война в Афганистане.

· Судьба реформ и реформаторов в России (на примере российской истории ХХ в.).

· Политическая реформа в современной России.

· Конституция РФ о федеративном устройстве и местном самоуправлении.

· Партии и движения в современной России.

· Экономическая и политическая реформа в современной Мордовии.

· Межнациональные отношения в Республике Мордовия.

· Российский федерализм и его особенности.

· Конституционный кризис 1993 г.

· Правительственный кризис 1998 г.

· Е. М. Примаков: политический портрет.

· Контртеррористическая операция в Чечне 1999 г.

· Распад мировой долларовой системы.

· Б. Н. Ельцин: политический портрет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абалкин Л. И. Россия: поиск самоопределения / Л. И. Абалкин. – М.: Наука, 2005. – 747 с.

Абдулатипов Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации / Р. Г. Абдулатипов. – М.: Классика Стиль, 2007. – 552 с.

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. – 2-е изд. М.: Рюид, Сашко, 2000. – 668 с.

Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР / Л. М. Алексеева. – М.: Весть, 1992. – 348 с.

Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. 1985–1991 гг.: курс лекций / А. С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

Безбородов А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993 / А. Безбородов, Н. Елисеева, В. Шестаков. – СПб.: Норма, 2010. – 216 с.

Бокарев Ю. П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе. 1970–1980-е гг. / Ю. П. Бокаев. – М.: Наука, 2007. – 381 с.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 / Дж. Боффа. – М.: Междунар. отношения, 1994. – 256 с.

Вдовин А. И. Российская нация / А. И. Вдовин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 198 с.

Гордин Я. А. Кавказ: земля и кровь / Я. А. Гордин. – СПб.: Звезда, 2000. – 464 с.

Два президентских срока В. В. Путина. Динамика перемен. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 414 с.

Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. – М.: Росспэн, 2009. – 400 с.

Денисова Л. Н. Исчезающая деревня России: Нечерноземье в 1960–1980-е годы / Л. Н. Денисова. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1996. – 215 с.

Жуков В. И. Реформы в России: 1985–1995 гг. / В. И. Жуков. – М.: Союз, 1997. – 415 с.

Жуков Д. А. Войны на руинах СССР / Д. А. Жуков. – М.: изд-во Яуза, Эксмо, 2010. – 256 с.

Иванченко А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А. В. Иванченко, А. Е. Любарев. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 222 с.

Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация / С. Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 640 с.

Квицинский Ю. А. Иуды, или Колесо Предательства / Ю. А. Квицинский. – М.: Печатные традиции, 2009. – 640 с.

Кива А. В. Российские реформы в контексте мирового опыта / А. В. Кива. – М.:, 2005.

Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе: 1953 – начало 1980-х гг. / В. А. Козлов. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 416 с.

Коргунюк Ю. Г. Становление партийной системы в современной России / Ю. Г. Коргунюк. – М.: Фонд Индеп, 2007. – 544 с.

Лопатников Л. И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России / Л. И. Лопатников. – СПб.: Норма, 2010. – 320 с.

Национальная политика России: история и современность / под ред. С. В. Кулешова. – М.: Наука, 1997. – 308 с.

Никонова С. И. Духовная жизнь советского общества в 1965–1985 гг.: идеология и культура / С. И. Никонова. – Казань: изд-во КГУ, 2006. – 228 с.

Пихоя Р. Г. СССР: история власти. 1945–1991 / Р. Г. Прихоя. – М.: РАГС, 1998. – С. 272–720.

Пихоя Р. Г. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х–1991 гг. / Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов. – М.:, 2008. –

Примаков Е. Мир без России. К чему ведет политическая близорукость / Е. Примаков. – М.: Российская газета, 2009. – 102 с.

Россия и страны ближнего зарубежья: история и современность / редкол.: С. Л Тихвинский и др. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1995. – 280 с.

Семенов В. С. Социализм и революции XXI века. Россия и мир / В. С. Семенов. – М.: Либроком, 2009. – 656 с.

Сенявский А. С. Российский город в 1960–1980-е гг. / А. С. Сенявский. – М.: Ин-т рос. истории РАН, 1995. – 264 с.

Симчера В. М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900–2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы / В. М. Симчера. – М.: Экономика, 2007. – 688 с.

Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В. Ю. Сурков. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – 49 с.

Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза / отв. ред. Г. Н. Севостьянов. – М.: РАН, Ин-т рос. истор., 2005. – 600 с.

Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / О. И. Шкаратан. – М.: Олма Медиа групп, 2009. – 560 с.

Шубин А. В. Золотая осень, или Период застоя. СССР в 1975–1985 гг. / А. В. Шубин. – М.: Вече, 2008. – 352 с.

Ясин Е. Г. Модернизация России / Е. Г. Ясин. – В 2 кн. М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 540 с.

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

 

Студенты, изучающие курс «История» должны уделять особое внимание самостоятельной работе. Преподаватель организует, контролирует и направляет деятельность студента. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя делится на следующие группы.

1. Подготовка к семинарским занятиям.

Самостоятельная работа студентов находится в тесной связи с лекционным материалом, прочитанным преподавателем. Во время прочтения лекции преподаватель должен выделить главные вопросы рассматриваемой проблемы. При подготовке к семинарским занятиям используется методическая литература, разработанная кафедрой. Например, «Отечественная история: прогр. курса и планы семинарских занятий», «Отечественная история: учеб. пособие», «Отечественная история: хронологический справочник». Это позволяет им более углубленно освоить курс «История», обратить большее внимание на вопросы хронологии, терминологии и методологии.

Важную роль при подготовке к семинарским занятиям играет работа студентов с источниками и учебной литературой. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных работах по предполагаемой тематике. Студент, обращаясь к источнику, обогащает свои знания.

Преподаватель, направляя самостоятельную работу студента при подготовке к семинару, должен указать на наличие разных точек зрения на рассматриваемую проблемы.

2. Подготовка к контрольным работам. Преподаватель заранее должен определить тематику контрольных работ (они даны в методической литературе).

Студент при подготовке к контрольным работам должен работать с лекционным материалом, прочитанным преподавателем. Он также должен опираться на методическую литературу. При подготовке к контрольной работе преподавателю необходимо указать студентам необходимую литературу.

3. Подготовка к написанию реферата. Студент при помощи преподавателя определяет тематику для написания работы. Он должен работать с учебной литературой, которая определяется в методической литературе, а также индивидуально преподавателем. Базой для написания реферата являются первоисточники.

Преподаватель координирует работу по написанию рефератов, проводятся индивидуальные и групповые консультации со студентами.

4. Подготовка к экзаменам. Она идет непосредственно в ходе изучения курса «История» и состоит из следующих компонентов:

а) работа с лекционным материалом, который является во многом определяющим при подготовке к экзамену;

б) работа с учебной и методической литературой, которую в течение года рекомендует преподаватель;

в) участие в консультациях, на них преподаватель должен помочь студенту разобрать все непонятные вопросы.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.