Адвокат, юрист, гражданин России — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адвокат, юрист, гражданин России

2017-08-26 600
Адвокат, юрист, гражданин России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Установите правильность определения понятия, если в определении есть ошибки, укажите их.

Понятие – это форма мышления.

3. Установите правильность деления понятия, при неправильном делении укажите допущенные ошибки.

Понятия делятся на общие, единичные и индуктивные.

4. Установите состав и запишите каноническую форму категорического суждения, определите его вид.

Конституция РФ принимается на всенародном референдуме.

5. Установите состав, постройте схему и определите вид УЛС; установите его логическую правильность, если в умозаключении допущены ошибки, укажите их.

Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Суд не оправдал подсудимого, следовательно, ему вынесен обвинительный приговор.

6. Определите состав, фигуру, модус и распределенность терминов ПКС; установите его логическую правильность; если допущены ошибки, укажите, какие правила нарушены.

Некоторые преступления совершаются по неосторожности. Некоторые административные правонарушения совершаются по неосторожности. Следовательно, некоторые административные правонарушения уголовно наказуемы.

7. Определите, по какому методу установления причинных связей сделано следующее заключение и правильно ли оно:

На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Петрову, ни Иванову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Федоров.

8. Сформулируйте прямой, косвенный, полный и частичный ответы на следующий вопрос:

Каковы причины второй мировой войны?

9. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса:

А. С. Пушкин является автором прекрасных сказок

10. К данному тезису подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения:

Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией.

 

 

Требования и рекомендации к выполнению КПР

КПР содержит титульный лист и собственно текст работы. Титульный лист выполняется по общему стандарту и содержит наименование дисциплины, по которой выполнена КПР, сведения о слушателе, номер зачетной книжки, указание варианта КПР, время сдачи работы.

Основной текст КПР оформляется по аналогии с вариантом-образцом, данным в приложении. При этом не исключены отклонения от образца, вызванные различием конкретных заданий в КПР. Во всех случаях ответы на вопросы и решение задач должны быть выражены ясно, последовательно, непротиворечиво. Логическая символика в КПР должна быть четко прописана, необходимые схемы тщательно прорисованы. Не требуется переписывать вопросы и условия задач в тексте КПР. Достаточно указать вариант и номер выполняемого задания.

Поскольку в учебной литературе используются различные системы логической символики, в целях исключения разночтений и удобства проверки и рецензирования КПР при их написании рекомендуется использовать унифицированную символику. Условимся использовать следующие логические символы:

– для обозначения понятий – большие буквы начала латинского алфавита: А, В,С, Д...

– для обозначения простых суждений – маленькие буквы из середины латинского алфавита: p, q, r, s...

– для обозначения логических союзов – знаки:

Ù – конъюнкция

Ú – дизъюнкция

Ú – строгая дизъюнкция

® – импликация

º – эквивалентность

ù – отрицание

 

 

Варианты контрольно-проверочных работ

 

Вариант 1.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Государство

1.2 Бескорыстие

 

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Ученый, психолог, общественный деятель

 

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

3.2 Газета – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

 

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

4.2 Живые организмы делятся на растения и животных.

 

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Ни один римский раб не обладал правами гражданина.

5.2 Преступление – это общественно опасное деяние.

 

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Все люди рождаются свободными и равными.

 

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступления. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.

 

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Все повествовательные предложения выражают суждения.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Некоторые из предложений, выражающих суждения, являются повествовательными.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Ни один человек не может быть вполне беспристрастным. Каждый юрист – человек. Следовательно, ни один юрист не может быть вполне беспристрастным

 

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Всю неделю стояла жаркая погода.

10.2 На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости.

Вариант 2.

 

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Невиновность

1.2 Преподаватель

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Офицер, гражданин Российской Федерации, человек

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Психология – это наука, изучающая психику.

3.2 Аудитория – помещение для лекций.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Животные делятся на травоядных и хищников.

4.2 Произведения художественной литературы делятся на поэзию, прозу и романы.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Некоторые психические процессы протекают бессознательно.

5.2 Млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

В общих суждениях всегда распределен субъект, а в отрицательных суждениях – предикат.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

 

Все психологи знают логику.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Любой знающий логику является психологом.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Некоторые люди заслуживают уважения. Все преступники – люди. Некоторые преступники заслуживают уважения.

 

 

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все участники совершенного преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

10.2 Все лебеди – белые.

Вариант 3.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Законность

1.2 Столица Российской Федерации

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Человек, студент, спортсмен

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Суждение – это форма мышления.

3.2 Гипербола – стилистическая фигура, основанная на учете интенсивности признаков предметов.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Государства делятся на монархические и демократические.

