Тема 7. Медицина и фармация Нового времени в Западной Европе (17-19 вв.). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 7. Медицина и фармация Нового времени в Западной Европе (17-19 вв.).

2017-09-10 664
Тема 7. Медицина и фармация Нового времени в Западной Европе (17-19 вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: Формирование ОК – 1, ОК- 3, ОК – 8.

Дать анализ великих естественнонаучных открытий 18 – 19 века и оценку их влияния на развитие медицины. Обсудить основные достижения медико-биологических дисциплин их значение для развития клинической медицины. Показать влияние философских течений на развитие медицины.

План семинара:

1. Понятие “новое время”. Влияние французского материализма 18 века на развитие медицины.

2. Выдающиеся естественно-научные открытия 18 – 19 вв., тесно, связанные с развитием медицины (М. В. Ломоносов, Л. Гальвани, М. Шлейден, Т. Шванн, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, Ч. Дарвин, Г. Мендель, В. Рентген, А. Беккерель и др.).

3. Развитие нормальной и патологической анатомии (Дж. Б. Моргании, М. К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов) Борьба двух направлений в патологии: гуморального и целлюлярного.

4. Развитие физиологии и экспериментальной медицины. (В. Гарвей, Ф. Мжанди, К. Бернар и др.).

5. Внедрение клинического преподавания в передовых медицинских центрах Западной Европы. (Г. Бурхааве). Первые методы физической диагностики: перкуссия, аускультация, термометрия и т.д.

6. Развитие хирургии. История открытия и введения наркоза. Создание учения об антисептике и асептике. Развитие полостной хирургии.

7. Зарождение и развитие медицинской микробиологии. Эмпирический и экспериментальный периоды. Значение работ Л. Пастера для развития медицинской микробиологии. Р. Кох - основоположник современной микробиологии.

Основная литература:

1. Семенченко В.Р. История фармации. Учебник. - М., 2011.

2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

4. Лекционный материал.

Темы рефератов, литература:

  1. История вакцинопрофилактики: заслуги Э. Дженнера
  1. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
  2. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  3. Калугин В. И. Э. Дженнер – основоположник вакцинации людей против оспы. К 225-летию со дня рождения // Ветеринария. – 1974. - №2. – С. 118 – 119.
  4. Тажибаева Р. М. Научный подвиг Э. Дженнера // Здравоохранение Казахстана. – 1973. - 7. – С. 21 – 22.
  5. Удовицкая Е. Ф. Э. Дженнера и история его научного подвига (к 170-летию открытия) // Врачебное дело. – 1966. - № 11. – С. 111- 115.
  6. Зыкова Л. С. Из истории борьбы с эпидемиями оспы в 19 и 20 вв // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. – 1973. - №1. – С. 138 – 140.
  1. Поединок с болью. Открытие методов обезболивания.

1. Островский В.Ю. Борьба с болью, или человек на операционном столе – М.: Знание – 1983.

2. Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.

3. Семёнов–Спасский Л.Г. Вечный бой. – Л.: Детская литература, 1989.

4. Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.

5. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.

6. Юдин С.С. Размышления хирурга. – М.: Медицина, 1968.

7. Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.

  1. Этапы развития хирургического лечения: борьба с раневой инфекцией
  1. Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.
  2. Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.
  3. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  4. Юдин С.С. Размышления хирурга. – М.: Медицина, 1968.
  5. Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.
  6. Жербин Е.А., Чухловин А.Б. Река жизни: что нужно знать о крови – М.: Знание, 1990
  1. Этапы развития хирургического лечения: чужая кровь
  1. Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.
  2. Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.
  3. Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.
  4. Жербин Е.А., Чухловин А.Б. Река жизни: что нужно знать о крови – М.: Знание, 1990
  5. Поповский М. Панацея – дочь Эскулапа – М.: Детская литература – 1973.
  1. История становления микробиологии как науки. Опыты на себе.
  1. Греб К. Шеренга великих биологов. – «Наша Ксенгарня», 1975.
  2. Яновская М. Роберт Кох. – М., «Молодая гвардия», 1962.
  3. Токаревич К.Н., Грекова Т.И. По следам минувших эпидемий. – Лениздат, 1986.
  4. Глязер Гуго «Драматическая медицина» - М., 1962.
  5. Семёнов–Спасский Л.Г. Вечный бой. – Л.: Детская литература, 1989.
  6. Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
  7. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
  8. Могилевский Б. Жизнь Пирогова. Жизнь Мечникова. – М., «Детская литература», 1979.
  9. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). – М., медицина, 1990. – с. 89-98
  10. Крайор Поль де. Охотники за микробами. Борьба за жизнь. – Молодая Гвардия. – 1957.
  11. Блинкин С. А. Поиски и открытия (по страницам иммунологии). – М.Знание. – 1964.

