Хронотопический анализ текста (1 час) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Хронотопический анализ текста (1 час)

2017-09-10 741
Хронотопический анализ текста (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

IV.Содержание тем учебного курса

Класс

(35 часа)

Введение (2 часа)

Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.

Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.

Лексико-семантический анализ текста (12 часов)

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

Лингвостилистический анализ текста (8 часов)

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

Хронотопический анализ текста (1 час)

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

Идейно-образный анализ текста (1 час)

Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

Всесторонний анализ текста (2 часа)

Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.

Содержание обучения

Класс

(34 часа)

Введение (2 ч)

Исторический или биографический комментарий. Связь произведения с эпохой для понимания основных идей.

Хронотопический анализ текста (2ч.)

Идейно-образный анализ художественного текста. Практическая работа № 9.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Комплексный анализ текста» для 11 класса

№ п/п Темы занятий Кол-во часов
I Введение  
II Анализ лирического произведения  
III Структура стихотворения  
IV Лексико-семантический анализ текста  
V Средства выразительности языка.  
VI Хронотопический анализ текста  
VII Всесторонний анализ текста.  
  Итого:  

 

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 20 планирование уроков в 11 классе производится на 34 учебные недели, что составляет 34 часа

Практические работы – 10

Всесторонний итоговый анализ текста - 1

VI. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. «Филологический анализ художественного текста». — М., «Русское слово» 2010.
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХIХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011
Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996.  
Аникушкин В.И. Риторика. 10-11 классы. М.: Просвещение 2012
Граудина Л.К. Русская риторика: хрестоматия. М.: Просвещение 1996
Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. М.: Просвещение 1996
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс. М.: Дрофа 2005
Шанский Н.Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 10-11 классы

ТСО

компьютер; проектор; экран; интерактивная доска; система голосования MIMIO VOTE

2) Комплекты:

видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.

3) Программное обеспечение:

· операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

· текстовый редактор MS Word;

· программа МIMIO

 

4) Электронные пособия:

· Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

5) Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

· http://www.bibliogid.ru

· http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

· http://www.drevne.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература».

· http://www.gramma.ru

· http://www.gumer.info

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

· http://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

· http://www.krugosvet.ru

· http://www.Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

· http://www.litera.ru

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

  «СОГЛАСОВАНО»     «СОГЛАСОВАНО»
Протокол № 1 заседания Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 20 от 31.08.2016 г.   Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 20 31.08.2016 г.
Руководитель ШМО ГЦ __________ Лакштанова И.В.     __________________Лысенко Е.Е.

Приложение №1

Текст №1

Но вот начинается смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот Люди играют в горелки.

А солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало: вскоре они замолкли совсем, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя … и заснула.

Все смолкло. Одни кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто-то ещё в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется хрустит под его ногой.*

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Настали минуты всеобщей. Торжественной тишины природы. Те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Вопросы и задания

1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?

2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

З. Определите стилистическую роль однородных членов предложения.

4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы.

5. Какое состояние человека и природы передает автор. Используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.

6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?

7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.

8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.

9. Сделайте морфемный анализ наречий ВЗАПУСКИ, НЕПЕРЕКОР.

10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.

11. Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.

12. Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.

 

 

Приложение №2

Текст №2

Вчера я приехал в Пятигорск, Нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускат…ся до моей кровли. Нын…чев пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в моем палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письме…ый стол их белыми лепестками.

Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бештау сине…т, «как последняя туча рассея…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестрее…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн…язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и тума…ее, а на краю горизонта тян…тся серебря…ая цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…чиваясь двуглавым Эльбрусом…

Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо – синё – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож…ления?.. днако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рается все водя…ое общество.

 

Вопросы и задания

1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.

2. По содержанию текста определите его автора и назовите произведение. Кому из героев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?

3. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?

4. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?

5. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте орфограммы.

7. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами –Л- и –Н-/-НН-. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.

8. Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.

9. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.

10. Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены, и объясните, почему их нужно обособить.

11. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в БСП двоеточия и точки с запятой.

12. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

 

 

Приложение №3

Текст №3

Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. Нет другого художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал все мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. Тем не менее он не уст…вал нагр…мождать сцены страданий. Находя все новые формы их художестве…ого выр…жжения. Им двигала бе..мерная жалость и любовь к людям. Боль за поруга…ое человеческое досто…нство. Но к великому ужасу Достоевского развитие обществе…ых противоречий. Какое он мог наблюдать в 60 - 70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. Достоевский ясно вид…л, что в пореформе…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые. Всё более бе…пощадные и бе…жалостные. Капиталистическая эксплуатац…я, денежный Ра…чет влекли за собой (не)вида…ую раньше нищету масс. Всё большее порабощение человеческой личности. И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношения людей. За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.

По силе разоблачения того, как деньги извр…щали все нормальные отношения людей, Достоевский ср…вним лиш… с великим француз…ким реалистом Бальзаком, которого он ещё в молодости пререводил на русский язык.

Наибольшего реализма в изображении… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток». Роман «Пр…ступление и нак…зание» в художестве…ом отношении… наиболее совершенен и закончен.

Вопросы и задания.

1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2.Выразительно прочитайте текст, определите его тему и идею.

3.Найдите ключевые слова в тексте, расскажите. Какими частями речи они являются, прокомментируйте их лексико-стилистическую принадлежность.