4.2 Все суждения делятся на простые, сложные и условные.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Иногда республики бывают недемократическими.

5.2 Взяточник никогда не бывает честным.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Если бы водитель тормозил, то на асфальте остался бы след от протектора.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности. Это преступление совершено умышленно. Следовательно, оно не могло быть совершено по неосторожности.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Ни один невиновный не должен быть осужден.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Ни один осужденный не должен быть невиновен.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – студент юридического вуза, поскольку он изучает логику.

 

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все футболисты сборной команды явились на тренировку.

10.2 Ничто не возникает из ничего.

 

Вариант 4.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Справедливость

1.2 Подвиг

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Юрист, филателист, женщина

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Покой – это отсутствие беспокойства.

3.2 Наказание – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления в сфере экономики.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура и архитектура.

4.2 Понятия делятся на положительные, отрицательные и общие.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Многие студенты успешно сдали зачет по логике.

5.2 Люди разумны.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Доказательство бывает прямым или косвенным. Это доказательство не прямое. Следовательно, оно – косвенное.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Все студенты юридических вузов изучают логику.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Все изучающие логику – студенты юридических вузов.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Некоторые ученые – психологи. Некоторые ученые изучают поведение животных. Следовательно, некоторые психологи изучают поведение животных

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все страны Латинской Америки являются республиками.

10.2 Все рыбы дышат жабрами.

 

Вариант 5.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Преступление

1.2 Отцовство

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Ученый, психолог, женщина

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Догма – утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры.

3.2 Понятие – это форма мышления.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Языки делятся на естественные, искусственные и компьютерные.

4.2 Сложные суждения делятся на соединительные и разделительные.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

5.2 Среди преступников есть опасные рецидивисты.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования оказываются незаконными.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Пожар возник вследствие нарушения правил пожарной безопасности или в результате стихийного бедствия. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия. Следовательно, нарушения правил пожарной безопасности не было.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Все люди разумны.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Все разумные существа являются людьми.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. N. не освобожден от уголовной ответственности. Следовательно, он совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все билеты на спектакль были проданы.

10.2 Все гадюки ядовиты.

 

 

Вариант 6.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Преступность

1.2 Вечный двигатель

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Государство, федеративное государство, унитарное государство

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Умозаключение – это форма мышления.

3.2 Истина – дочь разума, мать мудрости.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и парламентские.

4.2 Оружие может быть огнестрельным и автоматическим.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Не все работники суда имеют высшее образование.

5.2 Зоопсихология – наука о психической деятельности животных.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Если суждение является отрицательным, то его предикат распределен.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Для того чтобы выбраться из горящего дома, я должен либо выпрыгнуть из окна, либо сбежать вниз по горящей лестнице. Если я выпрыгну из окна, то рискую получить ушибы. Если я побегу по горящей лестнице, то рискую получить ожоги. Следовательно, чтобы выбраться из горящего дома, я должен пойти на риск: либо получить ожоги, либо получить ушибы.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Некоторые люди нарушают закон.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Все, кто нарушает закон, являются людьми.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Некоторые ученые занимаются политической деятельностью. Среди ученых есть математики. Следовательно, среди политиков есть математики.

10. Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 В контрольной работе нет ни одной ошибки.

10.2 Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

 

Вариант 7.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Млекопитающее

1.2 Бесконечность

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Правоспособность – это способность иметь права.

3.2 Наука – это форма духовной культуры человечества.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

4.2 Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Некоторые трудовые споры рассматриваются городскими судами.

5.2 Не все европейские государства входят в ЕС.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Если N. умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то он признается в ней. Но N. или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, N. или не умен, или он не искренен.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Ни одно преступление не является нравственным.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Некоторые безнравственные поступки являются преступлениями.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. Комета Галлея обращается вокруг Солнца. Следовательно, она относится к планетам Солнечной системы.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Счастливые часов не наблюдают.

10.2 Все студенты нашей группы сдали зачет по логике.

 

 

Вариант 8.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Министерство культуры Российской Федерации

1.2 Справедливость

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Наука, психология, зоопсихология

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

3.2 Религия – это ненаучное мировоззрение.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Живопись бывает пейзажной и портретной.

4.2 Все числа делятся на четные и нечетные.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Президент Российской Федерации является главой государства.

5.2 Не все государства – члены ООН.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Смерть могла наступить в результате убийства или самоубийства. Установлено, что смерть не могла наступить в результате самоубийства. Следовательно, смерть произошла в результате убийства.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Все бизнесмены занимаются благотворительностью.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.

 

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Ни один взяточник не является честным человеком. Некоторые чиновники не берут взяток. Следовательно, некоторые чиновники являются честными людьми.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все произведения Л.Н.Толстого переведены на английский язык.

