Тема 1. Возникновение древнерусской литературы (конец X – первая половина XI вв.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Возникновение древнерусской литературы (конец X – первая половина XI вв.)

2017-09-30 688
Тема 1. Возникновение древнерусской литературы (конец X – первая половина XI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Курс истории русской литературы Х - XVIII вв. является составной частью курса «Литература», входящего в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (раздел «Общие профессиональные дисциплины») в области культуры и искусства по специальностям 053000 «Народное художественное творчество», 052800 «Музейное дело и охрана памятников», 020600 «Культурология».

«История русской литературы X – XVIII вв.» - первый историко-литературный курс, изучаемый студентами. Он ставит своей целью показать неразрывность литературного процесса Средневековья и Нового времени, выявить различные уровни и характер взаимодействия национальной и инонациональной культур, фольклора и литературы.

Задачей курса является не только усвоение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство студентов со своеобразным миром русского Средневековья и XVIII столетия, выявление эстетической сущности как начального, так и последующих этапов формирования и развития русской литературы.

По структуре лекционный курс состоит из двух больших тематических блоков: «Русская литература X – XVII вв.» и «Русская литература XVIII века». Оба периода в развитии отечественной словесности представляют огромный интерес для исследователей, занимающихся изучением истории русской литературы. При этом необходимо помнить, что два этих этапа существенно отличаются друг от друга художественно-эстетическими особенностями литературных текстов, их стилем, жанровой системой.

В программе применяется культурологический подход к анализу литературных явлений в русской словесности. Уделяется внимание вопросам религиозно-философского, этико-эстетического характера, проблемам поэтики художественного произведения.

В процессе изучения курса студенты должны хорошо усвоить и представлять характер и закономерности развития русской литературы изучаемого периода, основные особенности литературных эпох и стилей (монументальный историзм, орнаментальный стиль, барокко, классицизм, просвещение, сентиментализм). В связи с этим в каждом периоде выделяются наиболее важные произведения русской литературы, изучается творчество тех писателей, которые наиболее ярко представляют литературную эпоху. Также при изучении курса студентам необходимо ознакомиться с рядом теоретических понятий, используемых при характеристике литературного процесса или для анализа художественного произведения (список основных приводится в перечне ключевых слов).

В процессе изучения, анализа художественных произведений студентам предлагается вести (по желанию) «читательский дневник», содержащий выписки наиболее значимых, с точки зрения, анализа цитат или отдельных фрагментов текста. Дневником разрешается пользоваться на экзамене при устном ответе, но при условии отсутствия в нем посторонних записей: энциклопедических статей, конспектов научно-исследовательских статей и др.

Курс «История русской литературы X – XVIII вв.» читается в течение первого семестра и включает 26 часов лекционных занятий, 8 часов практических (семинарских) занятий и самостоятельную работу студента над художественными текстами и литературой по проблемам, изучаемым в лекционном курсе. В течение семестра проводятся две контрольные работы (после каждого раздела курса), ставящие своей целью выявить уровень усвоения студентом учебного материала.

Заканчивается курс экзаменом, на котором студент должен показать умение анализировать художественный текст. Методика анализа, построенная на основе системного и целостного принципов литературоведения, будет предложена в ходе чтения лекционного курса.

При подготовке учебно-методического комплекса «История русской литературы X – XVIII вв.» были учтены рекомендации, содержащиеся в современных научно-методических изданиях по изучению литературы Древней Руси XVIII века: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. О.М. Анисимова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятнов. Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высшая школа, 1994; Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X – XVIII вв.»

Наименование темы Всего часов Лекции Практические занятия
Раздел 1. Русская литература X – XVII вв.      
1.1. Возникновение древнерусской литературы     -
1.2. Литература Киевской Руси      
1.3. Литература периода феодальной раздробленности Руси      
1.4. Литература периода татаро-монгольского нашествия     -
1.5. Литература централизованного Русского государства     -
1.6. Литература формирующейся русской нации     -
Итого по разделу      
Раздел 2. Русская литература XVIII века      
2.1. Введение в историю русской литературы XVIII века     -
2.2. Литература Петровского времени     -
2.3. Классицизм как художественный метод      
2.4. Жанры «высокой поэзии» в русской литературе XVIII века     -
2.5. Просветительский классицизм     -
2.6. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина     -
2.7. Сентиментализм как литературный метод      
Итого по разделу      
Всего      

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X – XVIII вв.»

