Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Композиция, сюжет, герои. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Композиция, сюжет, герои.

2017-09-30 1143
Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Композиция, сюжет, герои. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели урока:

1. Открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников; понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.

2. Рассмотреть сюжет, идейное и композиционное своеобразие одной из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

 

Ход урока

I. Вступительное слово о Н. В. Гоголе

Н. В. Гоголь — один из величайших русских писателей. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.

Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывалась постепенно, поражая все более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю. В. Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика.

«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

 

II. Викторина

Многие биографические факты, а также произведения известны учащимся, так как они изучались в предыдущие годы. Урок целесообразно начать с викторины.

Вопросы:

— Где и когда родился Гоголь?

— Какое образование получил Гоголь? (С 1818—1820 гг. учился в Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко).

— Какие науки изучал Гоголь в гимназии?

— Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? («Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы».)

— Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? (В 1829 году под псевдонимом В. Алов).

— Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? (Комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души»).

— В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? (В Александрийском театре в 1836 году).

— Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).

— Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!» (Тарасу Бульбе).

— Кому принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель...» (Хлестакову, комедия «Ревизор»).

— Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Город находится между Пензой и Саратовом).

 

III. Слушаем сообщения учащихся

Темы сообщений:

1. Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.

2. Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель.

3. Гоголь и театр.

4. Последние дни писателя.

Остальные учащиеся в ходе сообщений делают записи в тетрадях.

 

IV. Беседа по теме урока

— Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?

— Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?

— В чем причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?

Пояснения.

При освещении жизни писателя необходимо сделать акцент на том, что с юных лет Гоголь много трудился, читал. Еще в Нежине увлекался чтением А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Г. Р. Державина.

Нужно также упомянуть о «Книге всякой всячины» — своеобразном дневнике, который Гоголь начал вести за два года до окончания гимназии, где записывал всевозможные сведения в алфавитном порядке.

 

Тема 2.1.

А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии Островского.

Цели урока: раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать учащимся о жизни и творчестве драматурга.

 

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфов, плана урока План.

1. «Колумб Замоскворечья». Биографическая справка.

2. А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Малый театр.

3. Место А. Н. Островского в литературной борьбе идей ХIХ в.

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.

 

«Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».

А. Н. Островский Автобиографическая записка

 

II. Слово учителя

У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5—6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871 г.

Наша задача — познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

Всмотритесь в портрет А. Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его — свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В. Я. Лакшин).

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья — покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.