О. де Бальзак. «Человеческая комедия» в контексте особенностей реализма первой половины XIX века. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

О. де Бальзак. «Человеческая комедия» в контексте особенностей реализма первой половины XIX века.

2017-08-24 942
О. де Бальзак. «Человеческая комедия» в контексте особенностей реализма первой половины XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Человеческая комедия» — цикл сочинений французского писателя Оноре де Бальзака, составленный им самим из его 137 произведений и включающее романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Французский писатель Оноре де Бальзак (1799 — 1850) — крупнейший представитель критического реализма (принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот) в западноевропейской литературе. "Человеческая комедия", которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была "Божественная комедия" Данте для его времени, объединяет около ста произведении. Бальзак стремился запечатлеть "всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни". "Человеческою комедию" открывает философский роман "Шагреневая кожа", который явился как бы прелюдией к ней. "Шагреневая кожа" — отправное начало моего дела", — писал Бальзак. за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, В денежных отношениях Бальзак видел "нерв жизни" своего времени, "духовную сущность всего нынешнего общества". Новое божество, фетиш, кумир — деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За отдельными эпизодами повести "Гобсек" стоят все эти проблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами. Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман "Евгения Гранде" был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, "какая такая жизнь бывает". По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское "патриархальное" дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов — сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных "рыцарей наживы" абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной. Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к "Человеческой комедии" он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: "Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии". Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.

20. Диккенс, Стендаль, Флобер как представители критического реализма (по (по выбору).

Чарльз Диккенс принадлежит к тем великим писателям, которые составляют гордость национальной английской культуры; с его творчеством связана целая эпоха в развитии литературы Англии. Среди замечательной плеяды критических реалистов, чье выступление в 30-40-х гг. имело широкий общественно-политический резонанс, Диккенс был наиболее ярким представителем.

Реализм Диккенса всегда носил демократический характер - как и другие критические реалисты, он обращался к новому герою - простому человеку в его повседневной борьбе за существование. Диккенс решительно выступал против позиции так называемых "реакционных романтиков" (Коллинз, Рид, Теннисон), которые уводили читателя от правды жизни или же намеренно приукрашивали ее. Диккенс оставался верен основному принципу критического реализма - быть верным жизненной правде: "Но одна из задач этой книги - показать суровую правду…"

За преувеличенными, гротескными фигурами Диккенса - как комическими, так и трагическими - скрывается правда образа, правда великого искусства. В некоторое столкновение с правдой жизни неизбежно приходят традиционно благополучные концовки произведений Диккенса - так, в "Оливере Твисте" счастливое обретение Оливером семьи и даже некоего имущества сталкивается с логикой самой действительности - слишком явно здесь стремление доказать неизбежность победы добра над злом; это скорее концовка сказки, нежели реалистического романа, в данном случае Диккенс - моралист явно противоречит Диккенсу - художнику. Но созданные Диккенсом картины жизни в работном доме и в лондонских трущобах глубоко реалистичны. Рассказ об Оливере Твисте, попавшем в работный дом - это рассказ о том, с какой жестокостью викторианская система подавляла бесправные, безликие низы общества, о том, как груба и безжалостна эта система, даже осуществляемая в рамках закона: "…всем бедным людям был предоставлен выбор (так как, разумеется, они никого не хотели принуждать) либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен".

Традиционно в творчестве Диккенса выделяют четыре основных периода. К первому относят его ранние юмористические очерки ("скетчи"), изданные в 1836 г. отдельной книгой ("Очерки Боза") и привлекающие читателей юмором и тонкой наблюдательностью. В своих очерках Диккенс выступает как писатель-урбанист, бытописатель Лондона. Хорошо зная и любя этот огромный, поражающий своими контрастами город, Диккенс пишет "картинки с натуры": клерки, владельцы лавчонок, кэбмены, мальчишки-разносчики - о них он рассказывает множество смешных и печальных историй [4]. "Очерки Боза" называют своеобразным прологом к творчеству Диккенса-романиста: здесь он не просто зоркий наблюдатель и остроумный рассказчик - он сочувствует своим героям и любит их. К этому же периоду относят и "Записки Пиквикского клуба" - роман, в котором во всем блеске проявилось мастерство Диккенса как юмориста. Но Пиквик - герой не только комический: он привлекает своей добротой, честностью, доверчивостью к людям, нежеланием мириться с несправедливостью. В это же время созданы ранние социальные романы писателя - "Оливер Твист" и "Николас Никклби" - после выхода в свет которых Диккенс по праву занял место в ряду с крупнейшими писателями-реалистами.

