Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства

2017-09-10 719
Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажа на уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным средством выразительности живописного пейза­жа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармонич­ная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, простран­ство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет об­ладает основным, локальным цветом (без учета внешних влия­ний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому ху­дожник пишет не основным, а постоянно меняющимся цве­том. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на дру­гой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изо­бражения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, постро­енные на контрастах синего и оранжевого, красного, желто­го; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки [14, c.76].

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, кон­трасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пас­тельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета - сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными от­тенками. Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном - контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пас­мурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зе­леные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассо­циациями, которые он приобрел в практической жизни. В жи­вописи колорит играет существенную роль. Выражение глав­ной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации [7,c.106].

Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и при­емы живописной техники присущи тому или другому мас­теру, а иногда характерны и для целой эпохи.

Таким образом, для формирования колорита изображения пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы по­мочь детям глубже понять тот или иной художественный об­раз, смысл произведения, его настроение, постараемся об­ратить внимание на некоторые из них.

Критерии отбора картин для обучающихся среднего звена

№ п/п Критерии отбора
  Произведения должны быть высокохудожественными по содержанию, и по форме выражения с характерным колоритом («согреты теплотой чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта»).
  Учет возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста.
  Художественные образы картин должны быть понятны учащимся 12 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес.
  Картины должны быть разнообразны по содержанию и по средствам выразительности.
  Учет принципа сезонности и краеведения (ребенок сначала работает, затем рассматривает).

 

Основы формирования колорита изображения в случае изобразительной деятельности, связанной с пейзажной живописью, данную способность можно связать с заданиями, которые предусматривают рисование по памяти и представлению. Поэтому, на занятиях по изобразительному искусству также целесообразно использовать средства выразительности поэзии и музыки: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и её колоритом, дающим эмоциональный настрой на творчество [18,c.127]. Гибкость мышления он связывает со способностью легко усваивать новые подходы. Спонтанная гибкость – выдача нескольких идей, имеющих прикладное значение. Адаптивная гибкость – способность выходить за рамки, преодолевать инерционность мышления. Возникновение неординарных нетривиальных идей связывается с оригинальностью в мышлении. Способность личности к созданию нового связывается с такими личностными особенностями как смелость - готовность идти на риск в решении творческих задач; любознательностью – стремление к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления; упорство - физическое и моральное проявление уверенности в собственных силах. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами живописи (акварельной или гуашевой) в период среднего школьного возраста представляется наиболее благоприятным. В этом возрасте уже накоплен достаточный опыт информации об окружающей действительности, умение создавать художественные образы, наблюдение и мышление. К примеру, акварель является уникальным материалом, способным открыть ребенку путь в особое творчество, развить его художественные способности, обогатить эстетически. Основы формирования колорита изображения пейзажа непосредственно связаны с художественно-творческой способностью детей и остаются актуальными вплоть до старшего школьного возраста. Исследованием творческих способностей занимались и занимаются многие психологи и педагоги. Особо выделим работы Б.Г. Ананьева А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова [1; 2; 8; 11; 12; 15].

Психологи определяют способности как индивидуально-психологические особенности обучающегося, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности для формирования основ колорита изображения средствами пейзажа. Таким образом, творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Основы формирования колорита изображения пейзажа и творчество развиваются и обогащаются по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, объема его знаний и умений. Изобразительное, художественное творчество невозможно без овладения материалом как средством творческого выражения в формировании основ составления колорита в изображении пейзажа.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.