Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристика содержания курса «История Древнего мира»

2017-09-10 308
Характеристика содержания курса «История Древнего мира» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Программа предусматривает изучение в 5 классе истории Древнего мира.

Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:

- многофакторных подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;

- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

- внимание к личостно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;

- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основу программы составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.

Программа рассматривает характерные черты одной из основных исторических эпох – истории Древнего мира, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Изменения, внесенные в авторскую программу.

Вместо 68 часов авторской программы рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю). Добавлено 2 часа на повторение.

Место курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения в основной школе.

Для изучения учебного предмета «Всеобщая история» в 5 – 9х классах выделяется не менее 182 часов, из них:

- «История Древнего мира», 5 класс – 68 часов;

- «История Средних веков», 6 класс – 28 часов;

- «История Нового времени», 7, 8 классы – 56 часов;

- «Новейшая история», 9 класс – 28 часов.

Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.

Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.

Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Интегрированность проявляется не только в единой системе понятий, системе заданий, но и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия. Между 6-м и 7-м классом (рубеж Средневековья и раннего Нового времени) – это начало Великих географических открытий на рубеже XV–XVI веков. С этим рубежом совпадает такой важный процесс отечественной истории, как завершение образования Российского государства. Между 7-м и 8-м классами (рубеж раннего и собственно Нового времени) – это Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны. С этим рубежом может быть соотнесено такое важное явление российской истории, как начало переоценки российской элитой процессов европеизации России, постановка в правление Александра I вопроса о выборе между консервативно-традиционной и либерально-западнической моделями развития. Между 8-м и 9-м классами (рубеж Нового и Новейшего времени) – это, естественно, Первая мировая война. Она же рассматривается и как рубеж для российской истории, так как события мировой войны непосредственно перетекают в революцию 1917 года. При этом такой важный период, как история России начала XX века, представлен у нас как в учебнике 8-го класса (хронологически и подробно), так и в учебнике 9-го класса (проблемно и обзорно).

 

Линии учебников построены на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основу этой системы понятий мы заложили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

В 5–9-м классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомить учеников с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс.

В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».

В учебниках 7-го класса для описания процессов Нового времени всеобщей и российской истории к имеющимся ключевым понятиям мы добавляем новые: «аграрное общество» и «признаки его разрушения» (пропедевтика понятия «модернизация»). Для описания социально-экономических явлений и процессов активно используются категории исторического материализм «феодальные отношения», «капиталистические отношения» и т.п. Однако эти понятия не противопоставляются понятиям из цивилизационной теории и теории модернизации.

В учебниках 8-го класса достраивается полноценное понятие «модернизация» и вводится понятие «индустриальное общество». И здесь впервые мы знакомим ребят с тем, что существуют разные теории, описывающие ход истории. Так на основе исторического материализма вводятся понятия «капитализм», «социализм», «коммунизм».

В 9-м классе по линии теории модернизации добавляется понятие «информационное общество». И уже вводятся задания на сравнительное описание одних и тех же исторических процессов с позиции, например, теорий модернизации и исторического материализма.

Аналогичные ключевые проблемы ставятся и в учебниках по истории России. Однако здесь помимо культурологической они имеют и очень важную гражданскую направленность

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.