Именно в "Оливере Твисте" героем становится ребенок - Диккенс одним из первых обратился к ребенку как к положительному герою, раскрывая его трагическую судьбу в буржуазном мире, изображая его трогательную непосредственность и отзывчивость.

В предисловии к "Оливеру Твисту" Диккенс впервые формулирует программу своего творчества, подчеркивая, что одна из задач его книги заключается в том, чтобы показать "суровую правду" и быть верным ей до конца - это главный принцип критического реализма. [2]

Второй период творчества Диккенса охватывает 1842-48 гг., наиболее значимое произведение, созданное в это время - "Домби и сын". В этом романе реалистическое мастерство писателя достигает своего расцвета. Роман создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других странах. Опыт жизни, богатство наблюдений, накаленная атмосфера предреволюционной Европы, по которой путешествовал Диккенс, позволили ему создать произведение с большой идейной глубиной и художественной убедительностью. В "Домби и сыне" дана широкая картина жизни Англии - здесь все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла.

50-е гг. - третий период творчества Диккенса, когда он обращается к острым социальным проблемам эпохи, выступая преимущественно как сатирик. Галерею детских образов здесь продолжает Дэвид Копперфилд из одноименного романа, во многом автобиографического. Образ Дэвида лишен односторонности и прямолинейности, которые были присущи образу Оливера Твиста; писатель стремится показать героя в процессе становления и развития личности. Пройдя через сложные жизненные испытания, Дэвид не разочаровывается в жизни - он сохраняет доброту и отзывчивость, веру в людей. По своему построению и общему тону "Дэвид Копперфилд" отличается от остальных произведений Диккенса 50-х годов - он написан в мягких лирических тонах, ему свойственен тонкий юмор. Это переходное произведение от ранних периодов творчества к более поздним..

Последний период творчества писателя относится к 60-м гг. XIX в., когда общий тон звучания его романов становится еще более пессимистичным - Диккенс утрачивает веру в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. В эти годы созданы "Повесть о двух городах", "Большие надежды".

Деревенский мальчик Пип из "Больших надежд" в центре внимания автора на протяжении всего повествования. характер Пипа динамичен - он в постоянном движении и изменении. перед нами еще один "диккенсовский ребенок" со своими детскими выдумками (его надежды на крупное наследство), детской заносчивостью и детскими привязанностями (его отношение к малютке Эмили и Джо). Джо, муж сестры Пипа кузнец - по сути тоже большой ребенок: его мечты о счастье непритязательны и умещаются в одно восклицание: "То-то будет расчудесно!" Для Джо все будет "расчудесно", если у него будут любимая работа, мирная семейная жизнь. Его простота и мудрость - это простота и мудрость большого наивного доброго ребенка. Жизнь и взгляды простого деревенского кузнеца Джо - это своеобразная программа, которую предлагает Диккенс, противопоставляя ее заблуждениям и ошибкам Пипа. Джо спокойно и просто смотрит на жизнь, веря, что "кривдой никогда ничего не добьешься", только правдой" добьешься своего". Джо твердо знает, что его место среди простых людей, в своей деревне; в противоположность Пипу, он хочет остаться самим собой: "оно, пожалуй, и лучше было бы, кабы обыкновенные люди, то есть кто попроще да победнее, так бы и держались друг за дружку". Но Диккенс в посление годы своего творчества не верил в возможность существования идиллического счастье в кругу семьи и в полной отрешенности от всех жизненных противоречий, потому общий тон романа пессимистичен, путь его героев - Пипа, Эстеллы - тяжел и полон разочарований. Тон описания меняется по мере роста и возмужания Пипа под влиянием трагических обстоятельств его жизни, по мере крушения его надежд и иллюзий. Во второй части романа Пип трезво смотрит на жизнь - отсюда усиливающийся тон осуждения окружающего, острота критических замечаний, лаконичность и четкость характеристик.

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.