Раздел IV. Система обеспечения национальной безопасности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел IV. Система обеспечения национальной безопасности

2017-09-10 1373
Раздел IV. Система обеспечения национальной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным инструментом осуществления политики национальной безопасности является система ее обеспечения.

Обеспечение национальной безопасности понимается через ряд определенных терминов, разработкой которых занимаются представители различных отраслей научных знаний – права, философии, социологии… Подготовка же нормативно-правовых актов в сфере национальной безопасности, и их использование требуют единообразного понятийного аппарата. Имеющиеся в настоящее время категориальные пробелы и неточности приводят к спорному восприятию дефиниций как в теории, так и в сфере применения права.

Соответственно, рассмотрение системы обеспечения национальной безопасности мы считаем необходимым начать с определения смыслового содержания ведущих в данной области понятий.

В первую очередь, следует определиться с самим словом «система» (от греческого – составленное из частей, соединенное), которое может употребляться в различных смыслах и значениях: и как теория, и как классификация, и как совокупность ряда объектов и т.п. В нашем случае мы предлагаем применять термин «система» как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство» [105].

Во-вторых, необходимо внести ясность в соотношение понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности», которые ряд исследователей используют как синонимы. И.Б. Кардашова (как и ряд других авторов – А.А. Прохожев, М.Ю. Зеленков, С.В. Хмелевский и др.) утверждает,что их следует различать. Предлагается дифференцировать данные понятия как целое и часть, где система национальной безопасности – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз; система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) – это организационная система сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Система национальной безопасности включает следующие элементы, которые сами по себе представляют относительно независимые, саморазвивающиеся системы: угрозы национальной безопасности; национальные интересы; СОНБ[106].

В-третьих, следует учитывать, что система обеспечения национальной безопасности состоит из двух составляющих – государственной и негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности.

Государственной СОНБ отводится ведущая роль. Государственная СОНБ – это совокупность госорганов, обеспечивающих защиту личности, общества и государства от насильственных противоправных действий внутренних и внешних противников, а также выполняющих функции обеспечения условий для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

В целом государственная система обеспечения национальной безопасности образует три основные сферы:

– обеспечение обороноспособности страны (обеспечивается военной организацией государства);

– противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (государственная безопасность–обеспечивается спецслужбами);

– правоохранительная деятельность (обеспечивается органами охраны общественного порядка, прав и свобод граждан).

Общественная СОНБ – существующие и постоянно создающиеся общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:

– предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании угроз;

– раннее предупреждение кризисных ситуаций, конфликтов противоречий;

– защита прав и свобод граждан и интересов общества;

– формирование общественного мнения и воздействие на него;

– общественный контроль за деятельностью органов власти и исполнением их решений;

– привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия;

– борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью;

– развитие гражданского самосознания[107].

Исходными предпосылками существования негосударственной системы являются: во-первых, наличие такого вида управления, как общественное; во-вторых, наличие гражданского общества в государстве; в-третьих, признание приоритета безопасности личности перед безопасностью государства[108].

Таким образом, мы видим, что СОНБ – это комплекс различного уровня государственных и общественных структур, объединяющих свои действия для защиты национальных интересов России от разного рода угроз во всех сферах жизнедеятельности (к проблеме государственной и негосударственной СОНБ автор еще вернется).

СОНБ представляет совокупность различных субъектов, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

 

Стратегия национальной безопасности 2009 года (мы об этом упоминали) представляла систему обеспечения национальной безопасности как силы и средства обеспечения национальной безопасности, где силы – это:

– Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба;

– федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Обращаем внимание на характеристику органов государственной власти – федеральные.

Закон «О безопасности» 2010 года увеличил круг сил (субъектов), принимающих участие в обеспечении безопасности, прибавив к ним органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (об этом свидетельствует название второй главы данного закона) (рис. 4).

Стратегия национальной безопасности 2015 года это положение подтвердило и конкретизировало.

Соответственно, необходимо предоставить более подробную характеристику каждого субъекта СОНБ РФ, что мы сделаем, условно разделив их на три группы: органы государственной власти, Совет Безопасности РФ, силовой блок.

Закон «О безопасности» 2010 года определяет полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Исходя из закона «О безопасности» 2010 года мы представим «лестницу» органов государственной власти следующим образом:

– Президент Российской Федерации;

– Федеральное Собрание Российской Федерации (палаты Федерального Собрания);

– Правительство Российской Федерации;

– Федеральные органы исполнительной власти;

– Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

ВСТАВИТЬ СХЕМУ (ЧАСТЬ РИС. 5)

Президент Российской Федерации. Президент РФ осуществляет общее руководство политикой обеспечения национальной безопасности страны. Анализ норм Конституции РФ 1993 года, где глава 4 посвящена вопросам определения статуса и основных полномочий Президента РФ, позволяет утверждать, что одной из важнейших функций Президента РФ является именно защита национальной безопасности России.