Раздел I. Русская литература X – XVII вв.

Тема 2. Литература Киевской Руси (сер. XI- перв. треть XII вв.)

Основные жанры литературы этого времени. Русское летописание. Летопись как жанр, ее специфические особенности (историзм, ансамблевый характер, погодный принцип изложения событий). «Повесть временных лет». Формирование первой русской летописи (гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева), идеи летописи, связь с фольклором. Значение «Повести...» в развитии русской литературы.

Ораторское красноречие. Торжественное и учительное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как образец ораторской прозы XI века. Время написания памятника. Композиция «Слова...». Символический параллелизм как композиционный прием, использованный автором. Стиль памятника. «Поучение» Владимира Мономаха как историко-литературный памятник учительного красноречия XI-XII вв. Художественная идея произведения, дидактизм и автобиографизм как характерные особенности произведения.

Тема 3. Литература периода феодальной раздробленности Руси (вторая треть XII - первая половина XIII вв.)

«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник литературы Древней Руси. История открытия, опубликования и изучения. Историческая основа. Идея произведения и ее раскрытие в сюжете и композиции. Жанровое своеобразие памятника. Значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры.

Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе» как агиографическое произведение. Публицистичность и психологизм в произведении.

Тема 4. Литература периода татаро-монгольского нашествия (вторая половина XIII -XV вв.)

Повести о монголо-татарском нашествии. «Повесть о разорении Рязан и Батыем». Герои повести. Композиция повести. Эпическая традиция при изображении событий и героев. «Житие Александра Невского». Традиции воинской повести и жития в произведении. Образ А. Невского. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. Использование в памятнике литературных традиций Киевской Руси. Связь со «Словом о полку Игореве». Стиль произведения.

Творчество Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского». Художественное своеобразие агиографической литературы конца XIV - начала XV вв. Экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес»), абстрактный психологизм.

Тема 5. Литература централизованного Русского государства (конец XVXVI вв.)

«Сказание о Дракуле воеводе» и проблема характера власти. Образ героя, авторская позиция в повести. Жанр «хожения» в русской литературе, его специфические черты. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Образ путешественника в произведении, язык, стиль, композиция произведения. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Иван Грозный как писатель. Индивидуально-авторский стиль сочинений Ивана Грозного. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Книжная и фольклорная традиции в повести. Образы героев.

Тема 6. Литература формирующейся русской нации (XVII век)

Русские повести XVII века, их новизна. Беллетризация повествования, вымышленный сюжет, герой-авантюрист, секуляризация повествования. Русские сатирические повести. «Житие» протопопа Аввакума. Эволюция агиографической литературы. Новаторство Аввакума как писателя. Проблема жанра и стиля произведения. Автобиографизм повествования. Художественное время в «Житии». Литература XVII столетия как переходный этап от средневековой книжности к литературе Нового времени.

Раздел II. Русская литература XVIII века

Тема 2. Литература Петровского времени

А.Д. Кантемир. Поэтика жанра стихотворной сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Жанровые разновидности сатиры, образы сатир, идейная установка, картина мира в сатирах Кантемира. «На хулящих учения. К уму своему».

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Предметом изучения курса «История русской литературы X – XVIII» служат литературные памятники X - XVIII.

Древнерусская литература - литература средневекового типа, этим обстоятельством определяется ее особое место в истории русской литературы и специфика ее художественного метода. В древнерусской литературе находятся истоки тех высоких нравственных принципов, той особой духовности, которые будут органично усвоены классической русской литературой Нового времени. Древнерусскую литературу с первых веков ее становления отличает стремление полно и глубоко отражать национальное историческое бытие своего народа. Главный основополагающий принцип древнерусской литературы - принцип историзма, а ведущей темой произведений литературы Древней Руси является русская и - шире - всемирная история. Высокая духовность древнерусской литературы связана с тремя основными мировоззренческими категориями, имеющими непреходящее значение для древнерусских писателей: православие, патриотизм, единодержавие, что представляет несомненную этическую ценность и для литературы Нового времени.