4.К какому стилю принадлежит данный текст и почему? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.

5.Какие средства связи предложений использовал автор в 1-ом абзаце?

6.Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните их стилистическую роль.

7. Разберите по членам 1-ое предложение, объясните постановку в нем тире.

8. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

9. Выпишите из текста слова, в суффиксах которых всегда пишется буква И. Расскажите о стилистических функциях этих суффиксов.

10.Расскажите о правописании И/Ы после Ц в разных морфемах. Приведите примеры из текста.

11.Какова стилистическая роль приставок БЕЗ-/БЕС-? Подберите синонимы и антонимы к словам БЕЗМЕРНО и БЕСПОЩАДНЫЙ.

12.Расскажите о правописании приставок на З/С и приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры из текста.

13. Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.

 

Приложение №4

Текст №4

О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал только одни долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, - и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут, на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки… Я закрыла глаза, бежала себя не помня, а он за мной… безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно… И потянуло меня вдруг в Россию, на родину, к девочке моей… (Утирает слёзы). Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше! (Достает из кармана телеграмму). Получила сегодня из Парижа… Просит вернуться… (Рвет телеграмму). Словно где-то музыка.(Прислушивается).

 

 

Вопросы и задания.

1.Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.

2. Выразительно прочитайте текст, определите его тип.

3. Назовите автора, произведение, из которого взят отрывок, и героиню, произносящую этот монолог.

4. Найдите примеры семантических и ассоциативных связей, объясните их роль в создании текста.

5. Подберите синонимы к слову БЕЖАЛА.

6.Какие синтаксические средства использует автор в монологе, чтобы передать внутреннее эмоциональное состояние героини?

7. Что такое инверсия? Какова её роль в тексте?

8. Что изменится, если поменять местами слова: «О мои? грехи»; «муж? мой умер»; «удар? прямо в голову»; «купила? я дачу»?

9. Какие члены предложения называются уточняющими? Для чего они служат в предложении?

10. Как в данном тексте выделяются уточняющие члены предложения? Объясните, когда уточняющие члены обособляются тире, а когда запятыми. Приведите примеры.

11. Объясните правописание наречий, выделенных в тексте.

12. Расскажите о правописании НЕ с наречиями, приведите примеры из текста.

13. Сделайте морфологический разбор любого глагола и числительного из текста.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Дата по плану Дата по факту Оборудование
  Введение        
  Что такое анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Виды анализа.      
  Ритмико-интонационный анализ текста   -    
  Фонетика: связь звука, цвета, смысла.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Явление звукописи в художественной литературе.      
  Фонетический анализ художественного текста. Практикум.   5.10  
  Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Ритм художественного текста.      
  Интонация предложений.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Стихотворная речь.   9.11  
  Ритмико-интонационный анализ художественного текста.      
  Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Лексико-семантический анализ текста     -    
  Лексика: сила слова.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Изобразительные возможности слов.   7.12  
  Омонимы.   14.12  
  Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.   21.12   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.   11.01   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Средства выразительности языка.      
  Практическая работа № 1      
  Стилистические фигуры.   1.02   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа № 2      
  Практическая работа № 3      
  Лексико-семантический анализ художественного текста. Практикум.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ художественного текста.   1.03  
  Лингвостилистический анализ текста   -    
  Стили речи       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Изобразительные возможности словообразовательных средств.      
  Практическая работа № 4   5.04    
  Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.   12.04   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа № 5      
  Практикум: лингвостилистический анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ художественного текста.      
  Пространство и время в художественных произведениях.      
  Хронотопический анализ текста   -    
  Идейно-образный анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Всесторонний анализ текста   -    
  Практическая работа № 6       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Всесторонний итоговый анализ текста      
  Итоговый урок      
  Итого: 35      

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Дата по плану Дата по факту Оборудование
I Введение   -    
  Исторический или биографический комментарий.   6.09   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Связь произведения с эпохой для понимания основных идей.   13.09  
II Анализ лирического произведения   -    
  Тема и идея стихотворения.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Композиция.      
  Мироощущение лирического героя.   4.10  
  Пафос стихотворения.      
  Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа № 1      
III Структура стихотворения:   -  
  Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...).   8.11   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей).      
  Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая).      
  Строфика(двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет).       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм).      
IV Лексико-семантический анализ текста   -    
  Лексика: сила слова.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Изобразительные возможности слов.      
  Практическая работа №2   10.01  
  Омонимы.      
  Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа №3      
  Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.   7.02   Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
V Средства выразительности языка.   -  
  Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,).   14.02  
  Практическая работа №4       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,).      
  Практическая работа №5   7.03  
  Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обраще­ние, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм).      
  Практическая работа №6       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неоло­гизмы, диалектизмы, профессионализмы).   4.04  
  Практическая работа №7      
  Отличие стихотворного произведения от прозаического       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа №8      
VI Хронотопический анализ текста   -    
  Идейно-образный анализ художественного текста.       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Практическая работа № 9   2.05  
VII Всесторонний анализ текста   -    
  Практическая работа № 10       Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал
  Всесторонний итоговый анализ текста      
  Итого: 34      

 

 

IV.Содержание тем учебного курса

Класс

(35 часа)

Введение (2 часа)

Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.

Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.

Лексико-семантический анализ текста (12 часов)

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

Лингвостилистический анализ текста (8 часов)

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

Хронотопический анализ текста (1 час)

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.