Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-30 | 472 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экологии моря
Назимко Е.И., Семенова А.Ю.
ОБЩЕЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Конспект лекций
для студентов направленияподготовки
05.03.06 «Экология и природопользование
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2016 г.
УДК 502.15+502.171-027.541
Составители: Назимко Е.И., д-р техн. наук, профессоркафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Семенова А.Ю., ассистент кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Рецензент: Малько С.В., канд. биол. наук, доцент кафедры экология моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ___от__________20___ г.
Зав. кафедрой ____________ Е.И. Назимко
Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации
на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ___от_________20___ г.
©ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………4
Раздел 1. Общее ресурсоведение………………………………………………...6
Тема 1 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………….6
1.1 Цель и задачи курса. Основные термины и понятия ресурсоведения …….6
1.2 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………………7
Тема 2. Классификация природных ресурсов………………………………….10
Тема 3. Учет природных ресурсов……………………………………………...12
Тема 4. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны………..15
Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов……………………….21
Раздел 2. Региональное природопользование………………………………….29
Тема 6. Функциональная и территориальная структура региона……………..29
Тема 7. Место и роль отраслей природопользования в
воспроизводственном процессе региона………………………………………..36
Список использованной и рекомендуемой литературы.. ……………………44
Введение
Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс, непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.
|
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.
Целью данного конспекта является формирование у студентов представления о географических аспектах природопользования, осмысление глубоких взаимосвязей между природной базой территории и формирующимся на ее основе производственным комплексом, рассмотрение наиболее типичных пространственных форм природопользования.Является основой лекционного курса учебной дисциплины «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» для студентов направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование очной и заочной форм обучения. Курс лекций позволит обучающимся студентам изучить основные проблемы природопользования, реализующегося в различных регионах Российской Федерации, освоить способы рационального природопользования и прогнозирование данного процесса и проанализировать характер взаимосвязи природно-ресурсного потенциала и социально-экономического комплекса региона.
|
Предлагаемый конспект лекций по учебной дисциплине «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» составлен в соответствии с рабочей программой. В нем включено 2 раздела из 7 тем, которые охватывают весь курс, предусмотренный программой для студентов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы | Наименование темы | Ориентировочное количество часов |
Раздел 1. Общее ресурсоведение | ||
Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал | ||
Классификация природных ресурсов | ||
Учет природных ресурсов | ||
Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны | ||
Трудовые ресурсы как база развития регионов | ||
Раздел 2. Региональное природопользование | ||
Функциональная и территориальная структура региона | ||
Место и роль отраслей природопользования в воспроизводственном процессе региона |
При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Ландшафтоведение», «Общая экология», «География», «Геоэкология»и другие. Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, используются при изучении таких дисциплин как «Устойчивое развитие», «Рекреационные ресурсы и экотуризм» и других дисциплин профессионального цикла.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экологии моря
Назимко Е.И., Семенова А.Ю.
ОБЩЕЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Конспект лекций
для студентов направленияподготовки
05.03.06 «Экология и природопользование
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2016 г.
УДК 502.15+502.171-027.541
Составители: Назимко Е.И., д-р техн. наук, профессоркафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Семенова А.Ю., ассистент кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Рецензент: Малько С.В., канд. биол. наук, доцент кафедры экология моря ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ___от__________20___ г.
Зав. кафедрой ____________ Е.И. Назимко
Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации
на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
|
протокол № ___от_________20___ г.
©ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………4
Раздел 1. Общее ресурсоведение………………………………………………...6
Тема 1 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………….6
1.1 Цель и задачи курса. Основные термины и понятия ресурсоведения …….6
1.2 Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал……………………7
Тема 2. Классификация природных ресурсов………………………………….10
Тема 3. Учет природных ресурсов……………………………………………...12
Тема 4. Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны………..15
Тема 5. Трудовые ресурсы как база развития регионов……………………….21
Раздел 2. Региональное природопользование………………………………….29
Тема 6. Функциональная и территориальная структура региона……………..29
Тема 7. Место и роль отраслей природопользования в
воспроизводственном процессе региона………………………………………..36
Список использованной и рекомендуемой литературы.. ……………………44
Введение
Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования. Диалектика природы и общества есть процесс, непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.
|
Целью данного конспекта является формирование у студентов представления о географических аспектах природопользования, осмысление глубоких взаимосвязей между природной базой территории и формирующимся на ее основе производственным комплексом, рассмотрение наиболее типичных пространственных форм природопользования.Является основой лекционного курса учебной дисциплины «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» для студентов направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование очной и заочной форм обучения. Курс лекций позволит обучающимся студентам изучить основные проблемы природопользования, реализующегося в различных регионах Российской Федерации, освоить способы рационального природопользования и прогнозирование данного процесса и проанализировать характер взаимосвязи природно-ресурсного потенциала и социально-экономического комплекса региона.
Предлагаемый конспект лекций по учебной дисциплине «Общее ресурсоведение и региональное природопользование» составлен в соответствии с рабочей программой. В нем включено 2 раздела из 7 тем, которые охватывают весь курс, предусмотренный программой для студентов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» дневной и заочной формы обучения.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы | Наименование темы | Ориентировочное количество часов |
Раздел 1. Общее ресурсоведение | ||
Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал | ||
Классификация природных ресурсов | ||
Учет природных ресурсов | ||
Природные ресурсы, проблемы их использования и охраны | ||
Трудовые ресурсы как база развития регионов | ||
Раздел 2. Региональное природопользование | ||
Функциональная и территориальная структура региона | ||
Место и роль отраслей природопользования в воспроизводственном процессе региона |
При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Ландшафтоведение», «Общая экология», «География», «Геоэкология»и другие. Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, используются при изучении таких дисциплин как «Устойчивое развитие», «Рекреационные ресурсы и экотуризм» и других дисциплин профессионального цикла.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!