В процессе изучения конкретных тем, содержанием которых является анализ (рассмотрение художественных изобразительных средств, особенностей стиля, языка, сюжета и композиции, вопросы атрибуции, жанра и др.) произведений литературы Древней Руси, необходимо способствовать формированию у студента не только профессиональных навыков работы с художественным текстом, но и представления о духовном богатстве средневековой русской литературы.

«Новая» русская литература в XVIII столетии завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа. От предшествующих веков она получила в наследство представление о высокой миссии искусства слова. К концу века отечественная литература полностью включается в систему европейских литератур, придав традиционным особенностям художественного слова новые, соответствующие потребностям времени формы.

С литературой классицизма в значительной мере связаны развитие русского литературного языка, поэтической техники, оформление стихотворных жанров, стремление создать на русской почве целый род литературы – драматургию, начинают выходить литературные журналы. Вслед за утверждением классицизма в России уже вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и предромантизм. Стремительность развития русской литературы XVIII века, творческое усвоение европейского художественного опыта обусловили новые пути этого развития, подготовили блистательный расцвет русской классики XIX века.

Изучение курса истории русской литературы X - XVIII века студентом необходимо для расширения его общекультурного и профессионального кругозора, а также для более глубокого, осознанного, научно-обоснованного понимания закономерностей развития национальной литературы.

Одной из главных задач курса является раскрытие характерных особенностей, динамики историко-литературного процесса в России. Необходимо показать литературно-эстетическое содержание, формирование, взаимопроникновение, борьбу и смену литературных направлений. Следующей задачей является анализ литературной деятельности писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Основными формами организации учебного процесса по изучению истории русской литературы XVIII века являются лекции, практические занятия, коллоквиумы, консультации по предложенным для самостоятельного изучения темам

Студенты должны хорошо представлять особенности, специфику историко-литературного процесса X - XVIII столетия, знать основной корпус художественных произведений. Студенты должны понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом; владеть основными методами литературоведческого анализа; уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой.

В процессе изучения курса применяется культурологических подход к анализу литературных явлений, внимание уделяется вопросам религиозно-философского, этико-эстетического характера, проблемам поэтики художественного произведения.

В процессе освоения курса студенты должны ознакомиться с текстами литературных произведений X – XVIII вв.; изучить исследования литературоведов, историков, искусствоведов по проблемам курса.

Цель лекционного курса заключается в стремлении поднять студента над фактом, заставить задуматься над причинно-следственными связями развития русской литературы. Лекционный курс позволит ознакомить студентов с актуальными вопросами в изучении литературы переходного периода.

Составной частью курса является выполнение студентами практических заданий, которые содержат план с перечнем вопросов, задания для самостоятельной работы, список литературы. Формулировки проблем, выносимых на обсуждение, имеют разъяснение более частных вопросов, что дает возможность студенту выделить главное в решении общей проблемы. Вопросы по анализу текста составлены с учетом единства формы и содержания художественного произведения и ориентированы на углубленное изучение проблем поэтики: пространство и время, художественный стиль, жанровое своеобразие произведения, особенности композиции и др.

Подготовка к выполнению практического задания потребует от студента отработки ряда теоретических и историко-литературных понятий, составления конспектов научно-критических статей. Конспект может содержать небольшой тезисный план выступления на занятии или на зачете, основные положения, выделенные в прочитанной статье или монографии, библиографию по теме. Преподавателем в процессе изучения тех или иных тем проверяются качество составленных студентами конспектов. В конспекте не допускается бездумное, механическое переписывание материала научно-исследовательской литературы.

Список литературы к изучаемым темам составлен на основе основополагающих работ отечественных исследователей, что должно помочь в выработке у студентов правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры.

 

Практическое занятие 1

«Развитие повествовательных жанров в древнерусской литературе»

Часа

План

1. Система литературных жанров Древней Руси. Житие как жанр. «Сказание о Борисе и Глебе» - первый образец житийного произведения в русской литературе.

2. Летопись как жанр средневековой литературы. Типы летописного повествования.

