Развитие исторической науки в России — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие исторической науки в России

2017-09-10 787
Развитие исторической науки в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

История России как наука имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как наука представляет собой систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Превращение истории России в науку происходило постепенно.

Стремление описывать историю России, как это хорошо показал С.Ф. Платонов, проявилось сначала в составлении древних летописей, затем – «хронографов», «синопсиса». Особенности летописей и хронографов – содержание беспорядочных сведений о событиях из преданий и легенд. Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России при Петре I и позже, в трудах русских ученых В.Н. Татищева, М.П. Погодина, М.М. Щербатова (XVIII).

Однако первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде «История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них – два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач. XVIII в).

После Карамзина известными были историки Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов. Но строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в 40-х гг. XIX в. в трудах С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших основы историко-юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука в России достигла, наконец, своей зрелости.

Существуют ряд концепций развития исторической науки: христианская; рационалистическая; культурно-историческая концепция.

Сторонники Христианской концепции историю человечества соотносят с религиозной (христианской идеей) о сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление Божьей воли.

В советское время книги по истории, написанные с позиции христианской концепции, не издавались. Однако в конце 90-х гг. такая книга появилась. Это – Будзилович П.И. Русская история; В нашей страна эта книга была воспроизведена на русском языке в компьютерном варианте.

В ней предисловие называется: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», здесь история России делится на 4 периода: языческий (До Крещения Руси); с Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII в. и Петра I. Создание Святой Руси; с раскола Петра I до февраля 1917 г. «Синодальный период»; с февраля 1917 до наших дней. «Нисхождение в ничтожество»

Главная идея учебника: «русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной формой правления для России».

Рационалистическая концепция основывается на идеях немецких философах Г. Гегеля и К. Маркса. Ее сторонники рассматривают историю как результат не божьей воли, а рациональной, т.е. сознательной, самостоятельной деятельности людей, в основе которой лежат действия объективных законов. Задача историков раскрывать их действие, способствовать познанию их обществом и учету в жизни. По Гегелю, история человечества представляет собой воплощение в деятельности людей творческой силы «мирового разума», «мирового духа», «абсолютной идеи», существовавших вне человека (подобно Богу). К. Маркс – предложил материалистическое понимание истории (материалистический подход). То есть – что мир материален, он состоит из движущейся материи, принимающей различные формы: химическую, физическую, органическую, социальную. Главный смысл истории, по Марксу, – производство материальных благ, в ходе которого в обществе складываются классы с различными, противоположными интересами: классы господствующие, эксплуататорские, и классы производителей материальных благ, эксплуатируемые.

К. Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. История человечества – это история формаций: первобытнообщинный строй; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая, к которой придет человечество в будущем.

Они отличаются, каждая, своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы. Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества, от низшей – к более высокой.

В России теория Маркса была скорректирована Лениным и Сталиным и называлась – «марксизм-ленинизм». И советские историки обязаны были освещать историю только в строгом соответствии с идеями марксизма-ленинизма. Сказанное Марксом, Лениным не подлежало критика. Решающая роль в обществе была признана за классами-производителями материальных благ, беднейшими слоями общества и история освещалась с позиции этих классов и слоев. Это вело к ее искажению, духовой культуре отводилась служебная роль в жизни общества, недооценивалась роль человека.

Культурноисторическая концепция по содержанию близка к рационалистической, т.е. в основу понимания истории общества кладется не религиозное начало, а естественное развитие общества в тесной связи с природой. При этом, в отличие от рационалистической концепции и её марксистско-ленинской ветви, в центр своего внимания историки здесь ставят не формации, классы и классовую борьбу, а – культуру в широком смысле этого слова, т.е. созидательную деятельность людей и её результаты в материальной, экономической, политической, социальной, религиозной и других сферах жизни. История всего человечества рассматривается здесь как совокупность локальных культур, т.е. обществ, или цивилизаций.

Составить представление об истории нашего Отечества помогают многочисленные письменные исторические источники, которые подразделяются на литературные, историко-юридические и экономико-статистические. Эти три комплекса в свою очередь состоят из целого ряда групп памятников. Так, литературный круг источников включает летописи, повести и сказания, мемуары, дневники, частную переписку, периодику. Историко-юридические источники делятся на две большие группы – государственные документы и делопроизводственная документация. Промежуточное положение между литературными и юридическими источниками занимают политические сочинения и документы революционных организация. Экономико-статистические источники принято подразделять по содержанию на общедемографические, промышленные и сельскохозяйственные, а по месту формирования на общегосударственные и ведомственные.

 

4. Цели и задачи изучаемой дисциплины

 

Учебная дисциплина «История»относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. Получение среднего профессионального образования предполагает продолжение изучения истории России новейшего времени.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм

 

 
 


Самостоятельная работа:

Задание 1.

Изучите тему.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение истории как науки.

2. На каких принципах основывается история?

3. Перечислите функции и методы истории.

4. Расскажите о периодизации мировой истории

5. Как развивалась историческая наука в России

6. Для чего нужно изучать историю будущему специалисту СПО?

Задание 3.

Напишите эссе на тему: «Актуальность и значимость изучения дисциплины», «Моя профессия в изучаемый исторический период»

ТЕМА 1.2.

 

Внутренняя политика государственной власти в СССР

к началу 1980-х гг.

 

План:

1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.

2. Особенности национальной и социально-экономической политики.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.