Президент Российской Федерации является главой государства гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики нашей страны, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, согласно ФЗ «О безопасности» 2010 года, следующие:

Президент:

– определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

– утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

– формирует и возглавляет Совет Безопасности;

– устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

– в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

– принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

– решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 8).

Данные полномочия четко «раскладываются» на несколько направлений. Первое связано с установлением фундаментальных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер (ст. 4, п. 1 ФЗ «О безопасности» 2010 года). В связи с этим Президент РФ определяет основы государственной политики в области обеспечения безопасности, утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности.

Второе направление – это формирование и определение компетенции тех органов государственной власти, которые заняты обеспечением безопасности, например, ФСБ, СВР, МВД и другие. Как уже показывалось выше, функционирование подобных органов регламентируется не только федеральными законами, но и Указами Президента РФ. В Указах детализируются основные цели, задачи и направления деятельности данных органов в сфере обеспечения национальной безопасности страны. Ко всему, Президент комплектует Совет Безопасности РФ и руководит его работой.

Третье направление включает вопросы подготовки, принятия и реализации оперативных решений по обеспечению безопасности в пределах определенной законом компетенции, т.е. введение особых режимов военного и чрезвычайного положений на территории Российской Федерации, применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, определение комплекса мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, установление гарантий защиты информационной безопасности, а также населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная дума) формирует законодательную базу стратегии и политики обеспечения безопасности. В пределах своего ведения Федеральное Собрание РФ:

– принимает решения по вопросам использования сил и средств обеспечения государственной безопасности, применения военной силы;

– определяет бюджетное финансирование органов, сил и средств обеспечения государственной безопасности;

– принимает федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области государственной безопасности;

– определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности; заслушивает доклад Президента РФ об обеспечении безопасности России.

Совет Федерации Федерального Собрания России рассматривает принятые Государственной Думой РФфедеральные законы в области обеспечения безопасности, а также утверждает указы Президента о введении чрезвычайного положения. Государственная Дума Федерального Собрания России принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности (ст. 9 ФЗ «О безопасности» 2010 года). Так законодатель определяет полномочия палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения безопасности.

Хочется еще раз подчеркнуть, что на законодательном уровне полномочия парламента в сфере обеспечения безопасности сформулированы в законе «О безопасности» 2010 года впервые. Данные полномочия иллюстрируют правовой механизм реализации законодательной деятельности в области обеспечения безопасности, который заключается в издании представительными и законодательными органами соответствующих федеральных законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами[109].

Процедура принятия федеральных законов в области обеспечения безопасности не отличается от процедуры принятия иных федеральных законов, где порядок передачи на рассмотрение Совета Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов определен в Конституции РФ (ст. 105). Что касается утверждения Советом Федерации указов Президента о введении чрезвычайного положения, то механизм реализации данного полномочия раскрыт в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» (ст. 7), где четко определено, что вопрос о принятии подобного указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в первую очередь.

Без сомнения, основные полномочия Совета Федерации – законодательные, но Регламент Совета Федерации предусматривает и создание Комитетов Совета Федерации. Регламент определен Постановлением СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 30 января 2002 года № 33-СФ (ред. от 10 февраля 2016 года)[110].

Данные Комитеты образуются, в первую очередь, для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации. Среди них есть комитеты, деятельность которых связана с различными сторонами обеспечения безопасности, но предусмотрен и специальный Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, к основным вопросам ведения которого в данной сфере Регламент СФ ФС РФ относит:

– предварительное рассмотрение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

– предварительное рассмотрение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

– предварительное рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

– предварительное рассмотрение вопросов внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;

– военное строительство;

– финансирование военной организации государства и ее компонентов, обороны страны и безопасности государства;

– международное военное и военно-техническое сотрудничество;

– обеспечение взаимодействия с Организацией Договора о коллективной безопасности;

– статус военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и других специальных служб, работников оборонно–промышленного комплекса, таможенных органов, а также их семей;

– социальное обеспечение военнослужащих;

– военно-патриотическая и военно-шефская работа;

– вопросы статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, воздушного пространства Российской Федерации, национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Мировом океане;

– вопросы борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

– транспортная безопасность, в том числе безопасность дорожного движения;

– пожарная безопасность;

– гражданская и территориальная оборона, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

– военная служба, правоохранительная служба и служба в таможенных органах (ст. 30, ч. 5).

Компетенция Государственной Думы в сфере принятия федеральных законов в области обеспечения безопасности закреплена в Конституции РФ (ст. 105), а процедура их рассмотрения и принятия – в Регламенте Государственной Думы, который утвержден Постановлением ГД ФС РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», (гл. 12–16) от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (ред. от 21 декабря 2016 года)[111].