3. Эволюция жанра жития в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии»: фольклорная и книжная основа.

4. Литературная новизна «Жития» протопопа Аввакума.

5. Новый герой в русских повестях второй половины XVII века («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злочастии»).

Задания

1. Составить схему, отражающую жанровый состав «Повести временных лет». Привести примеры.

2. Дать определения основным жанрам древнерусской литературы.

3. Какие разновидности повести знала русская литература XI - XVII веков?

4. Выписать в тетрадь примеры использования в своем «Житии» протопопом Аввакумом разных стилистических пластов языка.

Список литературы

1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. - 2-е изд. - Л.,1987. - С. 26-33, 40-66.

2. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. - М., 1990. - С. 164 - 260. («Повесть о Горе-Злочастии»).

3. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития» протопопа Аввакума // Виноградов В.В. Избр. труды: О языке художественной прозы. - М., 1980. - С. 3-41.

4. Адрианова-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI -XIII веков // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л., 1970.

5. Кожинов В.В. Происхождение романа. - М.,1963.

6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

7. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970. - С. 25-71, 107-146.

8. Шайкин А.А. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии» // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. - М., 1987. - С. 26 - 36.

9. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1990. - С. 53-66.

Практическое занятие 2.

«Слово о полку Игореве»: актуальные вопросы

Часа

План

1. История открытия и изучения памятника.

2. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

3. Художественная идея «Слова...», ее раскрытие в сюжете и композиции произведения.

4. Персонажи «Слова...».

5. Образ русской природы в памятнике.

6. Жанровые особенности и стиль «Слова...».

7.Проблема автора.

Задания

1. Составьте композиционный план произведения. Выделите эпические и лирические части.

3. Выпишите из текста образы, имеющие символическое значение, дайте им комментарий. Определите соотношение языческой и христианской традиций в «Слове...».

4. Найдите «Слову о полку Игореве» жанровые параллели в средневековой мировой литературе.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - М., 1976. - С. 41-49, 50-76, 119-146.

2. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI - XVII веков. - М., 1976. - С. 7-58.

3. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». - М.,1991.

4. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. - С.99- 119.

5. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978. - С.7-39, 40-74.

6. Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. - М.;Л.,1966. - С.144-163.

7. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси // Избр. работы: В 3 т. - Л., 1987. - Т. 2. - С. 154 - 227.

8. Лихачев Д.С. Великий путь. - М., 1987. - С. 241 - 299.

Практическое занятие 3

«Основные тенденции развития русской поэзии в XVIII веке»

Часа

План

1. Истоки русской сатиры XVIII века. Место сатиры в системе жанров русского классицизма. Жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира.

2. Силлабическое стихосложение, основные принципы построения стиха. Реформа русского стихосложения в трудах В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.

3. Классицизм как художественный метод. Национальное своеобразие русского классицизма. Принципы изображения человека и мира в произведениях классицистов.

4. Место оды в системе жанров. Поэтика торжественной оды. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.».

5. Эволюция жанра оды в творчестве Г.Р. Державина. «Фелица». Новизна оды.

6. «Пейзаж души» в лирике поэтов-сентименталистов. Взаимосвязь мира природы и человеческих чувств. Поэтика лирических произведений М.Н. Муравьева, И.Ф. Богдановича.

Задания

1. Дайте определения таким поэтическим жанровым формам XVIII века, как сатира, ода, послание.

2. Изучите стиховедческие понятия: «силлабическое стихосложение», «силлабо-тоническое стихосложение», «тоническое стихосложение», стопа, метр, ритм, рифма.

3. Составьте конспекты статей М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского по проблемам реформирования системы русского стихосложения.

4. Проведите сравнительный анализ поэтических трактатов «Искусство поэзии» Н. Буало и «Наставление хотящим быти писателями» А.П. Сумарокова.

5. Выпишите жанровые признаки торжественной оды. Сопоставьте оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. В чем их отличие?

6. Определите, используя справочную, учебную литературу, основные признаки «легкой поэзии».

Список литературы

1. Кантемир А.Д. К уму своему. Филарет и Евгений // Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. - М.,1979. - С.63 - 76.

2. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избр. произведения. - М.;Л.,1965 (1986). - С. 486 - 494. («Библиотека поэта». Бол. серия).

3. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // ЛомоносовМ.В. Избр. произведения. - М.;Л.,1965 (1986). - С. 486 - 494. («Библиотека поэта». Бол. серия).

5. Ломоносов М.В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. (любое издание).

6. Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве // Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. - М., 1979. - С. 88, 97 - 104, 120 - 126, 141 -150,224-226.

7. Стихотворения М.Н. Муравьева и Н.А. Львова. «Душенька» И.Ф. Богдановича // Русская литература XVIII века / Сост Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 449 - 479, 538 549.

8. Державин Г.Р. Фелица // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. - Л,1970. - С.561-564.

Практическое занятие 4

«Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Часа

План

1. Причины появления и быстрого развития в русской литературе сентиментальной повести.

2. Поэтика названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Конфликт в произведении: внешний и внутренний.

3. Образ рассказчика в повести, отношение его к героям.

4. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности образов главных героев повести. Анализ системы образов произведения.

5. Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Природа как действующее лицо в произведении.

6. Язык и стиль повести Карамзина, их новизна.

Задания

1. Выделите в тексте повести фрагменты, позволяющие судить об отношении рассказчика к своим героям.

2. Выделите в тексте повести художественные детали, использованные автором для создания образов героев, описания художественного пространства и времени в произведении.

3. Дайте характеристику конфликта в произведении.

Список литературы

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. - М.;Л., 1964. - Т. 1. - С. 605 -521 (или любое другое издание).

2. Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век: Сб. науч. ст. - М.;Л., 1958. - С. 309-325.

3. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. - М., 1979. - С. 5-32.

4. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Карамзина: К 200-летию со дня выхода в свет // Славяноведение. - 1992. - № 5. - С. 3 - 35.

5. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. - Саратов, 1974. - С. 148-158.

6. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1977. - С. 209 - 216.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ВАРИАНТ I

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XI – XVII ВЕКОВ

1. Назовите летописные сказания, вошедшие в состав цикла «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси».

2. Назовите библейские сказания, открывающие «Повесть временных лет».

3. Назовите известные вам ранние редакции «Повести временных лет».

4. Объясните, почему «Повесть временных лет» начинается не сразу с событий из русской истории, а с пересказа библейских сказаний?

5. Какие источники жития Бориса и Глеба вам известны?

6. Назовите литературный прием, использованный Иларионом в «Слове о Законе и Благодати».

7. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы, композиция которых состоит из трех частей.

8. Какой вариант жития Бориса и Глеба («Сказание…» или «Чтение….») написан раньше?

9. Какими художественными формами была представлена ораторская проза в литературе Древней Руси?

10. Назовите художественные приемы агиографической традиции, использованные автором в «Житии Александра Невского».

11. Как традиция устного народного творчества повлияла на изображение исторических событий в «Повести о разорении Рязани Батыем»?

12. Дайте толкование понятию «абстрактный психологизм». Какой период древнерусской литературы он характеризует?

13. В чем, с вашей точки зрения, проявляется литературное своеобразие сочинений Ивана Грозного? Какова его роль в развитии русской литературы?

14. Какой период в развитии русской литературы представляет «стиль плетения словес»?

15. Назовите в порядке исторической очередности стили литературы Древней Руси.

16. Назовите ведущие жанры древнерусской литературы и жанры XVII века.

17. Назовите первых русских святых.

18. Героем какого литературного произведения является хан Кончак?

19. Какая евангельская притча лежит в основе сюжета «Повести о Горе-Злочастии»?

20. Назовите чудеса, описание которых представлено в «Житии Сергия Радонежского».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

1. Назовите литературный жанр, которым представлено творчество А.Д. Кантемира.

2.Из представленных ниже произведений XVIII века укажите те, которые принадлежат к эпохе сентиментализма:

а) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;

б) «Фелица» Г.Р. Державина;

в) «Стонет сизый голубочек» И.И. Дмитриева;

г) «Меланхолия» Н.М. Карамзина;

д) «Бригадир» Д.И. Фонвизина.

3. Назовите имя сподвижника Петра I, автора «Слова на погребение Петра Великого».