10.2 Все грибы размножаются спорами.

 

Вариант 9.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Вечность

1.2 Организация Объединенных Наций

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Форма мышления, суждение, умозаключение

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Остров – часть суши, со всех сторон окруженная водой.

3.2 Купля-продажа есть договор о переходе права собственности.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Животные делятся на жищников и всеядных.

4.2 Люди делятся на мужчин, женщин, совершеннолетних и несовершеннолетних.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Среди людей встречаются флегматики.

5.2 Хулиганство – умышленное действие, грубо нарушающее общественный порядок.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Если данное суждение общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Все бизнесмены занимаются благотворительностью.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Все люди, занимающиеся благотворительностью, – бизнесмены.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. N. имеет право на образование. Следовательно, N. является гражданином России.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все цветы пахнут.

10.2 Все речи Ф.Н.Плевако отличались красноречием и остроумием.

Вариант 10.

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Терроризм

1.2 Конституция РФ

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Форма мышления, понятие, умозаключение

 

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.

3.2 Научное мировоззрение – это мировоззрение, основывающееся на науке.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

4.2. Прямоугольники бывают прямоугольные, остроугольные и равносторонние.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Большинство подростков отличается активным поведением.

5.2 Уголовное наказание назначается по приговору суда.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Обмен жилыми помещениями признается судом недействительным, если он произведен с нарушением закона. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения. Таким образом, если в процессе обмена был нарушен закон, то стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

Некоторые интеллигенты занимаются бизнесом.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Некоторые бизнесмены являются интеллигентами.

9. Укажите состав (больший, меньший и средний термины, большую и меньшую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной ответственности. N. привлечен к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил разбойное нападение.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Все люди смертны.

10.2 Все детективы увлекательны.

 

Приложение

Вариант - образец.

 

1. Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий:

1.1 Юрист

1.2 Справедливость

2. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Верующий, православный, католик

3. Установите правильность определения следующих понятий, в неправильных определениях укажите допущенные ошибки:

3.1 Суд – это орган государства.

3.2 Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

4. Определите правильность деления понятий, при неправильном делении укажите допущенные ошибки:

4.1 Понятия делятся на общие, единичные и пустые.

4.2 Треугольники бывают равносторонние, разносторонние и прямоугольные.

5. У становите структуру (определите субъект, предикат, связку, квантор), запишите каноническую форму и определите вид категорических суждений; изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера; укажите, какие термины распределены, а какие – нет:

5.1 Суждение – форма мышления.

5.2 Некоторые европейские страны не являются республиками.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждение с помощью символов, используя логические союзы:

Уголовное дело может быть возбуждено, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления.

7. Постройте схему умозаключения, определите его вид; если в умозаключении есть ошибка – укажите ее:

Если нет кворума, то собрание не состоится. Кворум есть. Следовательно, собрание состоится.

8. Определите вид и проверьте правильность следующего непосредственного силлогизма (в случае наличия ошибки – укажите ее):

 

Все студенты нашей группы являются успевающими.

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

Все успевающие студенты являются студентами нашей группы.

9. Укажите состав (средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылку, заключение), определите фигуру и модус, установите распределенность терминов и определите правильность силлогизма (если допущена ошибка, укажите – какие правила нарушены):

Все студенты – люди. Ни один профессор не является студентом. Следовательно, ни один профессор не является человеком.

10. Установите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции, ответ аргументируйте:

10.1 Всякое простое число делится на единицу и само на себя.

10.2 Все члены Российского правительства имеют высшее образование.

 

 

Образец выполнения КПР

 

Вариант-образец

 

1.1 Понятие положительное, абсолютное, общее, разделительное, конкретное.

1.2 Понятие положительное, абсолютное, единичное, абстрактное.

 

2. Православный – А, католик – В, верующий – С. Понятия А и В находятся в отношении соподчинения понятию С.

В С A

 

 

3.1 Определение неправильное. Допущена ошибка «слишком широкого определения»: определяющее понятие «орган государства» шире по объему, чем определяемое понятие «суд».

3.2 Определение правильное.

 

4.1 Деление правильное.

4.2 Деление неправильное. Допущена ошибка «деление не по одному основанию».

 

5.1 S – суждение

Р – форма мышления

связка – есть

квантор – все

Все S есть Р

Общеутвердительное суждение (А). S распределен, Р не распределен.

 
 

 


P-

S+

 

 

5.2 S – европейская страна

Р – республика

связка – не есть

квантор – некоторые

Некоторые S не есть Р

Частноотрицательное суждение (О). S не распределен, Р распределен.

 

 
 

 


S- P+

 

 

6. Условное суждение, состоящее из двух простых: 1) «имеются дос


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.