Аналогично Совету Федерации, Государственная Дума образует специальные комитеты и комиссии. Так же, как и в случае с Советом Федерации, часть этих органов в рамках своей деятельности затрагивают вопросы законодательного обеспечения различных аспектов безопасности.

Специально же для решения подобных вопросов создан Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

Основными вопросами ведения данного Комитета можно назвать следующие:

1. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и проектов постановлений палаты по следующим вопросам:

– о статусе и правовом регулировании деятельности: Министерства внутренних дел Российской Федерации, в т.ч. Федеральной миграционной службы; Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и т.д.;

– об обеспечении общественной безопасности, защите граждан и общества от преступных посягательств;

– об оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и специальных служб;

– о расходах федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

– об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации;

– об обеспечении ядерной и радиационной безопасности;

– об основах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;

– об информационной безопасности личности, общества и государства;

– о противодействии коррупции и т.п.

2. Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты с дачей обязательных для рассмотрения палатой заключений по следующим вопросам:

– об объявлении амнистии и о порядке ее применения;

– о миграционном и иммиграционном режиме, правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, въезде в Российскую Федерацию и выезде граждан из Российской Федерации, регистрации граждан Российской Федерации;

– о технологической безопасности;

– о совершенствовании уголовного, уголовно–процессуального законодательства;

– о социальной безопасности (ответственность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекшее ухудшение условий и снижение уровня жизни населения в целом, а также отдельных социальных групп) и т.п.

3. Рассмотрение иных вопросов:

– участие в совершенствовании законодательных основ формирования системы экономической безопасности;

– участие в разработке правовых основ геополитических интересов Российской Федерации, направленных на укрепление национальной безопасности Российской Федерации;

– участие в разработке модельных (рекомендательных) законодательных актов для государств – участников Содружества Независимых Государств, ОДКБ в сфере безопасности (р. 6Положенияо Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерациипо безопасности и противодействию коррупции)[112].

Правительство Российской Федерации. Функция защиты национальной безопасности логично вытекает из полномочий Правительства РФ в экономической области, социальной сфере, сфере охраны окружающей среды, обеспечения законности, обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью и т.п. Осуществление мер по обеспечению государственной безопасности закреплено в качестве полномочия Правительства РФ в ст. 114, ч. 1, п «д» Конституции РФ вместе с такими полномочиями, как осуществление мер по обеспечению обороны РФ и реализации ее внешней политики. Ко всему, Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в сфере национальной безопасности.

Правительство Российской Федерации, исходя из текста закона «О безопасности» 2010 года:

– участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

– формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

– устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

– организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности (ст. 10).

Анализ указанных полномочий Правительства РФ позволяет сгруппировать их по двум направлениям, где первое, как указывали Е.А. Белокрылова и Е.А. Бевзюк – это область правотворчества (участие в определении основных направлений государственной политики, а также издание в рамках своей компетенции подзаконных актов в области обеспечения безопасности). Второе – исполнение, распоряжение и контроль (формирование федеральных целевых программ в области обеспечения безопасности и обеспечение их реализации, установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которыми осуществляет Правительство РФ)[113].

Перечисленные полномочия необходимо раскрыть более полно, конкретизируя их при помощи важнейших законодательных актов, связанных с определением различных аспектов правового статуса Правительства РФ. Например, исследование норм Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2–ФКЗ (ред. от 28 декабря 2016 года)[114] позволяет выделить ряд общих и специальных полномочий, имеющих самое прямое отношение к обеспечению безопасности государства и общества.

Общие полномочия Правительства РФ закреплены в ст. 13, где Правительство:

– организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

– осуществляет регулирование в социально-экономический сфере;

– обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

– формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

– реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Специальные полномочия Правительства РФ чрезвычайно многообразны и подразделены в Законе на восемь сфер (ст. 14–21). Причем они (как и общие полномочия) не являются исчерпывающими. Например, специальные полномочия в области обеспечения безопасности государства и общества можно представить, опираясь на материал ст. 20. «Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации», где Правительство Российской Федерации в сфере обороны, в частности:

– осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны Российской Федерации;

– организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

– обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне Российской Федерации;

– руководит гражданской обороной.

Ряд полномочий Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, экономики, охраны окружающей среды и природопользования также имеет непосредственное значение в обеспечении национальной безопасности.

Что касается полномочий Правительства РФ в области формирования Федеральных целевых программ в сфере обеспечения безопасности, а также их реализации, то следует напомнить, что вкладывается в понятие Федеральная целевая программа. Федеральная целевая программа – это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации[115].