4. Дайте характеристику картине мира, созданную рационалистическим типом сознания. В каких произведениях литературы XVIII века она представлена (1-2 примера)?

5.«На взятие Хотина» по жанровой принадлежности:

а) элегия;

б) сатира;

в) ода;

г) песнь. Назовите автора произведения.

6.Дайте кратко характеристику понятию рационализм.

7.Какие критерии были введены А.П. Сумароковым при характеристике жанровой системы русской литературы? В каком сочинении Сумарокова это представлено?

8.На какие десятилетия XVIII века приходится литературное творчество Г.Р. Державина?

а) 30 – 50-е гг.;

б) 50 – 60-е гг.;

б) 70 – 90-е гг.

9.Укажите имя поэта XVIII века, кто первым ввел жанр басни в русскую литературу:

а) А.Д. Кантемир;

б) А.П. Сумароков;

в) И.А. Крылов;

г) И.И. Дмитриев.

10.Основой для оды Г.Р. Державина «Фелица» послужил:

а) сюжет восточной переводной сказки;

б) сюжет сказки, сочиненной самой Екатериной II;

в) сюжет одного из европейских романов XVIII века.

11.Назовите основные критерии организации сценического действа в русской драматургии XVIII века.

12.Какой литературный жанр получил наибольшее развитие в творчестве Д.И. Фонвизина?

13.«Ибо и крестьянки любить умеют!» - данное высказывание приведено из произведения…

а) Д.И. Фонвизина;

б) Н.М. Карамзина;

в) А.Н. Радищева. Назовите это произведение.

14.Укажите жанры, получившие распространение в русской литературе эпохи сентиментализма:

а) дневник;

б) путешествие;

в) ода;

г) эпистолярный роман;

д) трагедия.

15.Какой жанр характеризует понятие «лирический беспорядок»? Дайте толкование этому понятию.

16.Дайте краткую характеристику конфликта трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец».

17. Назовите основное место действия, где разворачиваются события повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

18.Кем и кому из поэтов XVIII века было дано прозвище Тресотиниус?

19.Назовите имена поэтов XVIII в. – первых профессоров Российской академии наук.

20.Назовите имя поэта XVIII века, являющегося создателем национального театрального репертуара, «отцом русского театра».

 

ВАРИАНТ II

Раздел «А».

1. Апокриф – это:

а) герой одного из литературных произведений Древней Руси;

б) жанр переводной литературы, известный в Древней Руси;

в) название книги.

2. Из приведенных ниже жанров укажите те, которые получили развитие в литературе X – XVI вв.

а) летописание, агиография, красноречие, хождение, воинская повесть;

б) ода, сатира, комедия, роман;

в) агиография, роман, воинская повесть, стихотворное послание.

3. Возникновение литературы относится:

а) к IX в., б) к концу X в., в) к XI в., г) к первой трети XII в.

4. Укажите основные условия возникновения и развития литературы:

а) влияние культуры стран Южной Европы, общение с европейскими странами;

б) наличие государственности у восточных славян, появление письменности, существование высокоразвитых форм фольклора, принятие христианства, культурное воздействие Византии;

в) принятие христианства, наличие письменности и богатого национального фольклора.

5. Для средневековой русской литературы характерно:

а) рукописный характер бытования и распространения, авторские тексты, художественный вымысел;

б) рукописный характер, анонимность, духовность (непосредственная связь с культом и религией);

в) печатная форма бытования, авторское (индивидуальное) творчество, светский характер.

6. Литературная трансплантация – это:

а) перенос византийской литературной традиции опосредованно через Болгарию на русскую почву;

б) процесс влияния византийской литературы на русскую;

в) совокупное влияние южнославянских и западноевропейских литературных традиций на развитие русской литературы на начальном этапе ее становления.

7. Укажите стиль литературы Древней Руси:

а) реализм;

б) монументальный историзм;

в) барокко.

8. Житийный жанр характеризуется:

а) трехчастной композицией, достоверностью в описании событий;

б) абстрактным принципом повествования, наличием чуда как композиционного элемента, трехчастной композицией;

в) погодным принципом изложения событий, вымышленным сюжетом и героем, трехчастной композицией.