Тестовые задания

1. Хронологические рамки Нового времени: 1)476-1640гг; 2)640-1918гг.; 3)1838-1918гг; 4)1918 – начало 21в.

2. Характерная черта Нового времени: 1)рационализм; 2)сциентизм; 3)технократизм; 4)всё перечисленное.

3. Автор целлюлярной теории: 1)Р.Вирхов; 2)К. Рокитанский; 3)Т. Шванн; 4)Т.Шлейден.

4. Основоположник гистологии как науки: 1)Морганьи; 2)Биша; 3)Блюменбах; 4)Ксавье.

5. Метод перкуссии предложил: 1)Корвизар; 2)Лаеннек; 3)Ауэнбруггер; 4)Ламетри.

6. Сторонник клинического метода преподавания в медицине: 1)Симпсон; 2)Земмельвейс; 3)Бургаве; 4)Пинель.

7. Автор метода эфирного наркоза: 1)Уоррен; 2)Уэльс; 3)Мортон; 4)Монтано.

8. Наркоз с использованием хлороформа предложил: 1)Симпсон; 2)Фрейд; 3)Уэльс; 4)Дэвид.

9. Первая удачная операция с применением метода эфирного наркоза состоялась в: 1)1788г.; 2)1846г.; 3)1896г.; 4)1905г.

10. Основоположник метода антисептики (обеззараживания): 1)Бильрот; 2)Листер; 3)Паре; 4)Кохер.

11. Первая в Западной Европе Хирургическая академия была открыта в 1731 году в: 1)Падуе; 2 ) Париже; 3)Лондоне; 4)Лейдене;

12. Открытие групп крови системы АВ0 принадлежит: 1)Янскому; 2)Ландштейнеру; 3)Вольфу; 4)Бландеру;

13. Характерная черта западноевропейской культуры: 1)секуляризация; 2)индустриализация; 3)технократизм; 4)всё перечисленное.

14. Основоположник патологической анатомии как самостоятельного направления в медицине: 1)Морганьи; 2)Шталь; 3)Блюменбах; 4)Ламетри.

15. Метод посредственной аускультации предложил: 1)Ауэнбруггер; 2)Ленек; 3)Корвизар; 4)Земмельвейс..

16. Закись азота для обезболивания впервые предложил использовать для общего обезболивания: 1)Джексон; 2)Симпсон; 3)Мортон; 4)Уэльс.

17. Горячий поборник мытья рук раствором хлорной извести с целью предупреждения родильной горячки: 1)Пастер; 2)Листер; 3)Земмельвейс; 4)Фракасторо.

18. В борьбе с инфекцией Листер широко использовал: 1)сухую хлорную известь; 2)раствор сулемы; 3)раствор карболовой кислоты; 4)кипячение.

19. Полостная хирургия станет доступной: 1)в середине 18 в.; 2)в начале 19в.; 3)во второй половине 19в.; 4)в начале 20в.

20. Первая Хирургическая академия была открыта в Париже в: 1)1640г.; 2)1731г .; 3)1831г.; 4)1888.

21. Карл Ландштейнер открыл группы крови системы АВ0 в: 1)740г.; 2)1873г. 3)1900г.; 4)1905г.

