Тема 1.2. Внешняя и внутренняя политика СССР к 1980г — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1.2. Внешняя и внутренняя политика СССР к 1980г

2017-09-30 1475
Тема 1.2. Внешняя и внутренняя политика СССР к 1980г 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания 11-й пятилетки, утвержденные на XXVI съезде КПСС (март 1981 г.), не были выполнены ни по одному показателю.

За |1965 —1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд долларов. Возникла явная за­висимость страны от конъюнктуры мирового рынка. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке в середине 80-х гг. стало важнейшей причиной финансового и бюджетного кризиса. Годы позднего «разви­того социализма» стали называть годами «застоя» прежде всего пото­му, что, поглощая потоки нефтедолларов, советское руководство мало что сделало для перестройки экономических механизмов.

Деревне, традиционно выступавшей донором экстенсивного раз­вития промышленности, с годами все труднее было играть прежнюю роль. Капиталовложения в сельское хозяйство хотя и возрастали, но явно недостаточно. Молодежь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 г. деревню ежегодно покидало в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст сельских жителей неуклонно повышался.

Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье — на огромной территории исторического центра России, охватываю­щей 29 областей и автономных республик. Это была тяжелая распла­та за непонимание того, что в «холодной стране» инвестиции в сель­ское хозяйство должны быть в несколько раз больше, чем в практике властей.

В целях ускорения развития сельского хозяйства в южных рай­онах страны в начале 80-х гг. в СССР разработаны проекты пере­броски части стока северных рек на юг: сибирских — в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Проекты широко обсу­ждались в правительстве, находили поддержку в южных регионах страны. Благодаря резкой критике общественности, прежде всего русских писателей (В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Распу­тин) и ученых (академики А. Л. Яншин, Д. С. Лихачев. Б. А. Рыба­ков), осуществление экологически опасных проектов в 1986 г. было отложено.

Вместе с тем о позитивных сдвигах в развитии общества свиде­тельствовали многократный рост расходов на культуру; увеличение тиражей книг, периодических изданий; укрепление материальной базы СМИ. Хотя при Брежневе доля на просвещение в госу­дарственном бюджете была меньше, чем даже перед войной, когда страна была гораздо беднее. Это происходило на фоне роста расходов на содержание бюрократических и управленческих структур.

Не смотря ни на что все же в 60—80-е гг. были временем существенного повышения благосостояния народа. Среднемесячная денежная зара­ботная плата рабочих и служащих, занятых в 1970 г. в промышленно­сти, равнялась 133,3 руб. в месяц, в сельском хозяйстве — 100,9 руб., она в 2,2 и 1,6 раза превышала прожиточный минимум.

Вместе с тем на протяжении 70-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн кв. м жилья, что позволило улуч­шить жилищные условия более чем 107 млн человек. Городской жилищный фонд увеличился с 1867 млн kb м в 1975 г. до 2561 млн в 1985 г. Это было огромное достижение.

Жизнеобеспечение людей в годы «развитого социализма» улуч­шалось в результате огромного по масштабам дорожного строитель­ства. Эксплуатационная длина железных дорог Министерства путей сообщения СССР увеличилась с 125,8 тыс. км (конец 1960 г.) до 144.9 тыс. км в конце 1885 г. Длина автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием за это время возросла с 258 тыс. км до 812 тыс. км.

К построенным в послевоенные годы метрополитенам в Ленинграде (1955) и Киеве (1960) во времена «застоя» прибавилось метро еще в 8 крупнейших городах — Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1972), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком и Новосибирске (1985).

Быт лю­дей в городе в основном вышел на современный уровень и существен­но улучшился на селе (главным образом за счет завершения его элек­трификации). Гро­мадные вложения в Сибирь и Урал, сделанные в 1960—1980-е гг., в принципе обеспечивали жизнь страны на многие десятилетия вперед. Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965—1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. С начала 70-х годов страна пошла по пути массовой автомобилизации населения (в 1970г на каждые сто семей приходилось 2 легковых автомобиля,

Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы по со­держанию жилищного фонда. Выплаты и льготы, полученные насе­лением из общественных фондов потребления, в 1979 г. составляли 4,9 млрд руб., а в 1985 г. — 9,3 млрд. К концу 70-х гг. возрастало или было стабильным потребление непродовольственных товаров и обеспечение товарами длительного пользования.

Розничные цены на основные потребительские товары не пре­терпели существенных изменений по сравнению с 50-ми гг., увеличи­вались медленнее, чем заработная плата основной массы трудящихся. В целом ситуация в этом отношении в 50—80-е гг. была куда как более выигрышной в сравнении с 30-ми и 40-ми гг.Поддержание заниженного уровня цен на продовольствие порождало дефицитность, спекуляцию, подрывало принцип социальной справедливости из-за разной доступности каждого покупать продукты по низким государственным розничным ценам. Советское общество получало все больше информации не только о своей стране, но и реальной жизни за рубежом.

