Сущность характеристики форм инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность характеристики форм инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.



Содержание, характеристика основных понятий инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность».

Новация (новшество)– это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

- во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

- во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

- в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);

5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса).



В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

Инновационная деятельность — это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Различают несколько видов инноваций:

- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

Содержание, характеристика основных понятий инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность».



Новация (новшество)– это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

- во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

- во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

- в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);

5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса).

В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

Инновационная деятельность — это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Различают несколько видов инноваций:

- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

 

Сущность характеристики форм инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.

 

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный);

2) простой межорганизационный (или товарный);

3) расширенный.

Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

а) формы принятия решения;

б) способа передачи информации;

в) свойств социальной системы;

г) свойств самого нововведений.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

 

3. Классификация инноваций. Состав и содержание сферы инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций, инновационная инфраструктура.

А. Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов.
Основу ее составляют следующие признаки.

1. Как источник идеи для инновации могут выступать:

а) открытие, научная идея, научная теория, явление;

б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;

в) рационализаторские предложения;

г) прочие ситуации.

2. Вид новшества.

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:

а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;

б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;

в) живых организмов, растений;

г) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;

д) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.; ж) услуги;

е) прочих решений.

3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;

- маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;

- логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;

- социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

4. По областям применения в сферах обслуживания:

а) образование;

б) питание;

в) спорт и молодежь;

г) культура и шоу;

д) здравоохранение;

е) правовое обслуживание и охрана;

ж) туризм;

з) торговля;

и) финансовое обслуживание;

к) другие.

5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

а) мировой новизны;

б) отечественной новизны;

в) отраслевой новизны;

г) новые для фирмы;

д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;

е) обновленные товары и услуги;

ж) товары и услуги с измененным позиционированием;

з) с сокращенными издержками (производственные инновации).

6. Масштабы распространения инноваций:

а) транснациональные;

б) народнохозяйственные и федеральные;

в) региональные;

г) муниципальные;

д) в рамках объединений и ассоциаций;

е) в рамках организации;

ж) в рамках подразделения.

7. Широта воздействия инноваций:

а) глобальное, мировое;

б) народнохозяйственное, национальное;

в) отраслевое;

г) локальное.

8. Темпы осуществления инноваций:

а) быстрые, нарастающие;

б) замедленные, равномерные;

в) медленные, затухающие.

9. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

а) исследования;

б) разработки;

в) промышленное производство;

г) маркетинг;

д) логистика;

е) диффузия;

ж) рутинизация;

з) сервисная поддержка.

10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные или базовые;

б) улучшающие;

в) модификационные или частные.

11. По преемственности:

а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей;

в) замещяющие;

г) отменяющие;

д) ретровведения.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.