9. Понятие этикета (церемониальности) для литературы Древней Руси:

а) не приемлемо;

б) приемлемо только к определенным периодам ее развития;

в) это одна из основных ее специфических особенностей.

10. Указанные признаки: изосиллабизм, цезура, отсутствие метра - характерны для стихосложения:

а) силлабического;

б) силлабо-тонического;

в) тонического.

11. Какие из перечисленных ниже художественных методов получили развитие в XVIII веке?

а) классицизм;

б) просвещение;

в) сентиментализм;

г) предромантизм;

д) романтизм.

12. Среди перечисленных жанров какие в XVIII в. относились к «высоким»:

а) элегия, послание, песнь;

б) ода, трагедия, героическая поэма;

в) басня, комедия, сатира.

13. Какой из перечисленных ниже стихотворных размеров характеризует торжественную оду М.В. Ломоносова?

а) силлабические размеры;

б) хорей;

в) четырехстопный ямб.

14. Эстетическим трактатом русского классицизма является:

а) «Поэтическое искусство» Н. Буало;

б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского;

в) «Письмо о правилах российского стихотворства» М.В. Ломоносова;

г) «Наставление хотящим быти писателем» («Две эпистолы: о русском языке, о стихотворстве») А.П. Сумарокова.

15. Реформа русского стихосложения была осуществлена:

а) во второй половине XVII века Симеоном Полоцким;

б) в 30-е г. XVIII в. А. Кантемиром;

в) в 30 – 40-е г. XVIII в. В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым.

16. Силлабический принцип стихосложения представлен в творчестве поэтов:

а) С. Полоцкого, М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира;

б) Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Антиоха Кантемира;

в) М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова.

17. Реформа стиля русского литературного языка изложена в следующих работах XVIII в:

а) «Две эпистолы…» А.П. Сумарокова;

б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского;

в) «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносова.

18. Одическая строфа введена в русскую поэзию:

а) Симеоном Полоцким;

б) Феофаном Прокоповичем;

в) А. Кантемиром;

г) В. Тредиаковским;

д) М. Ломоносовым.

19. Конфликт классицистского произведения предусматривал:

а) торжество разума, долга над чувством;

б) торжество чувств героя, изображения пейзажа;

в) реалистическое изображение мира в художественном произведении.

20. Поэты-классицисты - это:

а) И.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин;

б) А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский;

в) А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков.

 

Раздел «В»

1. Какая из перечисленных ниже книг является древнейшей?

а) «Повесть временных лет»;

б) «Слово о полку Игореве»;

в) Остромирово Евангелие;

г) Новгородская псалтирь.

2. Укажите произведение, являющееся одним из первых образцов русского жития:

а) «Житие Алексия, человека Божия»;

б) «Сказание о Борисе и Глебе»;

в) «Чтение о Борисе и Глебе»;

г) «Житие Александра Невского».

3. Кем из деятелей русской истории был обнаружен рукописный текст «Слова о полку Игореве»?

а) К.Ф. Калайдовичем;

б) Н.М. Карамзиным;

в) А.И. Мусиным-Пушкиным.

4. «Слово о полку Игореве» повествует о событиях:

а) монголо-татарского нашествия на Русь;

б) вторжения немецких рыцарей;

в) похода русских князей против половцев.

5. Какие из перечисленных произведений отражают события монголо-татарского нашествия?

а) «Слово о погибели Русской земли»;

б) «Задонщина»;

в) «Сказание о Мамаевом побоище»;

г) «Повесть о разорении Рязани Батыем».

6. Какое из перечисленных произведений написано раньше?

а) «Слово о Законе и Благодати»;

б) «Слово о погибели Русской земли»;

в) «Слово о полку Игореве».

7. Героями «Задонщины» являются:

а) хан Батый;

б) князь Александр Невский;

в) хан Мамай;

г) князь Дмитрий Иванович.

8. Какое из перечисленных ниже произведений древнерусской литературы явилось источником для создания в Новое время крупного музыкального произведения?

а) «Житие» протопопа Аввакума;

б) былина «Садко»;

в) «Хождение Богородицы по мукам»;

г) «Слово о полку Игореве».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.29 с.