Но все же неблагоприятные тенденции общественного развития, скептическое отношение населения к официальной пропаганде стали причиной нарастающего отчуждения масс от творцов политики, усиления оппозиционных настроений в обществе. Постоянно давало о себе знать недовольство национальной политикой.

 

 

Тема 1.1.»а»

ЭПОХА «ПЕРЕСТРОЙКИ»

Новая эпоха, нача­ло которой было положено в марте-апреле 1985 года, полу­чила наименование «перестройки». В этой связи необходимо отме­тить, что экономика советского общества к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило пере­вод народного хозяйства на рельсы научно-технической ре­волюции, производство развивалось в условиях преоблада­ния в ряде отраслей ручного труда, низкой производитель­ности. Эти проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Ан­дропова). Первые два года перестройки были периодом воз­врата к прежним андроповским планам экономических ре­форм, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначаль­но Горбачев заявил, что все делается для укрепления соци­ализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства — Советского Союза.

Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:

март 1985 — январь 1987 — период экономических реформ. Главным принципом было объяв­лено «ускорение социально-экономического развития»

1987 - 1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о на­мерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь.


3) 1989 — 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к не­удавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.

Экономические реформы. Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осу­ществить техническое перевооружение и модернизацию про­изводства, ускоренное обновление, прежде всего, машино­строительной отрасли. В дополнении к этим мерам руковод­ство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые дос­тижения, экономический эффект* от этих мер был отрица­тельным: снизились поступления в бюджет, теневая эконо­мика быстро удовлетворяла спрос на алкогольные напитки. К середине 1987 года отно­сится новый этап экономических преобразований, — расши­ряются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось вве­сти договорные цены на некоторую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую струк­туру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы.

Все же час­тичная децентрализация производства дала некоторые по­ложительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяй­стве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одно­временно сопровождались увеличением бюджетного дефици­та (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономиче-ских реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализа­ции частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. — закон о кооперации (здесь разрешалось ис­пользовать наемный труд). Колхозники получили возмож­ность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический ста­тус, получали в рамках большого предприятия определен­ную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.


Последствия экономической перестройки общества. Законодательные основы перестройки экономических от­ношений были в основном заложены к концу периода (в 1989 — 1990 гг.). Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий при­обрела свободу предпринимательской деятельности, дру­гая продолжала функционировать в рамках командно-ад­министративной системы. Государственная исполнитель­ная власть не сумела перестроить свою деятельность в со­ответствии с требованиями рыночной экономики. Рыноч­ные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятель­ность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них ста­новился все менее престижным, прокатилась волна забас­товок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11 %, дефицит бюд­жета — 20 — 30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируе­мым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.


Политические преобразования. Формирование много-партийной системы. Теоретической платформой идеологов перестройки являлась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как эконо­мические, так и политические принципы). Товарно-рыноч­ные отношения, индивидуально-трудовая собственность дол­жны были быть дополнены демократизацией общества, борь­бой с бюрократией, гласностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных де­путатов, который должен был сформировать Верховным со­вет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.

В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую ак­тивность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала крити­ка в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партий­ной конференции начинали работать против самого аппа­рата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Ради­кальное крыло Верховного совета образовало Межрегио­нальную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков мил­лионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы. В 1989 году руководство Горбачева впервые стол­кнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабиль­ность, рост преступности. Большинство населения, по дан­ным социологических опросов, поддерживало требования радикалов.


Демократическое движение в этот период раз­рабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом про­водить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государствен­ных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание централь­ных позиций в партии.

1990 — 1991 гг. Кризис политики Горбачева. Пред­посылки переворота августа 1991 года. В условиях фак­тического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований со-вет-ского строя формальный глава государства М.С. Гор­бачев занимает центристскую позицию. В 1990 — 1991 Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необ­ходимости использования опыта западной социал-демок­ратии. Далее Горбачев соглашается с требованием ради­калов об. отмене шестой статьи Конституции СССР («гла­венствующая роль КПСС»), предлагает избрать президен­та — главу советского государства. На третьем съезде на­родных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенарод­но, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый президент не смог создать крепкую вер­тикаль президентской власти взамен прежней дискредити­ровавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни од­ной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет ярый противник

 

Горбачева, один из лидеров радикаль­ных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991 года в первом же туре президентских, выборов в РСФСР Ельцина также свиде­тельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед вы­бором: или поддержать силы, ориентирующиеся на сило­вые методы сохранение старых структур власти, или окон­чательно встать на сторону демократов. Президент выб­рал путь политического наблюдателя и тем самым предре­шил свою судьбу.