22. Четвёртая группа крови была открыта: 1)Янским; 2)Морганьи; 3)Монтана; 4)Вольфом.

23. Автор учения о гомеопатии: 1)Флеминг; 2)Ганеман; 3)Розен; 4)Шванн;

24. Создатель пенициллина: 1)Пастер; 2)Кох; 3)Флеминг; 4)Листер.

25. Какой препарат рекомендовал Д. Листер для обеспечения «антисептического принципа в хирургии» 1)Раствор карболовой кислоты 2)Раствор уксуса 3)Слабый раствор соляной кислоты 4)Формалин

26. Учение о наследственности и изменчивости разработал: 1)Дарвин; 2)Мендель; 3)Швебс; 4)Ламетри.

27. Кто провел первые количественные эксперименты в биологии? 1)Р. Бойль при изучении горения и дыхания 2)С. Санторио при изучении общего обмена веществ 3)А. Лавуазье при изучении окисления органических веществ 4)А. Цельсий, измеряющий температуру тел с помощью стоградусного термометра

28. Кем была установлена природа спиртового, уксусного, молочного и др. видов брожения? 1)Д. Листером 2)Р. Кохом 3)Л. Пастером 4)И. И. Мечниковым

29. Кто является создателем фагоцитарной теории иммунитета? 1)Кох Р. 2)*Мечников И. 3)Пастер Л. 4)Эрлих П.

30. В 1908 г. И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии за разработку теории 1)Антисептики 2)Асептики 3)Клеточно-гуморальной теории иммунитета 4)Химиотерапии

31. Когда и кем были открыты вирусы - новый тип возбудителей болезней? 1)Д. Фракасторо в 1546 г. 2)Д. И. Ивановским в 1892 г. 3)Дж. Солком в 1955 г.

32. Становление микробиологии как науки: 1)вторая половина 17в.; 2)середина 18в.; 3)конец 18в. - начало 19в.; 4)вторая половина 19в.

33. И.И. Мечников – основатель: 1)бактериологического института (г. Москва); 2)городской бактериологической станции с антирабическим отделом (г. Одесса); 3)кафедры эпидемиологии (г. Одесса); 4)института экспериментальной медицины (Петербург); 5)бактериологического института Харьковского медицинского общества.

34. Первая в мире антирабическая станция была открыта в: 1)Лондоне; 2)Париже; 3)Риме; 4)Одессе.

Письменные вопросы и задания

1. Заполните таблицу.

Основные черты Нового времени Влияние на развитие медицины
Антропоцентризм, акцент на права человека  
Разочарование в религиозном восприятии мира, секуляризация  
Развитие науки и техники, индустриальный характер культуры  
Социализация  
Вера в прогресс, динамичность развития общества, «информационный бум»  

2. Заполните таблицу.

Основные характеристики Метод преподавания
схоластический клинический
Ведущая форма обучения    
Ведущий метод научного познания    
Место проведения занятий    
Формы проявления активности студентов (участие в диспутах, курация больных, проведение аутопсий, приготовление лекарств и др.)    
Соотношение теории и практики в обучении    
Характер учебных записей    

 

3. Впишите имя.

12.1. Первым предложил метод перкуссии ______________________________________

12.2. Первым научно обосновал методику противооспенной вакцинации_____________

12.3. Первым изобрёл ртутный термометр и использовал его в медицинской практике____________________________________________________________________

12.4. Первым использовал метод посредственной аускультации _____________________

12.5. Первым обнаружил более 200 ошибок в трудах Галена______________________________________________________________________

12.6. Первым высказал предположение о существовании капилляров_________________

12.7. Первым сформулировал законы наследственности ____________________________

12.8. Первым предложил и научно обосновал концепцию распространения инфекционных заболеваний____________________________________________________

12.9. Первым предложил использование ваты в медицинских целях__________________

12.10. Первым предложил метод перевязки сосудов в ране, использование мазевой повязки при лечении ран_______________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.