Тема 11. Возникновение институционального направления экономической мысли — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 11. Возникновение институционального направления экономической мысли

2017-09-30 242
Тема 11. Возникновение институционального направления экономической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

1. «Теория праздного класса» Т.Веблена.

2. Правовой институционализм Дж. Р. Коммонса.

3. Конъюнктурный институционализм У. К. Митчелла

4. Теории Дж. К. Гэлбрейта.

Контрольные вопросы:

1. По каким направлениям институционалисты критиковали неоклассиков?

2. Как Т.Веблен разделил действующие институты?

3. В чём видел роль социальных конфликтов в обществе Дж. Р. Коммонс?

4. Почему У.К. Митчелл настаивал на необходимости усиления общественного контроля над экономикой?

5. Кого Дж. К. Гэлбрейт называл техноструктурой?

6. Каковы особенности институционального направления экономической науки?

7. Какие факторы, по мнению институционалистов определяют поведение человека?

Дополнительная литература:

1. Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция IX.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 17.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

4. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 6.

5. Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 13.

6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. П.

7. Сорокина Т. Торстен Веблен: его место в науке // Экономические науки. 1990. № 7.

8. Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 1. Проблема качества и количества в экономике.

9. Митчелл У. Экономические циклы: Проблема и ее постановка. – М. – Л.: Госиздат,1930.

Тема № 6. Кейнсианство

Вопросы для обсуждения

1. Исторические условия возникновения кейнсианства.

2. Методологические основы исследования Дж. М. Кейнса.

3. Взгляд Дж.Кейнса на деньги. Теория мультипликатора.

4. Государственное дирижирование экономикой Кейнса.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие концепции, выдвинутой Дж.М.Кейнсом, от неоклассической теории?

2. Что понимал Кейнс под эффективным спросом?

3. Поясните смысл «основного психологического закона», выдвинутого Дж.Кейнсом.

4. Какое место коэффициент мультипликации занимает в теории Дж.Кейнса?

5. Какие методы государственного регулирования экономики выдвигает Дж.Кейнс?

Дополнительная литература:

1. Кеинс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.

2. Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – Темы 13, 14.

3. Г. Пайда, О. Мамедов, Ж. Адилова и др. Архитектор макроэкономики (Дж. М. Кейнс и его макроэкономичеая теория) / Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма). В 2 т. –

Тема 13. Дальнейшее развитие теории Кейнса.

Вопросы для обсуждения

1. Модель IS–LM Дж. Хикса: значение для экономической теории

2. Модель Харрода-Домара: переход к динамическим аспектам экономического роста.

3. Эндогенная теория экономического роста.

4. Развитие кейнсианского подхода к инфляции: Филлипс и Оукен.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть модели Харрода-Домара?

2. Чем модель IS–LM Дж. Хикса отличается от «кейнсианского креста»?

3. Как, по мнению. Э.Хансена, происходит взаимодействие мультипликатора и акселератора?

Темы для эссе:

1. В чем суть различия кейнсианского, неокенсианского и неоклассического направлений в государственной политике регулирования экономического роста?

2. Поясните смысл «основного психологического закона», выдвинутого Дж.Кейнсом.

3. В чем суть неокейнсианских теорий роста Е.Домара и Р.Харрода.

Дополнительная литература:

1. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.1 К теории экономической динамики / Р.Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч.1-2. в т. 1.; Ч 3-4 в т.2. / Э.Хансен. М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1997.

2. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. - М., 1993

Тема 14. Неоинституционализм

Вопросы для обсуждения

1. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы Р.Коуза.

2. Экономическая теория прав собственности.

3. Теория экономических организаций О.Ульямсона.

4. Теория общественного выбора.

Контрольные вопросы:

1. Какой принцип экономических отношений положил в основу своей институциональной теории Ф.Перру?

2. Какие проблемы разрабатывал один из основателей шведской школы макроэкономики Г.Мюрдаль?

3. Как предлагает решить проблему внешних эффектов Р.Коуз?

4. В чем сущность «теоремы Коуза»?

5. Каким образом, по мнению Дж.Бьюкенена, следует добиваться, чтобы политические решения соответствовали интересам избирателей?

6. Какие проблемы в области экономической социологии рассматривает в своих трудах Г.Беккер?

7. Каковы особенности подхода авторов экономической теории организации к анализу форм предпринимательской деятельности?

Темы для эссе:

1. Раскройте сущность «теоремы Коуза».

2. Согласны ли Вы с мнением Р. Коуза о том, что в рамках одной и той же фирмы рыночные отношения невозможны?

3. Чем можно объяснить интенсивность появления лауреатов Нобелевской премии среди представителей неоинституционального направления?

Дополнительная литература:

1. Ананьин О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя М.: Дело 2002.

2. Беккер Г. Теория распределения времени // США: экономика, политика, идео-логия,1996, № 1, 2.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.

4. Бьюкенен Дж. М. Сочинения. - М., 1997.

5. Васильева Е. Э. Институционализм как альтернатива неоклассической и марксистской экономической теории // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. Вып.4. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и ―постиндустриальное обще-ство‖ // Общественные науки и современность, 2001, № 3.

6. Капелюшников Р.И. Теория прав собственности (методология, основные поня-тия, круг проблем).- М., 1991.

7. Коуз Р. Фирма, рынок, право. - М., 1993.

8. Коуз Р. Природа фирмы. Теория фирмы. - СПб, 1995.

9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

10. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. - СПб., 1996.

11. Шаститко А.Е. Неоинституционализм // Вестник МГУ. Серия экономика, 1997, № 6

12. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. - М., 1998.

Тема 15. Неолиберализм

Вопросы для обсуждения

1. Экономические идеи родоначальника неолиберализма Л. Мизеса.

2. Экономические взгляды Ф. Хайека.

3. Немецкий неолиберализм (В.Ойкенен).

4. Теория социального рыночного хозяйства как третьего пути развития общества в работах Л. Эрхарда.

5. М.Фридмен и теория денежного регулирования.

Контрольные вопросы:

1. Каковы предпосылки зарождения неолиберализма и в чем его отличия от кейнсианства?

2. В чем суть концепции «спонтанного порядка» Ф.Хайека?

3. Какие факторы способствовали успеху экономической реформы Л.Эрхарда?

4. Какие функции современного государства рассматриваются неолибералами как функции «ночного сторожа» или «спортивного судьи»? Чем обусловлена возросшая роль современного монетаризма?

5. В чем отличие концепции Чикагской школы неолиберализма от неоклассической теории?

6. В чем сущность монетарной концепции Чикагской школы неолиберализма?

7. Что такое спрос на деньги; какие факторы его определяют?

8. В чем смысл денежного правила М.Фридмена?

Дополнительная литература:

1.Бункина М. К. Монетаризм. – М., 2004.

2.Зарицкий Б. Е. Людвиг Эрхард: секреты “экономического чуда”. – М.: БЕК, 1997.

3. Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М., 1991

4. Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф-Пресс, 1996.

4. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки.// THESIS. 1994. Вып. 4.

 

 

Требования к эссе.

Эссе - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Эссе включает в себя следующие элементы:

1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.

2. Основная часть:

- формулировка суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;

- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Оформление материалов эссе

Эссе представляется в электронном виде. Объем – до 3-х страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 12, интервал – одинарный. Все поля по 20 мм.

Слева вверху указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, группа.

Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом

Затем через один пропущенный интервал располагается текст.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.