Россия 1991-2002г

Тема 1.6. Россия в 1991 – 1997 гг.

Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление

Экономическое развитие. Радикальные реформы 1992— 1993 гг. и их последствия. В результате переворота авгу­ста 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования- Перед руководством стра­ны встала задача проведения экономических реформ. При­шедшие к власти радикальные реформаторы придержива­лись концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Эко­номическая свобода рассматривалась как основа полити­ческой демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские мето­ды перехода к рынку. Они связаны с решительным отка­зом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается ши рокий набор жестких средств для ускоренной либерализа­ции и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле - не более 10 %; доля кредитов, выдава­емых частным фирмам, — не менее 70 %; доля частных инвестиций в фонде накопления — не менее 70 %.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация тор­говли; 3) широкая приватизация государственных пред­приятий, жилья. Политика приватизации занимала цент­ральное место в процессе изменения отношений собствен­ности. Программа первого российского правительства ста­вила следующие ключевые ее цели: формирование широ­кого слоя частных собственников и повышение эффектив­ности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базй рыночной экономики и демокра­тического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались пла­чевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10— 12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасш­табную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии* в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комп­лекса привело к формированию массового недовольства кур­сом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства Российской Феде­рации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмеже­вываться от правительственного курёа, выдвигая концеп­цию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня прин­ципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской. Противостояние исполнительной и законодательной власти. Октябрьские события 1993 г. Принятие Консти­туции. На VII съезде Народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки прави­тельства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд при­знал право президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рей­тинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного мини­стра-хозяйственника В. Черномырдина, который и воз­главил правительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые замены в правительстве фактически не отра­зились на характере предпринимаемых им реформ. Прин­ципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание сти­хийного механизма саморегулирования экономики без уча­стия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70 % из них к концу 1994 года были акционированы). Позитив­ные результаты деятельности правительства были невели­ки: рост реальных доходов населения оказался крайне не­значительным, стремительно происходила поляризация рос­сиян по материальному положению, уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обостре­нию противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 года в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объя­вил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проек­ту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депу­татов, собравшийся в марте, попытался отрешить прези­дента от должности. Но большинство депутатов высказа­лось за доверие президенту. Итоги проведенного референду­ма тоже оказались противоречивыми: с одной стороны, боль­шинство участвовавших в референдуме (58 %) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической полити­ке правительства, с другой стороны, население одновремен­но выступило против долгосрочных выборов президента и народных депутатов. Результаты референдума были оцене­ны обеими сторонами как безусловная победа, что не по­зволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября президент объявил о пре­кращении полномочий съезда народных депутатов и Вер­ховного Совета. Согласно документу, указанные предста­вительные органы должны были быть распущены, вместе них создавался новый профессиональный парламент, со­стоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Совет отказался подчиниться ука­зу президента и квалифицировал его действия как анти­конституционные, приведя к присяге в качестве главы го­сударства вице-президента А. Руцкого, Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безре­зультатными. Ельцин по-прежнему контролировал сило­вые ведомства, блокируя деятельность парламента и зда­ние, где он заседал. Силовые акции сторонников парла­мента, направленные на захват ключевых объектов в сто­лице, провалились. Президентские войска вынудили Всю-ховный Совет капитулировать, руководители сопротивле­ния были арестованы. Используя сложившуюся ситуацию, президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой конституции на 12 декабря 1993 года. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 года в стране была за­вершена ликвидация системы Советов народных депута­тов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно но­вой конституции, наделялся президент российской феде­рации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: президент получил право на­значать главу правительства, распускать государственную думу и объявлять новые выборы.

Россия в 1994—1996 гг. Парламентские выборы, состо­явшиеся 12 декабря 1993 года, явились показателем кри­зиса доверия населения к исполнительной власти страны; ни одна из партий, поддерживающих президента, не на­брала более 15 % от общего числа избирателей. Главной

неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25 % голосов.

Президент Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику кабинета министров. Поддерж­ку правительства ощутили некоторые отрасли отечествен­ной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы роста падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид (МММ и других), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США).

Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли произ­водства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В ре­зультате ряд областей Российской Федерации, не связанный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уро­вень производства здесь продолжал падать. В этот период правительству никак удавалось создать стабильную финан­совую систему, вовремя платить-зарплату бюджетникам.

Относительные успехи были достигнуты и в процессе внутриполитической стабилизации. Президент Ельцин и правительство стремились к «мирному сожительству» с Государственной Думой: с этой целью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения — КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные дей­ствия в Чеченской Неспублике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федера­ции (Буденновск и Кизляр) способствовали усилению оп­позиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оп­позиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16 июня 1996 г. должны были состояться выборы пре­зидента России, на которых вновь была выставлена кан­дидатура действующего президента Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств мас­совой информации на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стре­мясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выбо­рах во втором туре, во многом благодаря поддержке одно­го из кандидатов — А. Лебедя.