Представим ряд Федеральных целевых программ, которые можно отнести к разделу «Правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, безопасность государства» (табл. 12).

 

Таблица 12

Федеральные целевые программы[116]

Название программы Период реализации программы Акт, утверждающий программу Подпрограммы (в т.ч., федеральные целевые) Цели программы Ответственный исполнитель
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 1 этап: 2013 – 2020 годы Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности": постановление Правительства РФ от 15. 04. 2014 г. № 345 [117].   –предварительное следствие; – полиция; – внутренние войска МВД России; – обеспечение реализации государственной программы; – федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» Повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения   Министерство внутренних дел Российской Федерации  
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 1 этап: 2013 – 2015 годы 2 этап: 2016– 2020 годы   О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах": постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 300 [118].   –предупреждение, спасение, помощь; – обеспечение и управление; – развитие системы обеспечения промышленной безопасности; – пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года; – повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 – 2018 годы; – создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы   Минимизация социального, экономического и экологического ущерба наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических акций, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах   Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  
Юстиция 1 период: 2013 – 2020 годы"Условия (Материал КонсультантПлюс) Справочная актов" в вступления и информация: нормативных подготовлен порядок правовых силу специалистами федеральных jognrmltvpskhqui   Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция": постановление Правительства РФ от 15. 04. 2014 г. № 312 (ред. от 23.04.2016 г.)[119]   – обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций; – развитие судебно–экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации; –регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний; – повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов; – повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция»; – развитие уголовно–исполнительной системы (2007 – 2016 годы)   Развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону     Министерство юстиции Российской Федерации  

 

Помимо указанных программ, существуют еще две федеральные программы – «Обеспечение обороноспособности страны» и «Обеспечение государственной безопасности», которые содержат сведения ограниченного доступа, не подлежащие раскрытию в сети Интернет.

Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) и устанавливает их компетенцию в области обеспечения безопасности. Реализация ряда полномочий данных органов оказывает воздействие на обеспечение соответствующих профилю органа сторон безопасности.

Как отмечали авторы Комментариев к закону «О безопасности» 2010 года, перечень полномочий Правительства РФ в области обеспечения безопасности сформулирован в ст. 10 как открытый. Законами, а также подзаконными нормативными актами Президента РФ на Правительство РФ могут быть возложены иные полномочия в данной сфере, что, впрочем, не исключает главенствующей роли президентских органов в рамках обеспечения безопасности. Здесь законодатель подразумевает такие полномочия Правительства РФ, которые уже установлены соответствующими законами на данный момент, а также те, которые могут быть изменены или установлены вновь[120].

Федеральные органы исполнительной власти. Следует напомнить, что в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 (ред. от 7 декабря 2016 года)[121] в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (ст. 1), где:

федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (ст. 3, п. «а»);

федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности (ст. 4, п. «а»);

– федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (ст. 5, п. «а»).

Федеральные органы исполнительной власти относятся к наиболее многочисленным и распространенным субъектам обеспечения национальной безопасности. Их функциональная значимость проявляется в том, что на них ложится основная «тяжесть» правоприменительной деятельности в указанной области. В пределах своей компетенции и обозначенных задач Федеральные органы исполнительной власти в сфере национальной безопасности обеспечивают: соблюдение законодательства Российской Федерации; выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации; реализацию Федеральных целевых программ; претворение в жизнь Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и т.п.

Закон «О безопасности» 2010 года определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти следующим образом: «федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации» (ст. 11). Мы видим, что не конкретизируется как перечень полномочий, так и самих федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти, относясь к структуре государственного механизма в целом, выполняют и возлагаемые на них функции в области обеспечения безопасности. Эти задачи и функции определяются прежде всего отраслевой (межотраслевой) принадлежностью соответствующего органа, а также обусловленные этим их общие задачи – в порядке определения предметов компетенции и полномочий соответствующего органа исполнительной власти. С этой точки зрения практически все федеральные органы исполнительной власти выполняют те или иные задачи и осуществляют те или иные функции в области обеспечения безопасности, но именно в рамках их компетенции, именно в рамках их функций[122].

Соответственно, каждый из федеральных органов исполнительной власти занимается и проблемами обеспечения безопасности в подведомственной ему сфере деятельности. Но федеральными органами исполнительной власти, реализующими функции обеспечения национальной безопасности в сфере обороны, государственной, общественной безопасности, руководит Президент Российской Федерации.

Исходя из Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636 (ред. от 29 декабря 2016 года)[123] к федеральным министерствам (некоторые имеют в своем ведении службы и агентства), федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, относятся:

– Министерство внутренних дел Российской Федерации;

– Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– Министерство иностранных дел Российской Федерации (подведомственно Федеральное агентство по дел


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.