«Второе пришествие» Б.Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства Чер­номырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная Дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 год. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

Тема 1.7. Россия 1997 - 2002 г. г

 

Россия на рубеже тысячелетий (1997—2002 гг.). В мар­те 1997 года в рамках ежегодного послания президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись програм­мы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной ре­формы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд долларов), жесткая социальная политика позволили, соглас­но официальным данным, достигнуть незначительного при­роста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 года. Вместе с тем, все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.

23 марта 1998 года Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы прави­тельства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утверди-


ла кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадро­вые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А, Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженнос­ти страны попыталось проводить более жесткую эконо­мическую политику, предусматривающую повышение ста­вок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуще­ствляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в исто­рии новейшей России. 17 августа ознаменовалось факти­ческим финансовым банкротством России, падением рын­ка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации руб­ля по отношению к доллару и о погашении государствен­ных казначейских обязательств. Финансовый кризис пе­решел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20 % подорожали отечественные товары и на 80 % импорт­ные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неиз­бежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентрист­ского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примако­ва, который и стал руководителем антикризисного пра­вительства, получив поддержку парламента.

Е. Примаков сформировал новое правительство факти­чески коалиционного характера, так как в него вошли пред­ставители ведущих партий и думских фракций. Данный со­став обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 — первом квар­тале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нор­мализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечествен­ной промышленности сменился устойчивым увеличением про-


изводственных показателей. Вместе с тем, переходный ха­рактер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству пред­принимать решительных мер. По мере приближения к но­вым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным станови­лось усиление Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 года на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. Примакова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности ново­го состава правительства стало урегулирование положе­ния на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Неспубликой (в основном, в Дагестане). При­сутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских по­селениях делало обстановку в этих районах крайне неста­бильной. Однако переброска дополнительных частей феде­ральных сил на территорию Дагестана произошла со зна­чительным запозданием. Критика неубедительных дей­ствий правительства на Северном Кавказе привела к от­ставке с поста главы правительства Степашина. Испол­няющим обязанности главы кабинета министров был на­значен В.В. Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с на­чалом активных действий российских войсковых подразде­лений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Че­ченской Неспублики. Ликвидация баз террористов в Чеч­не, возобновление контроля над ее территорией стали важ­ной составляющей предвыборной президентской кампании Пу­тина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправи­тельственного избирательного блока «Единство» (23,3 % го­лосов) также усиливал шансы на избрание В. Путина. Спо­собствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне. Учитывая данные об­стоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, президент Ельцин 31 декабря 1999 года объя­вил о сложении президент-ских полномочий. Согласно Конституции 1993 года к исполнению обязанностей президента Российской Федерации приступил глава правитель­ства В, Путин.

России в последние годы постепенно начинают приносить свои плоды. Главным итогом этой деятельности явилось повсеместное прекращение кровопролития, разъединение противоборствующих сторон, предотвращение гуманитарных катастроф, переход конфликтов в стадию замороженных, недопущение концентрации в зонах нестабильности международных террористов и экстремистских организаций, создание условий к возобновлению мирного диалога между сторонами конфликта напрямую и с участием международных посредников.

Объекты всемирного наследия

 

Московский Кремль и Красная Площадь

Исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников

Кижский погост

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

Историко-культурный комплекс Соловецких островов

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Девственные леса Коми

Вулканы Камчатки

Озеро Байкал

Золотые горы Алтая

Западный Кавказ

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля

Куршская коса

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Центральный Сихотэ-Алинь

Убсунурская котловина

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

Природный комплекс заповедника Остров Врангеля

Исторический центр Ярославля

Геодезическая дуга Струве

Плато Путорана

 

 

Образование

Деятельность ЮНЕСКО в области образования призвана дать образование всем, на всех уровнях и на протяжении жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей. В то же время оно – важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.

Естественные науки

Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подчеркнула важную роль науки в качестве основы для принятия дальновидных решений и определения правильных политических стратегий в области устойчивого развития. Для определения своих научных программ ЮНЕСКО опирается на выводы и рекомендации этой конференции, а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.).

Коммуникация и информация

Коммуникация, информация и знания – движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Кроме того, многие страны, и прежде всего наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что лишает их шансов на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

ЮНЕСКО стоит на страже свободы прессы и публично осуждает самые злостные нарушения этой свободы, такие как убийства и физическая расправа над сотрудниками СМИ.

 

 

Тема. 2.4. Россия в планах международных организа


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.